Газета "Вестник" №25-2012

Оккультная революция в русской литературе

Продолжение. Начало в №№ 17-21

 

В романтическом произведении совершенно отсутствовало развитие характера героя. Человек как бы был законсервирован таким, каким он был, а был он у романтиков только воплощением некой идеи или страсти. В революционном романтизме часто поэтизировалось сатанинское начало, преступное рисовалось красивым и оправданным. Например, идеализировался Наполеон, образы революционеров облагораживались и подчищались от всего негативного, чем страдали в действительности.
      

 На этой литературной почве зрело декабристское восстание. Сам царь Александр I, воспитанник Екатерины Великой, был заражен ее и всеобщим вольнодумством. Петр Андреевич Вяземский прошел через соблазн эпохи Просвещения, испытал революционные пути, но в отличие от многих не разучился думать. Пушкин говорил о нем:
  «К счастью, он мыслит, что довольно редко между нами».
И вот что пишет о веке Просвещения этот «декабрист без декабря».



Послушать - век наш век свободы,

А в сущность глубже загляни:

Свободной мысли коноводы

Восточным деспотам сродни.



У них два веса, два мерила,

Двоякий взгляд, двоякий суд:

Себе дается власть и сила,

Своих наверх, других под спуд.



У них на все есть лозунг строгий

Под либеральным их клеймом:

Не смей идти своей дорогой,

Не смей ты жить своим умом.



Когда кого они прославят,

Пред тем колена преклони.

Кого они опалой давят,

В того и ты за них лягни.



Свобода, правда, сахар сладкий,

Но от плантаторов беда;

Куда как тяжки их порядки

Рабам свободного труда.



Свобода - превращеньем роли  -

На их условном языке 

Есть отреченье личной воли,

Чтоб быть винтом в паровике;



Быть попугаем однозвучным,

Который, весь оторопев,

Твердит с усердием докучным

Ему насвистанный напев.



Скажу с сознанием печальным:

Не вижу разницы большой

Между холопством либеральным

И всякой барщиной другой.(1860)

      

Таким образом, эпоха Просвещения без просвещения светом Христа была подменой дела на лицемерные лозунги, свободы духа - на незримое ярмо новой идеи, братства во Христе - на поработителей в овечьей шкуре, так называемых «освободителей». И это говорил человек, испытавший на себе действие той «свободы» и того «просвещения», но не разучившийся мыслить!

Фамусовское общество никогда не меняется, меняются только его маски. И горе человеческого ума  - от бессилия что-либо изменить в мире. Все та же абсолютно бюрократизированная жизнь, то же тяготение к властной деспотии. Пороки человеческие только видоизменяются и приспосабливаются к новым условиям существования, а правит балом все тот же ряженый сатана.
     

И только истинная религия может изменить ситуацию. Например, было известно немало случаев, когда крепостные отказывались от своей свободы только для того, чтобы остаться с добрыми «хозяевами», которые и не были ими, потому что имели христианскую любовь к ближним. При такой любви как ни назови ближнего: рабом ли, крепостным ли - он будет братом и сестрой, матерью и отцом для любящего сердца, сознающего свою ответственность за все происходящее вокруг. Но измени сердце человека, лиши его благодати Божьей, и сами понятия любви и милосердия подменяются  страшными преступлениями под вывеской «свободы, равенства, братства».
       

Федор Иванович Тютчев, подводя итог своему веку, писал:



Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует;

Он к свету рвется из ночной тени

И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Безверием палим и иссушен,

Невыносимое он днесь выносит...

И сознает погибель он,

И жаждет веры... но о ней не просит.

Не скажет век, с молитвой и слезой,

Как не скорбит пред замкнутою 

                                                        дверью:

«Впусти меня! Я верю, Боже мой!

Приди на помощь моему неверью!..»

                                                «Наш век»      

 В заключение о романтическом веке надо сказать, что та литература, которая заменила реальный мир вымыслом, в дальнейшем пошла до своего логического конца: она стала с большим усердием добиваться разрушения и вытеснения этого реального мира своим антимиром. Так, Гитлер, воспитанный  немецким романтизмом, уже не ощущал грани между правдой и вымыслом. 
И в этом размягченном состоянии ума даже если и была тяга к христианству, то это христианство всегда кроилось по собственной мерке, и получалась кощунственная карикатура, как у Вагнера - гитлеровского и герцлевского кумира. Языческо-мифический персонаж Вагнера Парсифаль переживал трагические события Евангелия, и таким образом происходила замена евангельского смысла на языческий. Вагнер нежитям вернул «жизнь» и подпитал ее немецким романтическим национализмом. А романтизм «одел в священные одеяния грехолюбивую душу» (Ю.Воробьевский).
  

Отвергнув страдания Христа, романтики породили Вертера и его страдания «как болезнь, которая со всеми симптомами пронизывает его сущность со стремлением к самоубийству и трудностью в эти периоды уйти от влечения к смерти» (Ю.Воробьевский). Гете сознавался, что «Страдания молодого Вертера» он написал почти бессознательно, как лунатик, а когда прочитал, сам удивился. С его героя  началась волна самоубийств, которая перекатывалась по Европе несколько десятилетий. По этой причине Наполеон запретил чтение романов в армии, ведь вертеровское безумие стало считаться достойным выходом из недостойной ситуации. Захватило это безумие и Россию.
     

Если в христианстве «ум с умом борется» (преп. Силуан Афонский), то в секулярном мире ум подчиняется уму, выдает получаемое за свое и гордится этими «достижениями»,  культура же постепенно превращается в антикультуру.      

Средина XIX века отмечена переходом на новый стиль - реалистический. Основоположником его в России считается А.С.Пушкин. Когда он осознал свое пророческое служение, он встал на путь реализма. И в зарождавшемся стиле был глубокий религиозный смысл: отображать объективно и наиболее полно действительность, художественно исследовать бытие. Но всякий художник всегда субъективен. Принцип отбора убивает всякую объективность. Где мера соотношения плохого и доброго в мире?..
      

Так как объективность находится только в Существе всезнающем и всевидящем, проникающим и в глубины человеческих душ, приближение к ней возможно только через приближение к этому Существу, то есть Богу.  Потеря богообщения влечет за собой и потерю объективности мировосприятия. Объявление своего метода реализмом и удаление от Того, Кто может дать ее, стало приближением к методу подмены реализма на субъективизм. Этот субъективизм был подхвачен гуляющими новыми идеями, заражен ими до самых последних своих глубин и стал подмененным реализмом, то есть методом обработки сознания в нужном направлении. Так из религиозного реализма появился противоположный  ему по смыслу критический реализм. 
        

Реализм связывают с эпохой Возрождения в Европе, «величайшим прогрессивным переворотом», по Энгельсу. Возрождение родило новое понимание жизни, отвергающее церковную проповедь (Петрарка, Рабле, Сервантес), прославляющее человека как высшее создание природы, отвергающее понятие греха и грехопадения. Советские литературоведы  первым выделяли просветительский реализм, когда  западная литература становится «орудием непосредственной подготовки буржуазно-демократической революции». (Краткий словарь литературоведческих терминов. 1985). 
Просветители все явления и поступки человека мерили своим разумом. Многоцветный по смыслу мир они стали укладывать в 2 критерия: разумное и неразумное (черное-белое). Просвещенческие романы и литературная критика стали преддверием той вакханалии, той антикультуры, которая справляется сейчас. Просвещение оказалось коридором, которым шел человек на бал к сатане, не ведая того.
       

Отказавшись от водительства Бога, человек попал под водительство Его врага - и новый реализм задышал «желаньем и тоской», которые оказались «жаром бессильным и пустым, игрой мечты, болезнью ума» (Ю.Лермонтов. «Мцыри»). «Увы! - за несколько минут» понятного земного рая человек стал разменивать «рай и вечность» (там же). Поставив себя критерием объективности (истины), художники слова не могли не исказить ее. Нравственность духовную они превратили в «предохранительную» и «комфортную» (Ф.М.Достоевский), в нравственность светскую, то есть в светские приличия, которые показывают, но не делают.
 Появилась новая вера, вера «в  то, что на свете можно хорошо пожить», «что в основании всех человеческих добродетелей лежит глубочайший эгоизм» (там же). Любить самого себя стало единственным правилом, а жизнь - коммерческой сделкой. Любили «значение, чин, отель; огромню ставку в карты», но главное - женщин, «потаенный темный разврат» (там же). Платили за угождение, но больше старались заставить ближнего делать угодное даром. Жизнь постепенно превращалась в жизнь без идеалов.
     

Н.Г. Чернышевский в романе «Что делать?» (который «перепахал» всего Ленина, по его же признанию) солью земли (Мф.5:13) выставил русского революционера, а христианство - враждебным здравому смыслу и цели социального бытия. Бывший семинарист рисовал облик особенного человека (революционера) по канонам христианской аскетики, но только внешне. Но и этого было достаточно, чтоб для теплохладного христианского народа он приобрел черты святости. Но внешний аскетизм героев-революционеров создавался как  роль. Стремление к власти действительно делало некоторых из них безразличными к материальным благам, внешний вид аскета увеличивал их вес как в чужих, так и в собственных глазах.
      

Реализм, таким образом, разменял истину на правдоподобие, объективное исследование бытия - на пристрастное выискивание фактов, подтверждающих страстные идеи и подсказанные лукавым мысли, полноту взгляда на человеческую жизнь - на предвзятость, канон правды - на вседозволенность эстетического воображения.

А.Н.Майков писал.


Что ж, гордый человек, усильно

За тень хватаясь, вместе с ней

Исчезнуть хочешь в тьме могильной,

В безумной гордости своей!

Себя поставивши судьею

Над всей вселенной, никогда

Уж не признаешь над собою

Глаголов Божьего суда?..»

Продолжение следует.          

                       Серафима Загорская

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.