Газета "Вестник" №25-2012

Что такое спасение?

Окончание. Начало в №№23,24.

 

- К сожалению, нередко человек, не обладая элементарной культурой поведения, начинает сразу стремиться к духовным вершинам. В итоге, получается какая-то пародия на духовность. К примеру, человек безответственный, слово свое не держит, а считает себя духовным.

Священник Владимир Войтов: Это какая-то неправильная духовность, ибо если ты воспринял православную святоотеческую духовность, то все адекватно будешь воспринимать и поймешь, как себя в повседневной жизни необходимо вести. Высокая культура естественным образом присуща духовному человеку... Увы, дети нашей воскресной школы со мной не здороваются... Пять лет назад я был там директором, а теперь там другие люди работают - со мной, выходит, можно и не здороваться... Вот и пример отсутствия элементарной культуры.

- Выходит, пока рано с такими людьми и о спасении говорить?

Священник Владимир Войтов: Может быть, мы как-то неправильно говорим о спасении? Правильная духовность как раз и подразумевает культурное поведение. Духовность - это не что-то внешнее, лишнее, что может быть потом надето, как шапка какая-то. Начинать надо именно с изучения духовной жизни. Кстати, неофитам всегда рекомендую почитать не «Закон Божий» Слободского, хотя это почему-то распространено, или, допустим, «Катехизис» митрополита Филарета (Дроздова), а литературу, научающую именно основам духовной жизни, но написанную простым и доступным языком. Например, «Письма валаамского старца» схиигумена Иоанна Алексеева - там все письма о духовном: о смирении, о покаянии, о молитве, о правильном видении себя - чисто духовные вопросы, но изложены очень просто. Познакомьтесь с миром нашей веры, с ее духом, с тем, чем живет Православие!

 - А ведь у некоторых святых было откровение от Бога, что Господь их спасет, то есть они знали это еще при жизни.

Священник Владимир Войтов:  Святитель Игнатий, хорошо изучив писания святых Отцов восемнадцати столетий, сделал вывод: «Все святые признавали себя недостойными Бога: этим они явили свое достоинство, состоящее в смирении». Иногда святые прямо говорили, что там, где будет сатана, буду и я. «Все самообольщенные считали себя достойными Бога: этим явили объявшую их души гордость и бесовскую прелесть». Существует опасность того, что человек возомнит то, чего нет. К примеру, по-кальвинистски, если он будет делать добрые дела и думать, что предопределен ко спасению, хотя на самом деле ему до этого еще далеко, то какой у него начнется самообман...

Спасенность - это духовное состояние, а не лютеранская пронунциация, то есть объявление себя спасенным. Достиг ты его или нет - никто не сможет себя здесь, на земле, оценить.

Христос действительно все сделал для нашего спасения: есть прецедент восстановленной человеческой природы во Христе. Мы все в конечном итоге такую природу должны получить, как в воскресшем Христе. Но надо же для этого всю жизнь бороться с грехом до крови: «аще твоя рука соблажняет тя, усецы ю... и аще око твое соблажняет тя, изми е...» (Мф. 5;29-30), - чтобы воспользоваться плодами жертвы Христовой.  Для нас вера - это образ жизни, а не просто какое-то словесное исповедование.

- В Великом повечерии есть слова «И уповать буду на Него, и спасен буду Им...» Значит, уповая на милосердие Божие, в какой-то степени все-таки можно быть уверенным в спасении?

Священник Владимир Войтов: Мне нравится слово «уповаю»... Думаю, здесь совсем не подходит слово «уверенный», будто самоуверенный в спасении. Мы ведь каемся в самоуверенности на исповеди. На практике чем это грозит: может произойти полное ослабление духовной жизни человека,  абсолютное расслабление, как и произошло в протестантизме. После реформ Мартина Лютера (XVI век) протестанты сразу отбросили в сторону всю аскетику: посты выброшены, евхаристическое богослужение стали совершать раз в месяц, монашество отменили, духовно трудиться для спасения вообще перестали, ведь, по учению Лютера, верующие уже спасены, как они говорят «чужой праведностью»(!),  так называя праведность Христа. Кстати, атеизм, который родился в Европе в XVIII веке, произошел именно из-за протестантизма. Полным выхолащиванием христианства явился атеизм. Ничего не надо делать с собой, и вообще Бог, в конечном счете, уже нам не нужен. Как только я уверился в своем спасении, у меня сразу останавливается всякая духовная работа. Вот почему, кстати, Господь нам не открывает нашу участь. Даже когда человек достигает спасенности, Господь не открывает ему этого до конца земной жизни.

Сам Христос дал нам образцы состояния спасенности. Первый пример мы видим в притче о мытаре и фарисее. Господь показывает нам того, кто сам видел себя спасенным, - фарисея. Вот его ложная спасенность: «Боже, хвалу тебе воздаю, яко несмь якоже прочии человецы».  Все хорошо, никаких духовных проблем нет у человека.  Мытарь же в покаянии бил себя в грудь: он-то уж точно не видел себя спасенным. Однако, по словам Христа, он ушел из храма более оправданным, нежели фарисей. И второй пример - разбойник на кресте. Какими были его последние слова? «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем», - я точно буду в аду, а Ты меня помяни там, во Царствии Твоем. Эти люди - мытарь и благоразумный разбойник - еще не достигли высокого уровня святости. Но в их душах уже произошел переворот, состояние спасенности они уже приобрели...

- На каждом богослужении мы молимся: «...сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим». И в Апостоле сказано: «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (1Петра 5,7). Однако замечал, что порой верующие в трудных жизненных ситуациях рассчитывают скорее на свои силы, чем на помощь от Спасителя, то есть они не умеют возлагать на Христа свои заботы. А разве может человек спастись, если в повседневной жизни не научится доверять Господу? Как научиться возлагать на Христа свои заботы?

Протоиерей Алексий Зайцев: Господь говорит нам со страниц святого Евангелия: «верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лук.16:10). Человек, уповающий в жизни не на Бога, а на свои собственные силы, не может право следовать по пути спасения. Мы должны помнить о том, что спасение есть соработничество Бога и человека. Усилия самого человека в деле спасения важны и необходимы, но все же спасает нас Бог.

Трудные жизненные ситуации всегда даются человеку не случайно, а для того, чтобы решить важные задачи в его духовной жизни, устранить препятствия на его пути ко спасению. А это можно сделать только вместе с Богом.           

Мы учимся «возлагать на Христа свои заботы» не тем, что предаемся лености в решении своих проблем, надеясь, что Господь все сделает за нас, но тем, что учимся с Божьей помощью искать и устранять причины своих проблем и поступать по воле Божией. Без Господа, ценою наших собственных усилий, жизненные проблемы могут обрести только временное решение. В союзе же с Богом устраняются и глубинные, духовно-нравственные источники проблем.         

Когда человек живет сугубо мирской жизнью, то есть духовное для него остается на втором плане, то утрачивается чуткость сердца к зову Божию, направляющему нас к вечности. Такой человек живет без благодатных утешений и утрачивает ощущение Божественного присутствия в своей жизни. Идя таким путем, трудно научиться упованию на Христа.     

Вернуть же Бога в свою жизнь, научиться возлагать на Него свои упования можно только следуя по пути покаяния - духовного очищения.

Священник Владимир Войтов: Этим-то наша вера и проверяется, особенно, когда скорби нападают. Веруем ли мы Христу в такие моменты нашей жизни, предаем ли все свои невзгоды в руки Божии или же полагаемся только на свои силы? Если видим, что мало у нас упования на Христа, то надо каяться в этом и трудиться для приобретения веры. Нужно просить у Господа веры.

- В молитве можно передавать Христу все эти скорби, заботы?

Священник Владимир Войтов: Конечно, надо именно так и молиться: «Да будет воля Твоя, Господи!» и «Благодарю Тебя, что Ты все это попустил, ибо верю, что все это от Тебя, от Твоей руки. За все Тебя, Господи, благодарю! Да будет воля Твоя». Примерно такими словами христианин обязательно должен молиться. Это как раз показатель: если он так молится, то значит, он верующий человек. Если этого нет, то в чем тогда заключается его вера? Просто в храм прийти, или пост «отбарабанить», или молитвы вычитать формально? В этом всецелом уповании на Христа вера-то и заключается.

- Анализирую ваши слова: если православный будет так поступать, получается, он будет самым довольным и счастливым человеком, ему плохо - он благодарит... Он, с точки зрения психологии, становится стрессоустойчивым человеком?

Священник Владимир Войтов: Конечно. Христиане - самые счастливые, неисправимые оптимисты. Помните, еще Спаситель говорил: «Блаженны нищие духом..., блаженны плачущие...» и т.д. - это вы будете блаженны, то есть предельно счастливы, если станете это исполнять.

- Получается, что вера во Христос, по сути, избавляет нас от душевных страданий. Как говорится, если не можешь преодолеть проблему, то измени свое отношение к ней. Господь открыл нам, как надо правильно относиться к проблемам, чтобы стать счастливыми людьми. Невзгоды в таком случае нас как бы не будут касаться...

Священник Владимир Войтов: Кстати, по этой степени радости в христианине тоже можно судить, насколько человек правильно верует. Сколько у него этой радости. Это не внешняя радость - весельчак  эдакий ходит и смеется, - а радость другая: тихая, светлая внутренняя радость. Но, к сожалению, среди нас таких верующих очень мало. Вот почему христианство сейчас не «заражает» светских людей. В настоящее время весь мир страдает под бременем страсти уныния. Люди обозленные. Если бы в нас увидели эту радость, то отбоя бы не было от желающих стать воцерковленными православными. Все газеты бы наши раскупались, книжки расходились, богослужения были бы переполнены - люди же ищут именно такую радость и счастье. 

- Может быть, светским людям неправильно показывают силу и красоту Православия, как сказал один священник, нет хорошей презентации Православия? Взять даже для самих верующих - им было бы легче и поститься, и молиться, если бы они всегда радовались и веселились.

 - Мало знающих  Православие, мало изучающих святых Отцов.

- Сейчас светские люди ищут психотерапевтов, чтобы им успокоение дали, а если действительно показать радость, довольство в Православии, то большинство, возможно, искало бы утешения в церкви...

Священник Владимир Войтов:  Нужно показать, как это приобретается через христианскую жизнь. Это не просто радость, которую мы возгреваем как-то, взнуздываем себя чем-то. Мы понимаем, что предаем свою жизнь Богу, мы молимся Ему, каемся во всех грехах своих, смиряемся перед судьбами Божиими, которые над нами действуют, перед Промыслом Божиим и принимаем все с благодарением. В этом и заключается преодоление скорбей и радость христианской жизни.

Беседовал Андрей Сигутин

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.