Газета "Вестник" №17-2012

«Свет во тьме светит и тьма не объяла его…»

o_artemij060508_347Протоиерея  Артемия  Владимирова, настоятеля храма Всех Святых, что в Красном Селе, в народе называют  «необычным, удивительным батюшкой».  Раньше я только слышала рассказы о нем, о   православных праздниках на территории  прихода, о  чаепитиях с батюшкой,  о концертах духовной музыки, организованных им, пару раз видела выступления в телепередачах, а года три назад  довелось познакомиться с ним лично, исповедоваться, слушать его проповеди, прочитать некоторые из многочисленных написанных им книг. Он  на самом деле удивительный. Интервью-беседу  с отцом  Артемием  предлагаем нашим читателям.

 

Протоиерей

Артемий Владимиров

Родился в 21 февраля 1961 г. в г. Москве, окончил филологический факультет МГУ им. Ломоносова.  Сначала работал  учителем в школе и преподавал русский язык и литературу в Московской Духовной Академии. В 1988 году принимает  священный сан.  С 1991- го года становится настоятелем храма Всех Святых в Красном Селе г. Москвы. Талантливый проповедник и педагог, автор многих книг, радио и телепередач, духовник и учитель, он награжден  немалым количеством церковных и светских наград. Но, наверное,  самая   важная награда от Бога, это -  его умение  любить Бога и ближних и снискать ответную любовь  и доверие своих прихожан,  соработников,  учеников, читателей.

 

Кор.: Отец Артемий,  я не раз видела, как Вы принимаете исповедь в  Вашем приходе,  московском храме Всех Святых   на  Красносельской, или, как еще говорят, в Красном Селе, и  людской поток нескончаем.   К Вам со своей душевной болью обращается огромное количество людей, самых разных, и  мне не раз приходилось видеть, когда Вам  после многочасового общения приходилось  в буквальном смысле спасаться бегством.  Притом,  Вы сохраняете  свою необыкновенную доброту и бесконечное терпение, как Вам это удается?

Отец Артемий: Призвание священническое прекрасно укладывается в известную всем стихотворную строчку «Светить всегда, светить везде - вот лозунг мой и солнца!»  Впрочем, не только советский поэт, но и Евангелие называет священническое служение   светильником, который не должно ставить под спуд, но  на свещники,  дабы все входящие в дом видели свет.  Грузинский патриарх  Илья  2-ой в одном из своих  Пасхальных  посланий называл священнослужителя  человеком, который находится под постоянным рентгеном   тысяч и тысяч человеческих глаз. Поэтому не приходится удивляться тому, что у нас, пастырей православной  церкви  такой широкий круг общения.  Может  быть  и  о священниках  пророчески говорил другой великий русский поэт - к ним «не зарастет народная тропа...»  И дикий финн, и русский, и тунгус, и белорус  -  все найдут свой   путь в Православную церковь посредством  доброго  и приветливого батюшки. С детства я отличался  робостью и застенчивостью, совсем не был расположен к общению с широким кругом людей. Но впоследствии многое изменилось. На филологическом факультете Московского университета меня почему-то без моего согласия,  выбрали в комсомольское  бюро курса, может быть потому, что там юношей - раз, два, и обчелся.

 Не проявив должной активности в работе с союзной молодежью, я помню  укоряющий  голос партийного лидера: «Нет,  Артемий,  ты не можешь работать с массами».  Это справедливо, потому  что мы,  пастыри, работаем не с массами и не с биомассой, но мы вступаем в общение с живыми людьми, с богоданными личностями, каждая из которых наделена даром свободы,  имеет  критический  ум,  независимое суждение  и  должна свершать свой нравственный выбор.

Однако замечено, чем  больше отдаешь душевной энергии, сердечного  тепла, тем больше получаешь.   Добро,  как и зло,  всегда возвращается назад  по закону австралийского бумеранга.  И   поэтому  всех священников,  которые  хотят быть полезными людям, а всего прежде сознают свою ответственность пред Богом,  поставившим  их на это удивительное служение,  ждет одно: они перестают быть частными и несчастными людьми. Но, мало-помалу,  сопрягают свою личную  жизнь с жизнью прихода,  тех людей, которые  входят в спектр, или в фокус их внимания.

В этом мне особенно повезло. Будучи учителем русского языка и литературы, имея опыт общения и самыми маленькими, и со студентами,   я раз в неделю обращаюсь к радиопастве посредством известной в широких кругах  общества  православной  радиостанции «Радонеж».

Сегодня  священникам, которые хотят и могут  сказать  слово  правды  и любви, предоставлены замечательные возможности. Двадцать пять часов в сутки вещают известные православные  телеканалы каналы: «Союз», «Спас».  Да и официальное телевидение все чаще  и чаще обращается к батюшкам с просьбой прокомментировать те или иные  события. Нередко нынче даже  приходится по мобильному телефону  давать ответы на вопросы...  Почему бы батюшке не поразмышлять  на ту или иную тему, если ответ может принести хотя бы минимум духовной пользы.  Есть такой закон - переход количества в качество. И, конечно, каждый из нас на своем  поприще начинает с малого.  Песчинка за песчинкой, гранула за гранулой, толика за толикой... Но если ты в своем пути целеустремлен, если он доставляет тебе творческую радость, если ты живешь по поэтическому принципу «Счастливые часов не наблюдают», то, конечно,  день за днем, неделя за неделей, год за годом... И когда у тебя уже за плечами  двадцать лет священства, то ты  обретаешь второе дыхание, некую нравственную силу и готовность словом помогать, содействовать, а особенно утешать. Ведь сегодня наши соотечественники не могут  пожаловаться на неведение добра и зла, как это было двадцать пять лет тому назад.  Все знают, что такое хорошо и что такое  плохо...  Но  сердца измучены издержками цивилизации, души подморожены нашим коммерческим, холодным, прагматичным, расчетливым веком. Вот почему все больше и больше людей, независимо от их звания и состояния, ищут общения с батюшкой.  Само это слово, теплое,  патриархальное,  родное,  говорит о том,  что священник лишь во вторую очередь  богослов,  кабинетный ученый, обозреватель  человеческой нравственности.  А в первую очередь он совмещает в себе служение отца и матери, нянюшки, врача, учителя, и поэтому-то нам, священникам, особенно столичным, нет времени скучать.

Кор.: Батюшка, а как Вы сами пришли к вере? Ваше детство и юность пришлись на советский период, тем более учеба в  МГУ, филологический факультет... 126941_345

Отец Артемий: МГУ уже тогда называли  христианнейшим факультетом из  всех прочих университетских факультетов.  И во многом образ таких замечательных преподавателей, каким, например, был Никита Ильич Толстой, знаменитый этнограф, член-корреспондент Академии Наук,  славист,  сильно, хотя и незримо, и ненасильственно воздействовал и подвигал нас, молодежь  восьмидесятых, к размышлению о смысле жизни и обретении ее смысла в Православии. Я был  крещен в  детстве, вырос в семье технической интеллигенции,  конечно, широкий круг чтения, особенно в университетские годы... И, неизбежно, мыслящий, думающий  молодой человек придет к христианству как к миросозерцанию, мироощущению, как к силе нравственной, вне которой личность мало-помалу будет выбрасываема на обочину жизни. Вот этот нравственный стержень,  внутренняя  сила, присущая  Православию и привлекли неопытного и неискушенного молодого человека, который  вместе с осознанным христианством обрел  духовную  остойчивость, а вместе с ней и силы к служению Церкви и Отечеству.

Для меня одним из главных факторов  обретения пасторского призвания было учительство, и до сих пор я в течение недели несколько раз  бываю в разных школах,  в высших учебных заведениях, и считаю, что совмещение пастырского и учительского призвания идеально для России  третьего тысячелетия.

 

Продолжение следует.

Беседовала

Жанна Сабельфельд

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.