Газета "Вестник" №21-2012

Настоящий тренер — педагог от Бога...

В прошлом году вице-президенту и генеральному секретарю Федерации КУДО России, обладателю IV дана, депутату Обнинского городского Собрания Юрию Владимировичу Фраю было присвоено звание заслуженного тренера России. Вот именно как опытному тренеру мы и решили Юрию Владимировичу задать ряд вопросов о воспитательной функции единоборств и, в частности, кудо.

 

- Что такое кудо?

- В 1981 году японский мастер Адзума Такаси (один из учеников легендарного мастера Оямы) основал спортивный вид единоборств, включающий себя элементы и технические приемы из арсенала каратэ, бокса, дзюдо, муай тай. При этом он обеспечил бойца защитной экипировкой, так как спарринги приблизились к реальному бою. Мастер Такаси входит в Книгу рекордов Гиннеса, ему за 65 лет, но он легко пробегает десятикилометровый кросс и разбивает рукой ледяные глыбы.

В Обнинске кудо стало развиваться с 1995 года. Когда я пришел в кудо, то был уже в мастерской степени по контактному каратэ.

- А вы продолжаете выступать на соревнованиях или занимаетесь только тренерской работой?

- Участвую в поединках только на аттестации. Сейчас подошло время мне сдавать на 5-й дан, для этого нужно провести  семь поединков подряд с меняющимися партнерами. Также аттестация включает в себя сдачу ударной и бросковой техники (на это уходит два часа), потом сдача поединков... А после этого сдается еще «физо»: сто раз отжаться от пола на кулаках, сто раз выполнить приседания с выпрыгиванием, стандартную «склепку» на пресс и т.д. То есть необходима хорошая силовая подготовка.

- Расскажите о ваших тренерских достижениях.

- Тренерской работой занимаюсь с 1993 года. Мой лучший ученик - Михаил Бида, мастер спорта международного класса, серебряный призер чемпионата Европы. А так у меня были чемпионы России, победители международных турниров класса «А», члены сборной России юношеской и взрослой. На территории Обнинска уже 12 лет проводятся всероссийские сборы ведущих тренеров и инструкторов России по кудо, в которых я принимаю участие как тренер. Также участвовал в подготовке сборной к чемпионату мира 2005 года.

- Как вы настраиваете своих воспитанников на победу?

- Выиграют или проиграют наши воспитанники на соревнованиях - это вторичное. Самое главное - побеждать прежде всего самих себя. Я всегда говорю ребятам: проиграть можно, так как мир большой, в нем всегда найдется тот, кто занимался больше, кому Бог дал изначально больше. Важно, как ты проиграл: можно быть настоящим бойцом и проиграть достойно, показав свой характер и волю к победе. В наших ребятах мы воспитываем дух коллективизма: они бьются не столько за себя, сколько за свою команду.

- А занятия кудо не воспитывают в ребятах агрессию?

- Наоборот, люди добреют. Например, среди сборной России много серьезно верующих спортсменов, которые держат пост, несмотря на то, что они как бойцы могут позволить себе другое питание. Как известно, человек злобный, агрессивный, по большому счету, - моральный инвалид, который при помощи внешнего антуража пытается скрыть свою внутреннюю слабость.

- Один тренер по единоборствам сказал, что, примерно из  200 ребят, только один становится обладателем черного пояса. Вы согласны с этим?

- Я бы сказал по-другому. Тот, кто приходит и серьезно занимается на протяжении ряда лет, даже если это не становится его образом жизни, а только хобби, увлечением, то в любом случае в единоборствах он чего-то добивается, так как побеждает прежде всего самого себя. Это проявляется и в повседневности: человек приобретает активную жизненную позицию. А если говорить о спортивном уровне, допустим, о достижении победы на чемпионате России, то эта статистика верна. С учетом того, что сейчас у детей преобладает в большей степени умственная деятельность, они ведут малоподвижный образ жизни, у них нет времени на элементарную беготню, - в худшую сторону меняются их физические качества. Да, ребенок развивается на тренировке три раза в неделю по два часа, но, помимо этого, большинство ребят не бегают по двору, не играют в футбол, а много времени проводят за компьютером.

- А если посмотреть в динамике: вы тренируете спортсменов с 1994 года, видели разные поколения ребят. Если их сравнить, то отличаются ли они по своим спортивным показателям и морально-волевым качествам характера?

- К сожалению, да. Это не старческое брюзжание, потому что считаю себя достаточно молодым человеком, понимаю, что мир сегодня меняется. Но, к сожалению, то, что раньше определяло мужчину, сейчас не является авторитетом в сознании подростков.  Есть то, что соответствует определенному возрасту. Например, для взрослых важна дипломантичность, мудрость, степенность. Детскому же возрасту свойственно сравнивать свои и чужие достижения: кто выше прыгнул, кто лучше всех стреляет из лука, то есть акцент на физические качества. Ребятам постарше присуща какая-то революционность в поведении, стремление к неординарным поступкам - это всегда определяло еще и «кодекс чести» мужчины, пусть даже несколько наивный и утрированный, с точки зрения взрослых. Печально, что сейчас физические и волевые качества нивелируются в подростковой среде. Не знаю, может быть, это негативное влияние интернета и современного телевидения, размывающих сознание детей.

Сидя за гаджетом, ребенок получает столько же эмоций и адреналина, как если бы он принимал  участие в реальной игре, но при этом физическое действие отсутствует. Замечал, насколько ребята, приезжающие из удаленных уголков страны, которых в такой степени еще не коснулся технический прогресс, сильнее, быстрее развиваются и лучше выступают на соревнованиях. Год от года поколения детей в физическом плане становятся слабее и дезорганизованнее. У них страдает элементарная ориентация в пространстве: путают, где лево, где право, нагнуться по диагонали и то им сложно. И это уже не исключение, а закономерность.

- Из своего опыта приведите пример воспитательной функции спорта: был трудным подростком, а стал ходить в секцию - изменился в лучшую сторону.

- В свое время я был членом комиссии по делам несовершеннолетних. И, глядя на трудных подростков, неоднократно убеждался, насколько высок среди них авторитет тренера. Так, провинившийся подросток мог сказать родителям: «Только тренеру не говорите, а то он меня из секции выгонит...».

Трудных подростков видел много, с некоторыми родители даже не знали, что делать: у ребят уже были проблемы с милицией. А после того, как они начинали серьезно заниматься кудо, то сильно менялись. Сейчас они уже выросли и стали уважаемыми людьми: юристами, адвокатами, военными и т.д. В принципе, активный ребенок, склонный к дерзким, волевым поступкам, имеет серьезные данные для спортивной карьеры в единоборствах. Вопрос в том, по какую сторону баррикад он окажется.

- Как говорится, это бурную молодую энергию надо направить в правильное русло.

- Конечно. Если ребенок - по характеру «хулиган», то он никогда не будет «тихоней», даже если ему говорят: «Сиди тихо!». Вопрос в том, где потом он проявит себя: либо в плохой компании на заброшенной веранде, либо попадет в нормальную среду и со временем станет десантником, юристом или президентом (смеется).

- Все ли современные тренеры занимаются воспитанием молодежи?

- Все зависит от тренера. Есть те, кто по сути является лишь инструктором. В принципе, тренер каждое задание должен сопровождать какими-то полезными словами. В тот момент, когда ребенок трудится, он всю эту информацию воспринимает иначе, нежели когда он просто сидит и слушает чье-то назидание. А если тренер участвует в этом труде и одновременно личным примером и поступками показывает, как надо делать, то это тренер от Бога. Надеюсь, что большинство тренеров в Обнинске являются все-таки воспитателями.

- Кудо - это грозное оружие, которое вы даете молодому человеку... Учите ли вы его тому, что эти спортивные навыки можно использовать только в целях самообороны?

- Естественно. А также на тренировках воспитываем в них дух коллективизма и вообще учим уважительному отношению к младшим и старшим. У нас есть спортивные лагеря для детей разного возраста, где старшие отвечают за младших. Ходим в походы с ночевками, берем с собой 8-9-летних детей, чтобы они учились ответственности, поведению в коллективе, привыкали к совместной деятельности. Неправильно просто посадить ребенка и говорить ему, стуча указкой, что хорошо, а что плохо - это вызовет у него только отторжение. Поэтому лучше учить ребенка опосредованно, во время занятий, тем более, что совместный труд сближает.

- А у вас есть правило: за серьезные проступки исключать воспитанника из секции?

- Да, у нас очень хорошие взаимоотношения с директорами школ. Поэтому если узнаем, что наш воспитанник использовал свои навыки против сверстника, который этого не заслужил, то мы применяем к нему строгие меры воздействия. Согласитесь, сразу выгнать нарушителя - это слишком просто. Исключив ребенка из секции, мы тут же «отдаем» его улице, и он, уже обладая какими-то знаниями и умениями, будет проявлять себя там. Поэтому воспитанием таких ребят занимаемся здесь, более пристально за ними следим...

- А такие случаи были?

- Были, но не всегда они напрямую связаны с занятиями в секции... У многих ребят обостренное чувство собственного достоинства. И нередко на первый взгляд казалось, что он ударил необоснованно, а потом выяснялось, что он подрался потому, что защищал девочку.

Несмотря на то, что кудо - вид спорта индивидуальный, потому что бьется один, ребята все равно за каждого болеют, подсказывают, как лучше. Это воспитывает в них дух коллективизма: наш ученик бьется не только за себя, но и за остальных членов клуба кудо.

- Кстати, девушки занимаются кудо?

- Да, но их мало, и слава Богу. Лично я как тренер понимаю их, но как мужчина в душе я против. Считаю, что мы не должны подменять друг друга в этом мире: мужчина должен быть  защитником, а женщина пусть занимается фитнесом, танцами и т.п. Но коли есть такие женщины, которые хотят себя проявить в кудо, мы их тренируем.

- Вижу у вас в кабинете походную икону...

- Ее мне подарил глава администрации Мышкинского района Ярославской области, где ежегодно мы бываем на соревнованиях...  У нас в секции занимаются представители разных  конфессий и национальностей. Однако мы живем в России, где есть определенное культурное наследие. И дети должны знать: Илья Муромец, который был славным воином, на самом деле - святой, а не только сказочный герой, как это раньше преподносилось...

- Каким, по вашему мнению, должен быть настоящий мужчина?

- Это человек, обладающий внутренним достоинством, обязательно скромный и добрый, потому что добрый человек - по-настоящему сильный. Настоящий мужчина умеет любить.

Беседовал
Андрей  Сигутин

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.