Газета "Вестник" №23-2012

Что такое спасение?

Окончание. Начало в №22.

- То есть получается, как в голливудских фильмах: человека, например, сбила машина, а из него встала его душа, точно такая же, как и тело...

Священник Владимир Войтов: Святитель Игнатий  говорит, что не случайно некоторые люди, у которых отняты члены тела, все равно их чувствуют...

- Для светских людей «спасение души» - пустой звук, так как душа для них - нечто абстрактное и неопределенное. А ведь святитель Игнатий  (Брянчининов) учил, что душа точно повторяет форму тела. Насколько важна эта мысль, с миссионерской точки зрения, то есть если говорить людям о их душе как о точном повторении их тела, то увеличится ли количество желающих спасти «свое высшее «я»»?

Священник Владимир Войтов: Мне один человек рассказывал, что он воцерковился после того, как прочитал 3 том свт. Игнатия Брянчанинова «Слово о смерти», потому что был поражен правдоподобностью повествования. Он сказал, что это - методичка по невидимому духовному миру. Поэтому я согласен с Вашей мыслью о возможности говорить людям таким образом об этом, тем более, что святитель Игнатий никогда не писал от себя, а только опираясь на Отцов.

- Как вы считаете, может, новообращенным сразу нужно честно говорить, что Церковь занимается только спасением души, а не исполнением земных желаний прихожан? Тогда, возможно, и язычества, о котором сейчас так много говорят, в православии будет меньше.

Священник Владимир Войтов: Да, необходимо и сразу об этом говорить, и потом время от времени повторять. Эту тему надо поднимать, потому что из-за неправильного понимания цели воцерковления в среде православных происходит возвращение язычества. Люди зачастую ищут в церкви какие-то специальные средства, которые помогли бы в чем-то мирском - и все. А продвижения в духовной жизни у таких прихожан нет никакого. И даже если этот человек получает что-то от Бога, то, несмотря на это, находясь в Церкви, все равно продолжает вести обычную мирскую жизнь, по сути, языческую.

В этом ключе я провожу огласительные беседы с новообращенными, с теми, кто готовится к крещению. Много раз им говорю, что целью пришествия Христа в мир не было дать всем здоровье или накормить хлебами: это одно из искушений диавольских.  И, соответственно, цель Церкви совсем иная. Кто-то думает, что если окрестить малыша, то ребенок не будет болеть... Но причем здесь это? Он может болеть, может не болеть. Более того, Господь может совершить чудо: исцелить даже вне крещения.

Что сейчас происходит? Возьмем, например, книги, издающиеся большими тиражами, где есть списки святых, кто от чего помогает. Кто-то из священников борется с этим язычеством в лоне Церкви, кто-то нет. Я, например, не разрешаю в церковную лавку закупать книжки, где есть информация о том, каким святым по каким нуждам молиться. Стараюсь приостановить этот процесс у нас в храме. А где-то, возможно, наоборот, скажут: «Давайте подзаработаем, ведь эти книги хорошо берут».

- Развиваем дальше логическую цепочку. Если наша Церковь занимается только спасением души, почему тогда за каждым богослужением мы молимся: «о изобилии плодов земных», «о страждущих и недугующих», «о избавитися нам от всякия... нужды»? Нет ли здесь противоречия? Может, тогда честнее было бы вообще не молиться о земном, а только о спасении души?

Протоиерей Алексий Зайцев: Церковь действительно занимается спасением только души, но при этом она  стремится освятить нашу земную жизнь, стремится устроить так, чтобы наши земные заботы и попечения не остановили нас на пути к вечности. В своих молитвах и песнопениях Церковь молится не только о духовном, но и земном. Но при этом она учит нас тому, что главный путь к избавлению от земных скорбей и напастей - в очищении своего сердца, приближении к Богу; Церковь учит правильно расставлять приоритеты, не впадая в излишние попечения о земном в ущерб полноценной жизни сердца. Церковь стремится исцелить душу, а вместе с душой исцелить и тело.

Не секрет, что сегодня многих верующих впервые приводит в храмы не забота о вечном спасении, а телесные болезни и жизненные трудности. Хорошо, если с этого начинается путь человека к Богу, к духовному исцелению. Плохо (но, к сожалению, чаще всего так и происходит), если человек, получив желаемое, возвращается к порочной жизни и забывает о милосердии своего Творца. Практика показывает, что в последнем случае жизненные проблемы рано или поздно возвращаются, ведь их духовному источнику не было уделено ни малейшего внимания. В итоге: духовная болезнь прогрессирует и врывается в судьбу  человека с еще большей жестокостью.

Совершенно верно то, что Церковь возносит свои молитвы и о земном, стремясь облегчить участь тех, кто приходит к Богу с желанием преодолеть свои земные трудности, получить телесное исцеление. Однако не стоит забывать о том, что духовное возрастание каждого из нас напрямую зависит от того, в какой области лежат наши жизненные приоритеты - в земной или в духовной; что в первую очередь мы желаем исцелить и избавить от страданий - душу или тело.  

Не забывая о земном, Церковь непрестанно возвышает нас к Небесному.

В постановке своего вопроса Вы приводили прошения из мирной ектении, касающиеся в первую очередь земных нужд человека. Этими стихами Древняя Церковь молилась вместе с оглашенными - с теми, кто еще не вступил в ее спасительное лоно, кто, возможно, делал первые шаги к истинному Богу от грубого и примитивного язычества. Небезынтересно сравнить эти мотивы с прошениями из ектений Литургии верных, где говорится уже о совершенно иных нуждах: «дне всего совершенна, свята, мирна и безгрешна», «прощения и оставления грехов и прегрешений наших», «добрых и полезных душам нашим», «прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати»; «христианския кончины живота нашего...» и т.д.

Хочется отметить, что и прошение об избавлении «от всякия скорби, гнева и нужды» по толкованиям отцов следует относить прежде всего к духовной, а не телесной природе человека.         

Священник Владимир Войтов: На самом деле в том, что мы просим о земном, нет противоречия. Если человек не ищет в Церкви решения суетных проблем, а ищет исцеления от грехов, то все эти прошения будут им правильно восприниматься. Церковь охватывает своим попечением все нужды, как солнце своими лучами все освещает. Но прошения, о которых вы говорите, не являются главенствующими. В основном, конечно, Церковь молится: «Господи, помилуй!», «Сподоби, Господи, без греха сохранитися нам...», - то есть главное - это покаяние и борьба с грехом, очищение души. А упомянутых вами прошений всего несколько. Они для духовно немощных, что ли, даются, я считаю так.

Продолжение следует

Беседовал

Андрей Сигутин

Другие статьи номера
История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.