Газета "Вестник" №15-2012
Равнодушие мира
«...Огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их».
Мф. 13: 15
«Оно (сердце) сделалось плотским, дебелым от плотской жизни; оно сделалось мертвым ко всему духовному, к вечному и Божественному».
Свт. Игнатий (Брянчанинов)
В Церковном Предании
содержится множество подвигов святых мучеников, вера которых просияла среди языческого
мрака и безумия. Святая Православная Церковь бережно хранит память тех, кровью и
мученической кончиной которых она была вскормлена. Не случайно Божественная Литургия
совершается на антиминсе - плате с зашитой в нем частицей мощей мучеников.
Сегодня эти страшные для Церкви времена остались позади. Тем не менее отторжение миром Христа сохранилось. Его больше не гонят. На Него просто не обращают внимания. Для многих подвижников вопрос о бытии Бога имел принципиальную важность. Так, игумен Никон (Воробьев) с жадностью изучал философию, в которой достиг немалых успехов. Разочаровавшись в ней, принялся за психологию, надеясь найти ответ на вопрос о сущности человека. Не найдя его, молодой Николай вспомнил о детских годах веры. Из глубины своего отчаяния неверующий молодой человек воскликнул: «Господи, если Ты есть, то откройся мне! Я ищу Тебя не для каких-нибудь земных, корыстных целей. Мне одно только надо: есть Ты или нет Тебя?». И Господь открылся.
Мы же, часто называя себя людьми верующими, по существу остаемся чуждыми Христу и равнодушными к Нему. Очень часто можно встретить утверждения, что, мол, верить в Бога - одно, но зачем же так «увлекаться», «заморачиваться» (то есть, поститься, молиться, ходить по воскресным дням в Церковь)? Такие высказывания, ставшие достоянием нашего времени, свидетельствуют о том, что в нашей вере нет главного. В ней нет осознания своей неполноценности без Бога. Нищие духом блаженны потому, что они не только знают умом, но всем своим существом ощущают свою ничтожность. И не просто ощущают, но плачут в своем сердце от осознания своей немощи, не хотят мириться с тем злом, которое живет в них. Жажда правды движет ими по тернистому пути поиска Истины, на котором они и находят Бога.
К сожалению, посещение Церкви для нас становится очередным «хобби», вроде того как сходить в театр или кино. Сегодня я могу пойти, завтра нет - это мое право. Напротив, люди, осознавшие, что без Бога душа их исполнилась зол и жизнь приблизилась к аду (Пс. 87, 3), понимают, что христианская вера для них - не просто нечто «полезное». Господь становится для таких людей настоящей потребностью, жизнь без Бога теряет всякий смысл. Именно осознание того, что стоишь в трясине по шею и уходишь в бездну мрака и бессмыслицы, заставляет вновь и вновь обращаться за помощью к Богу. В этом - основа православной веры.
Почему мы не имеем таких чувств, а если они и приходят к нам временами, то очень ненадолго, сменяясь более привычной холодностью и равнодушием? Причиной этому является глубокая убежденность в том, что у нас «все есть». Есть во что одеться, чем питаться. Современное развитие техники позволяет нам жить с комфортом и пользоваться многочисленными благами цивилизации. Вкусная еда, многочисленные хобби, «здоровый образ жизни»... Кажется, что мы полны сил и энергии - жажды жизни, от которой стараемся брать, по возможности, все. В таком мире покаянию не остается места. Более того, человек, у которого «все есть», просто не видит смысла в осознании своей греховности. «Зачем каяться, когда и так все хорошо?» - думает он. В этом вопросе открывается глубокий смысл слов Спасителя о том, что богатым трудно наследовать Царство Небесное, которое сокрыто от мудрых и разумных и открыто младенцам (Мф. 11:25), беспомощным без Родителя. За мирской круговертью с ее суетой, развлечениями (часто очень благородными), мы перестаем видеть Христа, Который взошел на Крест за наши грехи. И если в 33 году нашей эры собравшиеся на Голгофе либо оплакивали Спасителя, либо поносили Его, то в XXI столетии мимо Креста Господня просто проходят, не обращая на него внимания. Несутся кто на работу, кто с работы - домой. Учеба, друзья, встречи, новые впечатления... Мчатся по миру, не успевая остановиться на мгновение, вслушаться в тишину и познать бессмысленность этой беготни. А Господь кротко взирает на нас с Крестного Древа, истекая кровью и прощая нам нашу глупость. Прости, Господи, не ведаем, что творим.
Время Великого Поста дается нам именно для того, чтобы мы могли остановиться и подумать о том, зачем живем и куда идем. Ограничив себя в том самом комфорте, который отрывает нас от Бога, можно с большей ясностью увидеть ту бездну, которая находится между нами и вечностью. Отказавшись от всего, что обычно его наполняет, человек неизбежно почувствует пустоту в себе. Затем откроется грязь, которая эту пустоту заполняет. Обычно эта грязь сокрыта под покровом мирской суеты, «многозаботливостью», о которой говорил свт. Феофан Затворник. То, что мы в себе обнаружим, сбросив оковы мира, является нашим подлинным лицом, истинной нашей сущностью - нехристианской, самолюбивой, безбожной. Осознав, что в нас нет ничего, достойного Бога и ближних, мы, быть может, вспомним о том первозданном Образе, который был в нас заложен - чистом и безгрешном. Кем был человек и кем он стал в своем самолюбивом неверии! В этом восклицании откроется путь к истинному покаянию, которое суть самоотречение и стремление к Богу. Равнодушию, посеянному в нас миром, будет положен конец.
Даниил Салищев