Газета "Вестник" №25-2012

О том, как дети учатся писать

Когда ребенок только начинает учиться писать и не знает, что от него ожидается, то его рука совершенно гибко и послушно управляется рукой матери; как только он вообразит, что понял, и старается «помогать», все идет вкривь и вкось...Или же возьмите парус: ветер может его наполнить так, что он понесет весь корабль - только потому, что парус гибок; если вместо паруса вы поставите прочную доску, то ничего не получится...И вот одна из вещей, которым Бог постоянно старается нас научить вместо воображаемой и ничтожной, анархичной нашей «силы» - это хрупкость, гибкость, всецелая отдача себя в руки Божии.

Митрополит Сурожский Антоний

 

Дети очень многому могут нас научить. Моя младшая сестренка учится писать. Она видит красивые буквы в прописях, ей хочется подражать. Она знает несколько правил, после применения которых кисть должна с легкостью заскользить по бумаге, выводя причудливые письмена. С жаром и неподдельным старанием берется девочка за работу, но...ничего не выходит. Рука слишком напряжена, а линии выходят совсем не такие, как их рисует воображение. Хочется справиться с заданием самой, удивить маму и папу, однако, чего-то не хватает. Нужен кто-то, кто стал бы не просто образцом, но предложил путь к тому, чтобы этот образец достигнуть. И вот крохотную и неумелую ручку берет крепкая и любящая рука отца. Девочка с верой и доверием отдает всю свою свободу тому, кто может ее научить.

Нет, Отец нисколько не подавляет свободу своего чада, не навязывает свою волю насильно. Он встречает доверчивый отклик свободной личности, стремящейся на встречу с Ним. Личности, которая сознает себя искреннее желающей спасения, «неспособной отступить, слишком слабой, чтоб идти вперед, и, однако ж, несчастной», оттого что остается на месте (свт. Феофан Затворник). В своих тщетных попытках самостоятельно исполнить главную христианскую заповедь любви, человек понимает, что он, оказывается, «более деемый, нежели действующий», что означает его зависимость от страстей, которые управляют всем его существом, лишая свободы действовать так, как хотелось бы сообразно с Евангелием. Необходим Тот, Кто не просто скажет ему, как нужно поступать, но и всего Себя отдаст в жертву, станет источником той силы, которая совершается в немощи.

И вот мягкая, пластичная, гибкая и доверчивая рука девочки начинает спокойно скользить по бумаге, сначала робко и неуверенно, но потом все тверже выводит заветные линии, петельки, закорючки и, наконец, буквы. Любовь друг ко другу и доверие приносят свой плод. Но вот у ребенка появляется чувство, что то, что было достигнуто, было достигнуто своим старанием, целеустремленностью, желанием научиться. Раздается знаменитое детское, трогательное и наивное «сама». Отец по-прежнему направляет руку дочери, однако, что-то пошло не так. Напряженная ручонка начинает руководствоваться своей волей, которая еще не преобразилась и не стала такой же, как и воля любящего родителя. Отец же, понимая, что там, где есть принуждение, отсутствует любовь, убирает свою руку, оставив дочери право самостоятельно определять для себя законы письма.

Достаточно одной капли клея для того, чтобы остановить механизм самых дорогих часов. Так и тщеславие является тем клеем, прочным и ядовитым, капли которого достаточно, чтобы остановить, а то и вовсе уничтожить, духовную жизнь. Что-то начало получаться, мы что-то поняли, опытно пережили какую-то истину Православной веры. Господь допустил прикоснуться к краешку мира духовного, не по заслугам, но чтобы укрепить на непростом пути спасения. И вот человек, по-прежнему самовлюбленный, начинает возрастать в ложном и льстивом убеждении в своей «духовности». «Мой пост и моя молитва, моя любовь к Богу и ближнему сделали меня достойным», - думает он. Проходит еще совсем немного времени, и человек, по-прежнему считая себя преданным Богу, начинает служить своему самолюбию. Эта самость - совсем не так мила и трогательна, как «сама» нашей маленькой героини. Это - смерть, ибо замкнуться в себе - значит умереть, так как Бог есть жизнь, а путь к Нему - путь самоотречения. Весь ужас этого положения состоит в том, что очень часто человек даже не замечает той лжи, в которой проходит его жизнь. Он кается в грехах, но после «покаяния» остается сладкое чувство самоупоения от осознания своей духовной «опытности». Его воля еще не преобразилась, а он, наивно представляя себя «окрепшим», дерзнул отречься от Бога, даже не замечая этого.

Понимая, что освоение прописей - процесс совсем не такой простой, как казалось вначале, девочка, с верой в папину любовь и терпение, вновь обращается за помощью. Отец не требует лишних слов, не просит «немного подождать», пока он не освободится от домашних забот. В душе ребенка произошла какая-то важная перемена, он что-то понял, чего не замечал раньше. Видя искреннее желание научиться новому и чистосердечное признание недавней ошибки, отец с радостью откликается на просьбу своей дочери. Обучение продолжается несколько недель, и вот рука девочки свободно владеет всеми премудростями работы с пишущими принадлежностями. Нет, теперь она не отказывается от помощи, не надеется на свои силы, но терпеливо обращается за советом всякий раз, как возникает необходимость идти вперед.

«Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:4-5). Прилепиться к Богу всецело, в Нем одном полагать единственный источник жизни есть истинная радость христианина. Радость непреходящая, которая источником своим имеет самого Бога. Вечная радость не от мира сего, не ограниченная земным тлением. Радость, способная напоить иссохшую душу, которая не будет более жаждать вовек.

Даниил Салищев

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.