Газета "Вестник" №21-2012

Оккультная революция в русской литературе

Продолжение. Начало в № 17-19.

 

Начало ХIX века.  

В ХIX веке с крахом идеалов Великой французской революции в литературе появилось новое направление - романтизм. Он основан на неприятии человеком настоящего, которое он постоянно  порицает. Человек, мыслящий категориями вечности, умеет жить в настоящем и принимает его с благодарностью от Бога то как горькое лекарство, врачующее его язвы, то как чудесную «манну небесную», которой он не заслуживает, то как урок, требующий терпения и смирения. Вечность ведь - это вечное настоящее. Кто отвергает вечность, тот не может мириться и с настоящим, он всегда  им недоволен, и недовольство это всегда порождается незамечаемыми страстями и искаженным мировоззрением.
      

Феофан Прокопович повторял вслед за лютеранами, что человека спасает только вера, при этом умалчивалось о необходимости дел. Но «как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак.2:26). От протестантского духа терялась идея активности человека в этом мире. Пассивная же позиция вызывала ощущение несправедливого мироустройства. Раз все в мире предопределено Богом, значит Он «несправедлив», потому что часто зло побеждает. Кальвин учил, что зло в мире совершается по воле Создателя (для Него якобы это злом может и не быть). От этого появлялось уныние.  Романтизм - это реакция на такое мироощущение, это стремление  уйти от настоящего в мир фантазий.
       

В романтизме было два направления: консервативный, идеализирующий прошлое, и революционный, устремленный в будущее. Из неприятия сердцем настоящего, где, казалось, все  плохо или пресно, человек пытался найти выход либо сзади, либо спереди. Консервативный романтизм пытался вернуть дух старого, надежного и проверенного, идеализируя его и забывая о негативном. А революционный, наоборот, отвергая и прошлое, и настоящее, претендовал на то, что своим умом он может выстроить нечто выдающееся - «светлое будущее».
       

В.А.Жуковский, размышляя о Православии, писал: «Все, что тебя от Бога и Бога от тебя отлучает и что всегда препятствует Ему совершить в тебе дело Свое, заключается единственно в том, что ты что-нибудь значишь и Богу делами своими угодить желаешь. Бог же твоих дел не хочет; Он хочет Своего дела», - писал поэт. И хотя Жуковский, как и многие романтики, занимался переводами античных текстов на современный язык, но делал он это христиански осмысленно, поэтому направил восприятие античной культуры по христианскому пути. Возможно, именно поэтому историки и не прикрепили ярлыка Возрождения к нашему XVIII веку.
      

Революционный романтизм возглавил английский поэт Байрон (1788-1824) - кумир молодежи  начала столетия. Его не устраивал Богом созданный мир, и он хотел изменить его «по кальке своей фантазии» (Ю.Воробьевский).  Знаменем его было откровенное богоборчество. В мистерии «Каин» Бог был изображен им как несправедливый деспот и тиран. Он предпочитает слабого Авеля вместо гордого и могучего Каина. Каин был отвергнут Богом вследствие самодурства и страха перед его внутренней силой. Поэтизированный Люцифер обличал эту неправду и превращался, таким образом, в носителя справедливости. Вызов Каина, брошенный Богу, в мистерии стал искрой для революционной мысли. Семя революции было посеяно все тем же древним врагом человечества.
    

Чертами революционного романтизма тех, «чьи песни жар в сердцах будили» (Д.Байрон, «Паломничество Чайльд-Гарольда»), стали: богоборческий дух, пафос борьбы, стремление к абсолютной и бездумной  свободе. Романтический герой всегда возвышался над «серой толпой», был обуреваем сильными страстями (и во зле, и в добре), он был замкнут и непонятен в своем эгоцентризме. Если он и молился, то  безбожной молитвой: «Да будет воля моя».
      

Природа обычно символизировала бурную, страстную жизнь героя: гром и ливень, буря, молнии. 


 

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

М.Ю.Лермонтов, «Парус»

     

Резкое противостояние образов: Мцыри - монастырь, буревестник - пингвины, сокол - уж - вытекало из зауженности мировоспртиятия. Как в ереси, выделялись какие-то отдельные аспекты мира, абсолютизировались, составлялась искусственная схема (своего рода виртуальный мир, превратный, нереальный), и она принималась за истину. Ненужные грани истины отсекались, и выпячивались те, которые без целостности кристалла становились уродцами. Это была подмена целостного мировосприятия идеей, оторванной от реального мира. Ересь великого подменщика пускала свои щупальца всюду, где не было щита веры и благодати, где отвергли ограждающую от вреда заботу матери-Церкви.
     

В романтическом произведении совершенно отсутствовало развитие характера героя. Человек как бы был законсервирован в своем наличии того, чем являлся, а он являлся у романтиков только воплощением некой идеи или страсти. В революционном романтизме часто поэтизировалось сатанинское начало, преступное рисовалось красивым и оправданным. Например, идеализировался Наполеон, образы революционеров облагораживались и очищались от того негативного, чем страдали в действительности.
     

Продолжение следует

Серафима Загорская

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.