Газета "Вестник" №18-2012
О критериях православного кино
Продолжение. Начало в №16.
- А мы можем выработать инструментарий православного кино для кинорежиссеров и киноведов?
- Сейчас просто необходимо определенное концептуальное осмысление современного
кинотворчества. Вообще должна быть богословская оценка творчества и, соответственно,
богословское отношение к мастерам искусства и их воспитанию. Ведь «от избытка сердца
говорят уста». Пока, к сожалению, у нас нет такого подхода к современному искусству,
который помогал бы деятелям культуры работать именно в православной системе идеалов
и ценностей.
Повторюсь, всякое произведение нужно оценивать с этой позиции. Мы как верующие люди, можем спросить себя, ведет ли увиденный нами фильм к спасению или в нем отсутствует высшая цель. В принципе, настоящее произведение искусства помогает человеку сформулировать цель своей жизни, подсказывает, как найти истину. Православие дает человеку возможность осознать цель своего земного пути. Бог есть Истина и Любовь. Воцерковленный человек с помощью молитвы и церковных таинств начинает познавать любовь и испытывать Ее действие. Действие благодати на сердце есть проживание Любви. Вот это - настоящее богословие, богословие сердца.
Каковы правильные критерии? Это заповеди любви, заповеди блаженства, звучавшие в Нагорной проповеди. Через призму евангельских заповедей нужно и смотреть на любое произведение искусства.
Преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся» Так вот, православное кино должно помогать «стяжать дух мирен», нести другим любовь, радость. Практический опыт встречи с духовником, с хорошим старцем дает правильное, трезвенное состояние души: мир, покой, переполняющую сердце детскую радость, любовь, одним словом - благодать. И настоящее духовное кино должно быть, как встреча со старцем. Кино, привносящее в душу мир, благодать, радость, смирение, терпение, готовность следовать к Христу и за Христом. Тебе должно захотеться встать на путь совершенствования и идти к Богу. Вот критерий духовного кино: как встреча с хорошим опытным духовником. То есть кино должно удовлетворять духовные запросы. В 2011 году отец Киприан (Ященко) снимал документальный фильм «Жизнь Паисия Святогорца»: места, где тот бывал, воспоминания тех, кто его помнит, учеников старца. Фильм еще в работе, но люди, которым довелось увидеть отрывки из этой работы, плакали после просмотра.
Если вернуться к вопросу о религиозно-нравственной оценке произведения, то, если зритель православный верующий, то, повторюсь, главный критерий его оценки кинокартины один: содействует это кино спасению или нет. И далее: пробуждается ли у зрителя страх Божий после такого фильма, возникает ли ощущение покаяния и хочется ли после этого кино пойти в церковь - в общем, приводит ли оно человека к воцерковлению, то есть к целенаправленной борьбе со своими страстями. Если этого нет и человек по-прежнему говорит, что не пойдет в храм, потому что это ему не надо, или он уверен, что: «Бог у меня в сердце, церковь мне не нужна», - значит, это кино антиправославное. Ведь православное кино не мыслится без Церкви: «кому Церковь не мать, тому Бог не Отец». Есть духовность со Христом, а есть духовность без Христа. Либо кино - это дорога к храму, либо - нет. Это один из критериев православного кино. Если после кино не появляется желание пойти в храм, значит, это кино неправославное.
- Что в вашем понимании есть промысел Божий? В этом смысле, каким должно быть духовно-психологическое осмысление кинопроизведения, как проекции событий в вечность?
- Прежде всего, что такое духовно-психологичес-кое осмысление? Не может быть абстрактной духовности и абстрактной психологии. Если мы говорим о критериях святоотеческой психологии, то из этих критериев и будем исходить. Либо кино способствует разжиганию страстей, с которыми верующий человек борется всю жизнь, либо помогает зрителю стать чище и добрее. Вспомним различие психологии успеха и святоотеческой психологии. Куда мы должны успеть: в Царство Небесное, в президентское кресло или в список миллиардеров и олигархов журнала «Форбс»?..
Промысел Божий - это забота Бога о человеке, о его спасении. Познание замысла Господа о человеке, то есть поиск замысла о самом себе. С другой стороны, это познание воли Божией и ее исполнение.
- В Библии много пророчеств. Значит православное произведение должно содержать в себе пророческий элемент?
- Что такое пророчество? Это Божий дар, и если вспомним библейские ветхозаветные пророчества, то там всегда речь идет о познании промысла Божия о человечестве или отдельных людях. Лучшие деятели искусства обладают этим даром. И здесь мы можем говорить о феномене Пушкина и преподобного Серафима Саровского. Они жили в одно и то же время и не знали друг друга. У одного были одни пророчества о России, у другого - другие... На каком-то этапе в обществе произошло расщепление сознания: русские люди разделились на деятелей светской культуры и православных подвижников благочестия. Теперь светские люди кивают на поэта, говоря: «Это наш пророк». А верующие указывают на святого Серафима и утверждают: «Вот это наш пророк».
- А в чем расхождение пророчеств Пушкина и преподобного Серафима, если кто-то не знает?
- Здесь вопрос антропософии, то есть кто был в центре их пророчеств. Пушкин в известном своем стихотворении писал: «Я памятник воздвиг себе нерукотворный...» - это он говорил о месте человека в исторической жизни. А святые отцы говорили о месте Бога, о промысле Божием о человеке, о том, что если человек покается и вернется к своей первозданной природе, то он будет с Богом.
И сейчас задача православного искусства - привести человека к Богу, а для этого надо помочь ему понять, как хорошо жить с Богом, вручив себя в Его руки. Помочь разобраться в соблазнах эгоцентризма и осознать, что наша цель - не развитие своих сверхвозможностей, а стремление к обожению и святости.
Что же касается пророчеств, то «чистые сердцем Бога узрят». Настоящие художники несут в себе эту заповедь блаженства и передают ее людям. У каждого мастера есть творческая интуиция, как и у каждого человека в отношении близких людей. Когда мастер говорит с позиции вечности, то это Мастер с большой буквы. На основе Библии написаны сотни тысяч произведений. Обязательно в киношедевре будет присутствовать элемент библейских пророчеств. Пророческий элемент - условие серьезного православного кино.
- А фильм должен вызывать у зрителя бурные эмоции?
- Фильм должен пробуждать глубинные чувства, но не поверхностные. Вспомним, как Христос произносил проповеди и притчи Нового Завета. Он говорил не эмоционально... Но сами сюжеты пробуждали у людей эмоции и успешно передавали им те Знания и Любовь, которые Он нес. Господь Иисус Христос разжигал у окружающих «огонь сердец», глубинные чувства, воспоминания об «утерянном рае», то есть о жизни с Богом. Указывал путь возвращения в рай. Бог есть Любовь и Сам Бог-Слово передавал людям истину. Он показал творческую форму такой передачи: через притчи. Он показал, как иносказательно, художественно, образно можно доносить Истину до людей.
Продолжение следует.
Беседовал Андрей Сигутин