Газета "Вестник" №23-2012

Троицын день

В пятидесятый день после Светлого Христова Воскресения Святая Церковь празднует один из величайших праздников церковного года, именуемый в уставе «Неделей Пятидесятницы». 

Пятидесятница относится к числу древнейших церковных праздников. «Спустя десять дней после Вознесения,- говорится в «Постановлениях апостольских», то есть в пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи), да будет у вас великий праздник: ибо в этот день в третьем часу Господь Иисус Христос послал на нас дар Святого Духа, и мы исполнились действенности Его, и заговорили новыми языками, как Он подавал нам, и проповедали как иудеям, так и язычникам, что Он есть Христос Божий, определенный от Него Судия живых и мертвых".

Как видим, «Апостольские постановления» указывают на ниспослание в этот день св. апостолам благодатных даров Святого Духа как на предмет и причину празднования дня Пятидесятницы. С этого дня Дух Святый неотступно пребывает в Церкви Христовой, приобщая ее членов к благодатной Божественной жизни, изливая на них многоразличные духовные дарования и соединяя их в единое Тело Христово. «Ибо все мы одним Духом крестились в одно Тело... и все напоены одним Духом» (1 Коринф. 12:13). Дух Святый, по выражению одного из песнопений праздника, «весь собирает собор церковный».

«Великие и превыше всякого человеческого слова,- говорит св. Иоанн Златоуст, - ниспосланы нам сегодня дары от человеколюбивого Господа. Подлинно сегодня для нас праздник и торжество. Как в преемстве годичных времен и изменений одно время следует за другим, так и в Церкви праздник идет за праздником, и один отсылает нас к другому. Недавно праздновали мы Кресту, Страданию, Воскресению, потом Возне­сению Господа на небо, а сегодня достигли, наконец, самого края благ..., достигли до самого плода обетований Господних».

Говоря о духовных благах, открывающихся нам в празднике Пятиде­сятницы, св. Иоанн Златоуст напоминает о преемственной связи, которая существует между этим праздником и другими, предшествующими ему праздниками церковного года. Эта внутренняя духовная преемственность обусловлена тем, что во всем праздничном цикле годового Богослужебного круга перед духовным взором нашим раскрывается единая тайна Божественной любви и домостроительства Божия о мире и человеке. По своему содержанию круг годовых праздников распадается на три части: первая начинается с церковного новолетия и заканчивается навечерием Рождества Христова; она охватывает время до пришествия в мир Спасителя, то есть Ветхий Завет; вторая - от Рождества Христова до отдания Пасхи - раскрывает перед нами земную жизнь Спасителя; праздником Пятидесятницы начинается третья часть годового круга, посвященная жизни Святой Церкви на земле после Вознесения Господа на небо. С этого времени оканчивается домостроительство Сына Божия на земле и начинается домостроительство Святого Духа. «Оканчиваются дела Христовы телесные, - говорит св. Григорий Богослов, - или, лучше сказать, дела, относящиеся к телесному пребыванию Его на земле; а начинаются дела Духа». Эти дела Духа совершаются Им в Церкви Христовой, самое бытие которой обусловлено пребыванием в ней Святого Духа. «Если бы не присутствовал с нами дух Святой, - говорит св. Иоанн Златоуст, - Церковь не существовала бы».

Таким образом, праздник Пятидесятницы является прежде всего праздником, которым открывается домостроительство Святого Духа в Церкви Христовой. Этим, однако, не исчерпывается его внутреннее содержание, раскрываемое в Богослужебных песнопениях и поучениях святых Отцов и воспринимаемое соборным служением Церкви. В одной из молитв коленопреклонения, читаемых на праздничной вечерне, говорится, что Господь «в сей последний и великий и спасительный день Пятидесятницы праздника» показал нам «Тайну Святыя и Единосущныя и Соприносущныя и Нераздельныя и Неслиянныя Троицы». В службе праздника мы находим немало песнопений, посвященных прославлению Пресвятой Троицы. Поэтому и праздник Пятидесятницы является не только праздником пришествия Святого Духа, не только праздником основания Церкви на земле, но в неменьшей степени и праздником Пресвятой Троицы, Эта сторона его особенно чутко была воспринята православным народом, так что в церковном обиходе крайне редко встречается уставное наименование праздника «неделя Пятидесятницы», а обычно называют его Днем Пресвятой Троицы или просто Троицыным днем.

Тайна Пресвятой Троицы раскрывалась в истории человечества в последовательном откровении Трех Ипостасей. «Ветхий Завет, - говорит об этом св. Григорий Богослов, - ясно проповедовал Отца, но не с такой ясностью Сына; Новый - открыл Сына и дал указания о Божестве Духа; ныне пребывает с нами Дух, даруя нам яснейшее о Нем познание. Небезопасно было, прежде нежели исповедано Божество Отца, ясно проповедовать Сына, и прежде нежели признан Сын (выражусь несколько смело) обременять нас проповедью о Духе Святом. Надлежало же, чтобы Троичный Свет озарял просвещаемых постепенными прибавлениями, как говорит Давид, - восхождениями (Псал. 83:6), поступлениями от славы в славу и преуспеяниями».

Таким образом, можно сказать, что существует прямая и органиче­ская связь между началом домостроительства Святого Духа в мире и откровением Тайны Пресвятой Троицы. Поэтому день Пятидесятницы, с которого начинается это домостроительство, и является праздником, посвященным особенному прославлению Пресвятой Троицы.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа совершаются все священнодействия церковные; Святую Единосущную, Животворящую и Нераздельную Троицу славим мы в начале утрени, о Ее «свышнем мире» молимся в прошениях великой ектении; в благословенное Царство Отца и Сына и Святаго Духа вступаем, участвуя в Божественной литургии, трисвятою песнью и ангельским славословием: «Свят, Свят, Свят» - прославляем Святую Троицу в торжественные минуты литургии; Троицкую стихиру: «видехом Свет истинный» воспеваем в конце литургии, сподобившиcь причащения Святых  Таин.

Тайна Пресвятой Троицы, открытая апостолам в день Пятидесятницы и хранимая Церковью на протяжении почти двух тысячелетий Ее существования на земле, неразрывно связана со всеми сторонами и проявлениями церковной жизни. Святая Церковь называет Троицу Живоначальной, и это прежде всего потому, что для самой Церкви Троица является началом жизни, Ее первообразом и вместе с тем конечной целью Ее духовных устремлений.

Протоиерей К. Константинов

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.