Газета "Вестник" №17-2012

Доказательства Воскресения Христова

Окончание. Начало в № 16.ib476_351_01

Иисус является мироносицам, Петру, Луке и Клеопе, десяти ученикам, одиннадцати, даже пятистам верующим, наконец, апостолу Павлу... Как они все могли обмануться? Неужели среди них не нашлось ни одного человека с трезвым, ясным умом, здоровыми чувствами и крепкими нервами? Как утверждают специалисты, галлюцинации бывают чаще зрительных или слуховых ощущений, реже соединение тех и других, и совсем редки галлюцинации в области осязания. Чтобы все эти три чувства разом были и по меньшей мере у десяти-одиннадцати человек, и даже у пятисот, и чтобы печеная рыба и мед поглощались кем-то и исчезали, как передает Евангелие (Лук. 24:42), - таких галлюцинаций история не знала и не знает... 

Итак, апостолы видели действительно Воскресшего: исторически факт воскресения несомненен. Рационалисты не могут поколебать евангельского рассказа, они только опровергают друг друга, а иногда и сами открыто признают свое бессилие бороться против Христа. Немецкий ученый Де-Ветте, в течение десятилетий стоявший во главе рационалистов, на смертном одре сознался, что «событие Воскресения, хотя способ его совершения покрыт непроницаемым мраком, представляется, однако, столь же несомненным, как и смерть Цезаря». Когда полурационалист Неандер прочел признание Де-Ветте, слезы хлынули у него из глаз. После этого Неандер подверг новому основательному исследованию исторические доказательства Воскресения Христова и также принял его. 

Обсуждая достоверность чудес Воскресения и Вознесения, физик Бальфур Стюарт говорит: «сохранилось ли в неизменности действие известных сил природы в этих случаях, или оно было иногда превозмогаемо высшей силой?

Несомненно, превозмогалось как при Воскресении, так и при Вознесении. Мы обязаны исследовать очевидность этих великих событий, что и исполнено самым достоверным образом. История, повествующая об этих событиях, выдержала испытания настолько хорошо, что всякое предположение о нереальности их приведет нас к величайшей нравственной и духовной путанице». 

Почему Иисус Христос по Воскресении не явился между иудеями всенародно? Святой Иоанн Златоуст объясняет это тем, что появление Воскресшего Господа было бы бесполезно для иудеев и что если бы сим способом можно было бы обратить их, то, без сомнения, Господь не отказал бы в нем иудеям. Но последствия воскрешения Им Лазаря говорят совсем противное: иудеи стали искать случая убить не только Иисуса Христа, но и Лазаря. Если бы Христос по Воскресении явился иудеям, они тем или иным способом решились бы на новое Богоубийство... 
 Итак, Христос Воскрес из мертвых. Самое сильное доказательство факта Воскресения Христова есть тот грандиозный переворот, который он произвел в апостолах, а через них и во всей вселенной. На нем держится вся культура последних двух тысяч лет. Могла ли ее поддерживать мечта апостолов? Они изменили всю историю. Без Воскресения Христова мы не имели бы никакого христианства и никакой христианской культуры. История мира приняла бы совершенно другое направление. Без живых сил христианской веры древний мир разложился бы и погиб. Невозможно допустить, чтобы голое воображение могло принести с собой столь великое и доброе. Таким образом, падают все возражения против чуда Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Даже самый краткий разбор этих возражений выясняет их полную несостоятельность. 

Но злая критика не сдается. «Диавол борется с Богом, а поле битвы - сердца людей», - утверждает Ф.М. Достоевский.  В наше время выдвинуто новое, уже совершенно беспомощное, возражение, но для злой, греховной воли, весьма выгодное: «Бога нет. Христа, как исторического лица, не было, а значит, не было и Воскресения. Евангелие - это миф (т. е. вымысел, не опирающийся ни на какие действительные события), оно есть переложение древних языческих мифологий о легендарных богах». 
          Прежде всего, «критики» должны знать, что в языческих мифологиях «умирают» и «воскресают» только боги (Озирис, Дионис), но никак не Богочеловек. А о том, что Христос - Богочеловек, мы имеем непреложное свидетельство святого Евангелия. Но и кроме Евангелия мы имеем свидетельства и от язычников - противников христианства. Так, например, Плиний, римский проконсул областей Вифинии и Понта в Малой Азии, в своем письме к императору Траяну (около 112 г.) пишет: «собираются они (христиане) и поют гимны Христу, как Богу; клянутся не лгать, не воровать, не прелюбодействовать». Плиний не написал: «Богу своему, Христу, поют», а, именно, написал: «Христу, как Богу», потому что он знал, что Христос для христиан не только Бог, но и человек.  Современник Плиния, Тацит, один из точнейших историков, сообщает (около 115 г.): «Христос, в правление Тиберия, прокуратором Понтием Пилатом казнен был смертью».

Множество свидетельств об Иисусе Христе, как исторической личности, имеется в еврейской книге Талмуд. Правда, эти свидетельства пышат злобою и ненавистью, называя Спасителя «отступником», «назореем» и проч. Немало говорится в Талмуде и о чудесах «Назорея».  Особенно ярки свидетельства бывшего гонителя христиан Савла, впоследствии первоверховного апостола Павла. Подлинность его свидетельств совершенно невозможно оспаривать. Это понимают самые ярые враги христианства. А «сила Павловых свидетельств такова, - говорит один наш крупный писатель и мыслитель, - что если бы даже не было иных, мы все-таки знали бы с большею точностью, чем о многих других исторических лицах, не только, что Христос был, но и как Он жил, что говорил, делал, за что умер и как воскрес». 
         

Истина Воскресения Христа Спасителя состоит в том, что воскрес Богочеловек. Он воскресил воспринятую на Себя плоть человеческую и таким образом преобразил человеческое естество в духовное, божественное, для вечной жизни с Богом. В этом и заключается победа Спасителя над смертью для всего рода человеческого. 
«Телесное воскресение из мертвых Спасителя есть исторический, реальный факт», - говорит один наш известный православный миссионер, и указывает следующие аргументы.
  1. Христос предсказывал о Воскресении Своем (Мф. 16:21; 20:19; Мр. 9:9).           2. Воскресший Сам свидетельствует об этом событии (Лк. 24:6).  3. Он является видимым образом:
  а) утром в Воскресенье Марии Магдалине (Мр. 16:9); 
б) тогда же женщинам, идущим от гроба (Мф. 28:9); в) Петру вблизи Иерусалима (Лк. 24:34; 1 Кор. 15:5).  г) двум ученикам, шедшим в Еммаус (Лк. 24:13). д) вечером Воскресения апостолам, кроме Фомы (Ин. 20:19); 
          е) через неделю вечером всем апостолам (Ин. 20:26);  ж) через несколько дней при море Тивериадском семи ученикам (Ин. 21:1-3); з) немного спустя - на горе близ Галилеи одиннадцати апостолам (Мф. 28: 11);  и) пятистам верующим (1 Кор. 15:6);  к) Иакову, брату Своему «по плоти», и всем апостолам (1 Кор. 15: 7);  л) во время Вознесения на горе Елеонской всем апостолам (Лк. 24:50);  м) апостолу Павлу (1 Кор. 9, 1; 15, 8);  н) первомученику Архидиакону Стефану (Деян. 7:55); 
 о) до Вознесения в течение 40 дней, с разъяснением Царства Божия (Деян. 1:3).  4. Ест и пьет с учениками (Лк. 24:42). 
 5. Показывает руки и ноги с ранами от пригвождения ко кресту (Лк. 24:40).  6. Дает наставления (Мф. 28:18; Мр. 16:15: Лук. 24, 17; Ин. 21:15; 20:21; Деян. 1:7). 7. Путешествует с апостолами (Лк. 21, 15).   8. Ему поклоняются мироносицы и 11 учеников (Мф. 28:9,17).   9. О Воскресении Христа говорят Ангелы (Мф. 28:6; Мр. 16:6; Лк. 24:6).  10. Событие подтверждают римские воины, караулившие гроб (Мф. 28:11). 11. Апостолы называют себя свидетелями Воскресения Христа (Деян. 2:32; 10:39) и этот действительный исторический факт они полагают в основу всей своей проповеди (Деян. 2:22; 3:26; 4:10; 10:39). И в то же время особенно показательно, что апостолы не излагают самый момент Воскресения Христа. Потому, что сами говорят: «что мы слышали, что видели своими очами... и что осязали руки наши... мы возвещаем вам...» (1 Посл. Иоан, 1:1-3). Самый момент Воскресения Христа никто не мог видеть. Даже воины, охранявшие гроб, не видели самого момента Воскресения, т. к. Воскресший Христос был невидим для них. Тем более апостолы не могли видеть: они скрывались и запирались в домах своих «страха ради иудейского». Вот почему ни в одном из четырех Евангелий нет описания самого момента Воскресения, хотя при этом подробно изложены все события, предшествовавшие Воскресению, и подробно изложены события после Воскресения. 
         

Но мы знаем, если бы Воскресение Христово было вымыслом, то как бы ни был гениален писатель, он никак не мог бы пропустить центр и смысл своего сочинения. Он так или иначе, а обязательно коснулся бы своим изложением самого момента Воскресения, потому что этого требует сущность нашей человеческой природы. 
          Но апостолы этого не сделали. И это есть самое высшее доказательство истинности их свидетельств. Ибо они не писатели-сочинители, а бесхитростные, простые, под воздействием Духа Святого, действительные свидетели истинного события Воскресения Христова и всей Евангельской истории. 
         

Сами апостолы говорят: «Если Христос не Воскрес, то и проповедь наша тщетна (напрасна), тщетна и вера наша». «Но Христос Воскрес из мертвых, Первенец из умерших» (т. е. Он есть начало нашего будущего воскресения) (1 Кор. 15:14:20).  Только тогда апостолы и первые христиане пошли на смерть, когда убедились в действительном Воскресении Спасителя, - в Его победе над адом и смертью. 
         

Только в этом случае они могли, как говорит поэт: «На казнь идти и гимны петь, и в пасть некормленному зверю без содрогания глядеть». 
         

Итак, чудо Воскресения действительно совершилось. Христос воистину Воскрес!

http://orthodox.etel.ru

 

Вот наступил для нас вожделенный, спасительный праздник, день Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Это праздник есть залог мира, источник примирения, истребления врагов, разрушение смерти, погибель диавола. Сегодня люди соединились с Ангелами, и обложенные плотию, вкупе с безплотными Силами, возносят хвалебные песни Богу. Сегодня Господь сокрушил врата ада и само лицо смерти истребил. Но что я говорю, лицо смерти? Даже само имя смерти изменил: она теперь называется уже не смертью, но успокоением и сном.

Св. Иоанн Златоуст

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.