Газета "Вестник" №17-2012

О критериях православного кино

Александр Федорович Чернавский - православный педагог, психолог, имеющий 20-летний опыт разработки и управления социальными alexandr_chernavskiy_2_347проектами, руководил рядом международных, российских, региональных общественных организаций в Москве, Вологде, Сыктывкаре. Преподавал в вузах. Прошел стажировку по управлению общественными ресурсами в США и ряде европейских стран. В данное время является разработчиком и входит в управляющую команду Всероссийского проекта «Образы семьи, детства и материнства в Российском искусстве», при участии Администрации Президента РФ, Правительства РФ, Государственной думы РФ. 3 марта 2011год проект «Образы семьи, детства и материнства в Российском искусстве» получил Благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

А.Ф. Чернавский является экспертом Международного фестиваля социальных технологий в защиту семейных ценностей «За жизнь», а также разработчиком и координатором национального проекта «Наследники побед» при патриаршем подворье в Сокольниках.

Предлагаем Вашему вниманию беседу Андрея Сигутина с Александром Чернавским, главным редактором Moscow Media Group ltd.

 

- Религиозное, в том числе и православное, кино сложно представить без метафизической составляющей. Что такое, по-вашему, религиозная метафизика?

- Прежде чем говорить о метафизике, давайте вспомним, что это такое. Слово метафизика произошло от греческих слов «мета» и «физика» - «то, что после физики». Это раздел философии, занимающийся исследованием первоначальной природы реальности мира. Мы будем использовать это понятие для обозначения религиозной философии, которая  рассматривает мир как творение Божие. Проще говоря, познание и описание незримого мира, включая те процессы, которые  в нем  происходят, мы называем метафизикой.

Отсюда вытекает наше понимание метафизической составляющей  киноискусства, которое либо помогает человеку пробудить его творческую потенцию и жажду встречи с Богом, жажду познания и принятия Истины, либо наоборот, уводит от Истины в дебри, лабиринты искания Бога в демонском мире.

Киноискусство стало бурно развиваться в начале  ХХ века, когда наиболее модными философами среди творческой интеллигенции были экзистенциалисты. Вводя понятие «экзистенции» - уникального переживания человеком своего существования, в ситуации между жизнью и смертью, последователи этого течения делают акцент на чувственном (эмоциональном) восприятии мира и интуитивном познании реальности. Однако каждый художник субъективно переживает происходящее, а настоящую «объективность» дает ему вера в Бога и воцерковленость, а не абстрактная метафизичность, как это происходит у атеистов. 

Без «метафизики» на Западе успешного кино не получается. Там они метафизику, то есть свое религиозное мировоззрение, в гротескной форме вставляют везде, показывая противоборство добра и зла. Это излюбленная тема западного киноискусства сейчас. В разных формах, будь то научная фантастика, звездные войны, триллеры, фильмы ужасов - везде режиссеры (как они это понимают) показывают борьбу сил света и тьмы. Последний «кассовый» фильм «Аватар» служит тому ярким примером.

- Произведения любого ли кинематографического жанра (например, триллер, фильм ужасов и прочее) можно рассматривать с духовной точки зрения?

- Форма уже несет в себе содержание. Зачем что-то притягивать за уши и искать черную кошку в темной комнате, когда ее там нет. А если серьезно, то верующий человек, духовный,  вообще-то всегда рассматривает любое явление как ведущее к Богу или уводящее от Него. Если произведение, которое ты смотришь, не вызывает у тебя чувства покаяния или не ведет тебя к Любви, к желанию познать Истину и любить Истину, то это недуховное кино. Ведь Истина есть Бог. А если при просмотре фильма в человеке усиливается еще и негативная страсть, это когда с экрана идет трансляция деструктивного содержания, то такое разрушительное кино подобно духовному яду. «Соблазны придут в мир, но горе тому, через кого они придут...» Не стоит режиссеру самонадеянно искушать себя и зрительскую аудиторию «чернухой», надо беречь зрителя от соблазнов, которых сейчас и так хватает.

Верный критерий оценки духовности произведения - это получение ответа на вопрос, помогает ли оно человеку встретить Бога...

Кино прошло путь от интересного развлечения до художественного произведения за несколько десятилетий. Уже в начале ХХ века была отмечена сила воздействия на людей этого «самого массового искусства». Американцы сравнительно быстро поняли, что ненадлежащие киноразвлечения ухудшают жизнь нации, разрушая её моральные устои. В Америке в 1930 году был принят «Кодекс Хейса», то есть этический кодекс, регулирующий производство фильмов в Голливуде, ставший в те времена неофициальным действующим национальным стандартом США. Снимать фильмы не по кодексу было можно, но они не имели шанса быть выпущенными в прокат.

У нас в России нравственная оценка кино тоже всегда была. Таковой до революции являлась оценка церкви. А в советское время были худсоветы, на которых не говорили о Боге, но давали нравственную оценку кинопродукции: после просмотра кинопроизведения будет ли человек лучше и добрее. Шедевры советского кинематографа были нравственны: учили добру, любви, состраданию. Символично, что первая киносъемка в России, сделанная А. Федецким, - это фильм «Перенесение иконы Озерянской Божьей Матери».

- Каков должен быть инструментарий (понятийный аппарат, критерии) с помощью которого можно было бы снимать и оценивать религиозное кино?

- На самом деле для ответа на этот вопрос необходимо культурологическое исследование. Разумеется, нам необходимо иметь жизнеутверждающее позитивное искусство, особенно в контексте происходящей экспансии Запада с его индивидуализмом, эгоизмом, аморализмом, с его разлагающим безбожным искусством. Замкнутость персонажей в себе и смакование авторами их переживаний, являющихся порой больными фантазиями, - это все возведено у них в ранг нормы. Жестокость, насилие, пошлость, всякие изощренные формы извращенных чувствований и переживаний, экзальтаций  - все это пришло и в наше кино. Коммерческое кино - то, что хорошо продается и приносит быструю прибыль, заняло приоритетное положение и у нас.

Повторюсь, для меня позитив в киноискусстве - это жизнеутверждающее начало, вызывающее душевное согласие и одобрение сердца. Это - радость Любви и Богоприсутствия, Красота, нравственная и телесная чистота, целомудрие сотворенного мира и человека в нем, как венца Творения. Отражение красоты труда человеческого. Позитивное, доброе искусство ведет к радости, к желанию жить, творить, любоваться Божиим мирозданием и прославлять Творца, который все это создал. Увидеть и передать присутствие Бога-Любви в капле росы, в глазах человека, в человеческих отношениях - задача настоящего художника.

Интересный случай рассказывал отец Валериан Кречетов. Дети ставили театральную сценку о Христе. Показывали разговор Богочеловека с прокуратором, завершающийся осуждением Христа. Когда  закончился этот разговор-«обвинение», вдруг весь зал, все дети закричали: «Простите Христа!..» Вот это - искусство. Мальчик, который играл роль Христа, искренне верил в Бога, и он передал Правду Божью своей игрой. Господь дал любившему Его детскому сердцу такие чувства, такое понимание жертвенности Христа, и мальчик так смог это передать, что, сострадая Спасителю, весь зал закричал: «Простите!..»

Вообще если говорить о промысле Божием, то отец Иоанн Крестьянкин подсказал одному батюшке золотое правило миссионера: в своих проповедях не говорить ни слова ни о церкви, ни о Боге. А нести веру и любовь ко Христу своей жизнью и поступками. Миссионерство - это, в первую очередь, личный пример. И тогда будут тебя спрашивать: как ты стал христианином?

Если вспомнить тех, кто привел нас к Богу, наших близких, то они  ведь именно своей жизнью показывали нам силу веры православной и вызывали у нас желание им подражать. Это и привело нас в храм Божий, в соответствии с промыслом Божиим о нас. Аналогично, кто такой православный психолог? Это тот, кто не говорит о духовном, а готовит человека к исповеди.

Продолжение следует.

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.