Газета "Вестник" №17-2012

События Страстной седмицы

610x_348Профессор Шимон Гибсон, британский археолог, посвятил много лет своей жизни раскопкам на святой земле, составил и выпустил в свет "археологическую энциклопедию святой земли". Сейчас он занимается изучением тех мест и объектов, где проходили последние дни земной жизни Господа нашего иисуса Христа и где претерпел он святые спасительные страсти.

Предлагаем читателям интервью корреспондента газеты "Вестник" Аллы тагиевой со знаменитым английским ученым.

 

Кор.: Господин профессор, так детально изучая  путь передвижений  Иисуса, Вы составили новый план этого пути?

Гибсон: Такой план существовал и раньше, но я создавал  свой план, впрочем, не только этот, но и другие свои планы территорий, связанных  с жизнью Иисуса, основываясь на сведениях археологии и на свидетельствах Евангелий. Правда, в святых книгах  очень мало говорилось о конкретных местах и улицах.  Но вот эти-то пробелы и помогает заполнить археология. Итак, судя по свидетельствам Евангелий, Иисус в первые три дня Страстной недели ежедневно приходил учительствовать в Храм из Вифании.

Он вступал в город через ворота около Силоамской купели. По законам того времени в храм можно было войти, только пройдя воды купели, дабы очиститься от пыли и нечистых мыслей. В Силоамскую купель, имевшую вид  бассейна, вели две параллельные лестницы вдоль двух противоположных стен. По одной спускались «грязные», по другой поднимались прошедшие очищение. Я обследовал эти сооружения при раскопках, потому что  на поверхности от них и следов  не осталось.  И на основе этих работ создал планы сложнейших водопроводной и очистной систем  для общественных ритуальных купелей, которые существовали в Иерусалиме с конца II века  до н. э.

Затем Иисус спускался по главной улице, ведущей к южной стороне Храмовой горы, и через одни из  городских  ворот входил в Храм Соломона. Его тоже  давно уже не существует. Как и предсказывал Иисус, храм в 70 году н.э. был стерт с лица земли, и «не осталось от него  камня на камне». Храм  состоял из многих помещений, внутренних и внешних. Мне удалось  составить  на основе найденных  археологических остатков план  Храма Соломона и всей Храмовой горы времен жизни Господа.

Согласно Евангелию от Иоанна, Иисус входил в ту часть храма, которая называлась Соломонов притвор. Здесь он проповедовал, отсюда выгнал менял вместе с продавцами жертвенных животных и голубей.

Корр: Насколько соотносятся Ваши исследования с тем, о чем рассказывается в Евангелиях?

Гибсон: Не могу сказать, что я проверял абсолютно все. Наверное, интуиция, опыт  или что-то более высокое (со мной все время были Евангелия) подсказывали мне, где можно обнаружить  новое  свидетельство о  жизни Иисуса. Ведь  все, что касается жизни Спасителя, драгоценно. С открытиями всегда все сложно и не всегда однозначно. Обычно  начинаются  горячие дискуссии, пока в научных спорах  найдется истина. И, конечно, не новые открытия  должны укреплять веру, а пребывание в храме, исповедь и причастие.                                                                                                                              Мне самому было удивительно, но точных совпадений по местам, упомянутым в Евангелиях, было немало. Наиболее ярким примером может служить рассказ о Тайной Вечере, каким его написал евангелист Марк  и который был повторен даже в мельчайших деталях  Матфеем и Лукой. Здесь Иисус говорит о приготовлениях к праздничной пасхальной трапезе, посылая с поручением  своих учеников в город в снятую Им  горницу. Именно там произошло установление Христом таинства причащения. Я не буду перечислять все  ориентиры дороги, ведущей к этому дому, читайте Евангелия сами, это  полезно всегда, но особенно в дни Страстной седмицы. Учитывая эти ориентиры, мы  сделали ряд скальных срезов и нашли остатки трех- или даже четырехэтажных домов первого века нашей эры. Арендованная в таком доме комната, «верхняя горница», и могла служить для проведения Тайной Вечери. В те дни жертвенная пасхальная пища должна была быть съедена только в городских стенах. Кстати, тогда  ели различную еду  с маленьких блюдечек (в раскопах мы нашли фрагменты такой посуды), а не с больших блюд, с которых еду  раскладывают по тарелкам, что привычнее для нас. После трапезы Иисус и ученики с пением  молитв отправились к Елеонской горе и Гефсимании. Когда туда пришли по руслу Кедрона, минуя  высеченную в скалах гробницу Авессалома, то оказались в нижней части Елеонской горы. Здесь  Иисус оставил учеников и ушел молиться. Это здесь он «начал ужасаться и тосковать», искушался избегнуть своей участи, прося Отца  «пронести чашу сию мимо Него». Но, преодолев слабость плоти, принял волю Божию.

А потом Иисус  и  ученики, чтобы переночевать, укрылись в пещере рядом с масличными плантациями. Эта большая пещера на нижнем склоне Елеонской горы и есть то место, где, по преданию, Иисус был арестован (она и сейчас существует). Видимо, место ночлега было заранее согласовано, и Иуда об этом знал. Он, отстав от Иисуса и апостолов, якобы задержался в городе, а потом явился к пещере с солдатами и храмовыми полицейскими. Они той же дорогой отвели Иисуса  обратно в город и доставили в дом к первосвященнику.

Корр: Почему же в дом к первосвященнику, а не в тюрьму синедриона или в темницы римских казарм?

Гибсон:  Ответ на  вопрос, на основе каких обвинений и почему к аресту Иисуса отнеслись, скажем, нетрадиционно и приговорили к столь жестокому наказанию, найдем в Евангелиях. Напомню, что  причин  для  этого  было  много, и достаточно сложных, но объяснить  ситуацию схематично  можно следующим образом. Члены синедриона были напуганы учением  Господа, но вначале надеялись решить дело сами и уговорить Его публично отказаться от «ереси». Но когда они поняли, что дух  Христа не сломить,  то решили погубить Его руками римлян. За смерть Иисуса проголосовали все присутствовавшие тем вечером  члены синедриона, кроме Иосифа Аримафейского. Извратив учение Иисуса о Царствии Небесном, они донесли Понтию Пилату о том, что мятежник из Назарета «алчет царства над Иудеей». Расчет доносчиков был точным, Пилат, как глава римской власти в Иудее, не мог допустить такого ущемления  власти  кесаря. Известный древний историк Иосиф Флафий  в «Иудейских древностях»  написал об этом так:  «По настоянию наших влиятельных лиц Пилат приговорил Его к кресту».

Все же Пилат отправил Иисуса еще и к правящему тогда в Иудее Ироду Антипе. Тот, недавно казнивший Иоанна Крестителя, уклонился от расследования  «преступлений Иисуса», и приговор остался в силе.                                                                                           Ни история  в течение многих веков, ни память человеческая не сохранили знаний о точном месте, где находился дом первосвященника Каиафы и где был дворец Ирода Антипы. Было два предполагаемых местонахождения дома Каиафы. Я участвовал в раскопках обоих. Точных сведений о том, какой из них был действительно дворцом Каиафы, мы не нашли. Но оба были целыми комплексами сооружений из нескольких зданий, были отделаны роскошными мозаиками, имели большие бассейны и сад. Позже за городом нашли  фамильную гробницу Каиафы, где обнаружили  останки членов семьи и надписи,  подтверждающие, что именно Каиафа был первосвященником  во время казни  Иисуса. Он надеялся заслужить одобрение римских властей, предавая им Иисуса, но  через шесть лет после  совершения  распятия римский губернатор Вителлий сместил его с поста. Кстати, в том же году убрали с высокой должности и Пилата за чрезмерную жестокость и расправы с местным населением.

Есть свидетельства, что Пилат в то время жил в великолепном дворце Ирода Антипы, это была его официальная резиденция.  Сразу за дворцом находились римские казармы, куда после суда был отведен Господь для бичевания. Потом Его вновь привели в трибунал  -  уже в багрянице и терновом  венце. Так что, вероятнее всего, именно дворец Ирода Антипы был  местом, где прозвучали те роковые слова:  «Се человек!»

В Великую Пятницу  христиане вспоминают, слушая в храме Двенадцать Евангелий, о Христовых страданиях и уходят домой с зажженными свечами. Мне рассказывали, что в Православии существовал  ныне почти забытый обычай оставить на косяках дверей родного дома  защитный знак креста, опаленного святым четверговым огнем. Какой прекрасный и явно очень древний символ!

Корр: Господин Гибсон, существует несколько версий, где на самом деле проходил Скорбный путь, где расположена Голгофа и где находится Гроб Господень. Споры об этом идут веками. А что Вы скажете?

Гибсон: Да, такие споры ведутся, ведь, в конце концов, нет уверенности, где точно находились исходные точки Скорбного пути - дворец Ирода Антипы и римские казармы. Но по традиции считают, что это происходило на Виа Делароза - Улице Скорбного пути. Спорят и о месте расположения Голгофы, указывая еще три других. Не знаю, будут ли найдены какие-либо свидетельства, подтверждающие или опровергающие эти варианты, но в одном я убежден абсолютно: Голгофа находится в пещере под Храмом Гроба Господня. Около тридцати лет своей жизни я бился над этой тайной. В 1988 году я сам проводил  раскопки на Голгофе, для которых, временно, по особому разрешению, с ее верхней площадки  было снято мраморное покрытие 1810 года. Тщательно осматривал всю поверхность горы, все ямки, вмятины, выемки, щели и трещины. Приглашал для  консультаций разных специалистов, а для проведения расчетов - строителей и инженеров. Все специалисты пришли к одному выводу: на вершине этой скалы три креста установить было невозможно. Для этого она  мала. Правда, вершина Голгофы могла изменить свои очертания и размеры со времен I в н.э. Устные сведения и память о нахождении места Голгофы у христиан сохранялась очень долго. И все же не будем забывать, что время - жестокий разрушитель. Здесь римляне выравнивали площадку для строительства храма Венеры, заваливая Голгофу тоннами щебня. Через два века этот храм разобрали и стали строить еще одно кольцо защитной стены для города. Возможен и другой вариант: Голгофа, скрытая грунтом, находится где-то рядом с тем местом, которое сейчас сохраняется под одним из куполов Храма Гроба Господня. В Евангелии от Иоанна сказано, что гробница находится совсем близко от места распятия. 1151915_346

Большая скала под Храмом Гроба Господня - настоящий лабиринт катакомб, с запутанными ходами, пещерами и галереями. В этих пещерах-гробницах много веков хоронили состоятельных людей, т.к. место здесь стоило дорого. Кроме того, тут же были каменоломни, в которых добывали камень для строительства стен города и других важных сооружений. Напомню, что Иосиф Аримафейский для погребения Иисуса отдал находившуюся здесь свою недавно законченную гробницу. Тому было две причины: хоронить надо было срочно, чтобы не нарушить запрет хоронить в субботу (а уже был вечер пятницы), но самый простой способ захоронения - в землю, у иудеев считался оскорблением умершего. Хоронили только в камень. Видимо, Иосиф Аримафейский преклонялся перед Учителем и поэтому предложил такой вариант, хотя, проявляя уважение к казненному, мог навлечь на себя гнев властей. Гробница была небольшая (2 на 2 м, вход 40 на 60 см), выдолблена как кубическая пещера, в которой находилась каменная лавка. На нее, согласно традиции, было положено тело Иисуса, завернутое апостолом Петром в саван и с отдельным платом на голове. Над входом находился навес, защищавший маленький дворик. Пилат прислал солдат с сотником караулить гробницу, чтобы тело Христа не было похищено. И все же рано утром камень, закрывавший вход в гробницу, был отодвинут, а гробница, как известно,  пуста. На скамье лежал саван, а рядом скрученный плат, «который был на голове Его, не с пеленами лежащий». Потом, с ходом вековых перестроек, были утрачены входной дворик, галерея и западная часть погребальной камеры.                                                                                                                                     Точно над гробницей Господа, наверху, в самом центре Храма Гроба Господня, построена Кувуклия, куда уже много столетий сходит на Пасху благодатный огонь.

Корр: Спасибо, господин Гибсон.  К сожалению,  многое еще осталось вне нашего разговора. Подскажите, пожалуйста, где можно прочесть более подробно о Ваших исследованиях?

Гибсон: Моя книжка в русском переводе в 2008 году вышла в издательстве «Астрель». Там я описал последние дни земной жизни Иисуса в хронологической последовательности и со многими подробностями. Там есть планы, карты и проекты реконструкций древних памятников истории, созданные мною. Но... я осознаю, что не бывает книг без ошибок. И все они - мои. Однако, как всякий автор, все же надеюсь, что книга будет интересна читателям. Но самое главное - Иисус Христос воскрес!Но самое главное -

                       Христос воскрес!

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.