Газета "Вестник" №18-2012

«Свет во тьме светит и тьма не объяла его…»

Окончание. Начало в № 17.

-  Сегодня  некоторые молодые люди называют себя христианами, они носят крест, а  вот в храм не приходят, могут зайти от случая к случаю, а в частных беседах задают вопрос, зачем нужен батюшка, ведь  я и так каюсь в своих грехах перед Богом,   и он у меня в душе.  Зачем  я должен рассказывать священнику о своих грехах, зачем посредник между мной и Богом?  Что бы Вы им ответили?

- Вы описали уже  достаточно высокое нравственное состояние  виртуального  собеседника моего, если он, вместе с Высоцким, готов внутри себя петь «Каюсь, каюсь, порвали парус жизненного вдохновения...» Но давайте спросим себя, положа руку на сердце, многие ли из наших читателей изрекают это таинственное слово «каюсь»? Не больше ли среди нас тех, кто вполне доволен самим собою, не склонен переоценивать  прожитое, а тем паче видеть в нем свои собственные ошибки, но, напротив, имеет обычай  искать причину своих бедствий в окружающих обстоятельствах  или лицах?  Итак, каяться в ошибках юности - дело совсем немалое, даже если покаяние совершается в тайне человеческого сердца пред Всевидящим Небесным Отцом. Такой человек, рано  или поздно, придет к исповеди,  потому что, сколько  бы ты не  каялся и не клял себя, ты не можешь сам себя простить.  Ты не можешь вернуть душе своей потерянный мир,  тем более, что человек, с которым ты находился во вражде, далеко уехал или ушел в мир иной, например,   представим себе, что это твоя собственная почившая мама.  И совесть продолжает упрекать тебя, невзирая на эволюцию твоих взглядов и поведения. Бог в душе...  А где же еще пребывать  Благодати Божией, как не в разумной, стремящейся к нравственному совершенству   душе... Впрочем не только в  душе, но и в теле, ибо личность представляет собой удивительное сочетание,  сопребывание  вечной души в бренном теле.

Но давайте спросим себя, есть ли согласие  между светом и тьмою?    Может ли Бог  действительно пребывать в душе, оскверненной прелюбодеянием, изменой своей спутнице жизни? Может ли Бог  пребывать в душе, если эта душа с легкостью выдала деньги на аборт своей супруге, и с молчаливого согласия нашего оппонента была пролита кровь невинного дитяти. Если бы Бог был в душе, то могли бы уста наши по нескольку раз в день произносить гнусные и мерзкие ругательства, именуемые матерной бранью, которые сегодня, о, ужас, становятся средством общения.

Итак, благодать Божья должна жить в душе крещеного современного человека, и не просто пребывать в сокровенности,  но действовать,  являть свое присутствие чрез глаза, чрез уста, чрез движение, чрез весь круг нашей жизни. Православный христианин в идеале  - это светоносное существо, напоминающее собой бенгальский огонь, разбрызгивающий  вокруг себя искры мира,   радости, любви, нравственной силы... Но на поверку получается совсем иначе. Мы чувствуем в душе плохо скрытую раздражительность,  часто кипит наш разум возмущенный, и мы повторяем уже порой фразу из известного популярного кинофильма: «Дайте в руки автомат, расстреляю всех подряд...»

А что сказать о приступах  онегинской хандры, сплина, уныния, печали,  когда все валится из рук, и душа чувствует себя лишней, безнадежно опередившей время, в которое родилась... А  давайте-ка,  вспомним   наши  неизбывные тщеславие, самоцен,  гордостное  самоутверждение,  соединенное с пренебрежением,  и брезгливое отношение к людям, которые, как нам кажется,  уступают нам по всем параметрам.  Итак, что же в нашей душе: Бог или лукавый, свет или тьма? Несправедливо было бы сказать, что искра Благодати совершенно погасла в сердце современника, нет, и священное писание говорит: «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его». Но для того, чтобы этот Свет заполнил весь наш внутренний  мир, для того, чтобы к нам возвратилась детская чистота,   радость жизни, полноты бытия, чтобы мы уподобились пеночке или иной какой-то птахе, которая поутру, встречая зарю, изливает свою душу в радостном славословии  Творца, необходимы инъекции   Божией Благодати, которые свершаются чрез прикосновение наше к Таинству  исповеди.  А здесь-то  без нейрохирурга,  доктора-айболита, священника, не  обойтись.  Батюшка - это не сторонняя инстанция,  не третейский судия, тем паче не ветеринар, который препарирует мертвое животное. Священник - ваш старший собрат, священник- повитуха, которая поможет вашей душе разродиться, священнику дана Благодать  в особом Таинстве Священства   мягко и нежно прикоснуться к вашей душе, помочь ей раскрыться,  наподобе   цветка, который раскрывает свои лепестки, едва лишь только солнечные лучи попадут на него. Священник будет каяться вместе с вами, сопереживая вашей боли,  молясь об исцелении вашей души.   Если наши читатели считают словосочетание «духовный отец»  безнадежно устаревшим, если это словосочетание  вызывает у них  лишь ироническую улыбку или  равнодушное пожатие плечами, надеюсь, что подобное состояние не является для них последним откровением. Жизнь пройти - не поле перейти. И  как сегодня говорят о домашних врачах, так скоро будут говорить  духовниках, о пастырях, которые опекают семью в трех поколениях,  так что через их руки принимают крещение дети, принимают крещение внуки, венчаются дети, каются родители...  

И думаю, что для России это всегда будет более актуальным, чем обращение к психотерапевтам астрологам, психоаналитикам и шаманам.

- А как вы объясните, батюшка, в чем коренное отличие между обращением к священнику  и к различным медиумам, астрологам, ведунам, экстрасенсам, услуги которых сплошь и рядом рекламируются чуть ли не во всех печатных изданиях?

- Каждый делает свой собственный выбор. Но если бы мы имели возможность спросить наших читателей,  чем отличается вышеперечисленная шустрая и пестрая публика, то все ответили бы одинаково: священник от Бога, священник несет нам благодать  Господа  Иисуса Христа, священник - врач, который приходит к нам из богоучрежденной  врачебницы,  свет и тепло которой жизнетворно и целительно. Что же касается экстрасенсов всех мастей,  включая медиумов, спиритов  и тех, кто находится в беспроволочном контакте с космосом, то это посланцы лукавого, хотя бы он и называл себя и люцифером,  несущим свет. Но наш просвещенный читатель прекрасно отличает сено от соломы, Свет от Тьмы, зерна от плевел, зная таинственный смысл мудрой пословицы: «Не все что блестит, то золото, не все, что сладко, то сахар».

- Целое поколение наших бабушек и дедушек воспитывались вне веры, в советский период  истории, однако были крепкие семьи, а сегодня очень моден так называемый гражданский брак. Часто такие союзы распадаются, нередко  рождаются дети вне брака. Как позиционировать себя одинокой маме с ребенком, с точки зрения православия  сегодня? Вы, как православный  священник,  что могли бы сказать и посоветовать растерянной,  одинокой, заблудшей, исстрадавшейся душе современного человека? 

- Вы упомянули о детях, которые рождаются и живут  в неполных семьях...  Слава Богу, что рождаются.  Вы помните слова поэта: «О, я хочу безумно жить...». Мне кажется, их можно отнести к  нерожденному  еще младенцу, находящемуся  под сердцем современной мамочки, которая покуривая, с холодным сердцем и воспаленным умом задает сама себе вопрос: «To be or not to be  (быть или не быть) моему младенцу живым?» Вы упомянули о гражданском браке, если вы мне еще подскажете, помимо гражданственности, существует ли там еще народность и партийность, то я изрек бы вам свой пастырский вердикт. Не нужно прибегать к эвфемизмам в третьем тысячелетии, оно ищет правды. Есть гораздо более короткое, но не столь ласковое  для русского уха слово - блуд, характеризующее порочную связь, без тени взаимной ответственности, без мысли о материнстве и чадородии. Блуд - извращение, ибо человек создан моногамным. И даже многие современные медики, далекие от христианства,  исследуя статистику, утверждают, что определенные мужские болезни, подозреваю, и женские, есть плод  и неизбежность дурной бесконечности в сексуальных связях. Если мужчина имеет одну женщину, остановив свой выбор, то он, как правило, гарантирован и защищен  от всех дурных болезней бренного тела. Но тогда, когда он пускается в вариации, когда его адрес не дом и не улица, а весь Советский Союз (песня неплательщиков алиментов), то неизбежно, в силу множественных сред, куда он погружает самое себя, активизируются спящие в организме болезнетворные вирусы, и ему можно посоветовать заранее записываться в очередь в кожно-венерологические диспансеры, отчего да избавит Бог всех добропорядочных граждан.   

- Если человеку уже лет 30-40, а  жизнь не сложилась как должно, как в детстве мечталось, за плечами бурная молодость  и непуританское прошлое,  кто-то нагрешил по незнанию, кто-то по немощи своей,  и человек разуверился, впал в уныние, отчаяние, как жить дальше  не знает, будущее кажется безнадежным,  что вы посоветуете в таком случае?

- Надейся и жди.  Надежда - наш компас земной.  Я ведь в своих размышлениях говорю  лишь только о том, что пагубна сама философия искателя сомнительных   приключений.  Но кто из нас похвалиться   тем,   что он никогда не совершал жизненных ошибок, сейчас это особенно трудно в области семейной жизни, не все удается, не все получается так, как мы об этом мечтаем. Важно лишь не наступать снова на   те же грабли.  И мама, родившая  ребеночка вне брака, не должна уже довольствоваться дачным вариантом.  Она должна  уже уметь хранить дистанцию с рыцарями,  подносящими ей  весенние цветы, должно шесть раз отмерить и один раз отрезать. И думаю, в этом отношении весьма важно распознать, чем дышит человек,  что у него за пазухой. Ведь супружество есть не биологический симбиоз, а единство духа, души и тела. Вот почему жизнестойки сейчас в основном только те союзы, которые имеет своей основой единое  мировоззрение (для меня это Православная вера),  общую цель - сохранять семейный союз во славу того, кто сказал: плодитесь, и множитесь, и обладайте землю. И поверьте, наши дети совершенно не заслужили быть свидетелями бесконечных поединков, выяснений отношений, и тех драм и  трагедий,  в отношениях между мамой и папой, заложниками которых становятся их милые чада.

- Батюшка, что еще входит в круг Ваших занятий и интересов, кроме  Прихода в Красном Селе,  занятий с детишками в  православной гимназии?

- Кроме прихода  в Красном Селе, я занимаюсь  расходом своей жизненной энергии  в общении с многочисленными школьниками. Мне нужно умудряться  еще  отвечать на литературные заказы. Мне нужно пополнять свою образовательную копилку, я люблю читать, притом, что меня интересуют не только периодические издания, церковные и светские, но еще и богословская литература,  отчасти историческая,  в малой части художественная.  Я очень люблю природу,  и чем меньше бываю на ее лоне, тем более по ней скучаю. Мы с матушкой должны хотя бы несколько  раз в неделю побродить по аллеям  Сокольнического парка, где наши читатели могут встретиться с необычной  четой - священником в долгополом подряснике и матушкой, чей стиль  одежды весьма разнообразен.

- Батюшка, оглянувшись на прожитые годы, что бы назвали главным событием  своей жизни?

- Рукоположение. Когда в 1988-м году, в ночь на Рождество  Христово, епископ с возгласом «Аксиос!» возложил  крест на мои плечи, я вдруг почувствовал, свершилось то, что должно было свершиться.  Словно судно, приготовленное на верфях,  было спущено на воду.

-  А  что для Вас было самым сложным в начале  священнического пути?

- Борьба с собственными страстишками. Ведь проповедуя иным, как говорит апостол Павел, ты сам не должен быть никуда не годным, но призван смирять свое тело. И только тогда уста свидетельствуют о  радости Христова Воскресения, когда в нас самих, проповедниках, царствует гармония,  согласие между умом и сердцем, душой и телом.  «От избытка сердца глаголят уста», стало быть, самое трудное в нашем замечательном служении - это предстояние Живому Богу, твой личный подвиг Покаяния, молитвы, хождение пред лицом Небесного Отца.

Беседовала

Жанна Сабельфельд

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.