Газета "Вестник" №15-2012

Равнодушие мира

«...Огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их».

Мф. 13: 15

«Оно (сердце) сделалось плотским, дебелым от плотской жизни; оно сделалось мертвым ко всему духовному, к вечному и Божественному».

 

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

 

В Церковном Предании содержится множество подвигов святых мучеников, вера которых просияла среди языческого мрака и безумия. Святая Православная Церковь бережно хранит память тех, кровью и мученической кончиной которых она была вскормлена. Не случайно Божественная Литургия совершается на антиминсе - плате с зашитой в нем частицей мощей мучеников. 1315841675_001.zerkaloh.m100h200_340

Сегодня эти страшные для Церкви времена остались позади. Тем не менее отторжение миром Христа сохранилось. Его больше не гонят. На Него просто не обращают внимания. Для многих подвижников вопрос о бытии Бога имел принципиальную важность. Так, игумен Никон (Воробьев) с жадностью изучал философию, в которой достиг немалых успехов. Разочаровавшись в ней, принялся за психологию, надеясь найти ответ на вопрос о сущности человека. Не найдя его, молодой Николай вспомнил о детских годах веры. Из глубины своего отчаяния неверующий молодой человек воскликнул: «Господи, если Ты есть, то откройся мне! Я ищу Тебя не для каких-нибудь земных, корыстных целей. Мне одно только надо: есть Ты или нет Тебя?». И Господь открылся.

Мы же, часто называя себя людьми верующими, по существу остаемся чуждыми Христу и равнодушными к Нему. Очень часто можно встретить утверждения, что, мол, верить в Бога - одно, но зачем же так «увлекаться», «заморачиваться» (то есть, поститься, молиться, ходить по воскресным дням в Церковь)? Такие высказывания, ставшие достоянием нашего времени, свидетельствуют о том, что в нашей вере нет главного. В ней нет осознания своей неполноценности без Бога. Нищие духом блаженны потому, что они не только знают умом, но всем своим существом ощущают свою ничтожность. И не просто ощущают, но плачут в своем сердце от осознания своей немощи, не хотят мириться с тем злом, которое живет в них. Жажда правды движет ими по тернистому пути поиска Истины, на котором они и находят Бога.

К сожалению, посещение Церкви для нас становится очередным «хобби», вроде того как сходить в театр или кино. Сегодня я могу пойти, завтра нет - это мое право. Напротив, люди, осознавшие, что без Бога душа их исполнилась зол и жизнь приблизилась к аду (Пс. 87, 3), понимают, что христианская вера для них - не просто нечто «полезное». Господь становится для таких людей настоящей потребностью, жизнь без Бога теряет всякий смысл. Именно осознание того, что стоишь в трясине по шею и уходишь в бездну мрака и бессмыслицы, заставляет вновь и вновь обращаться за помощью к Богу. В этом - основа православной веры.

Почему мы не имеем таких чувств, а если они и приходят к нам временами, то очень ненадолго, сменяясь более привычной холодностью и равнодушием? Причиной этому является глубокая убежденность в том, что у нас «все есть». Есть во что одеться, чем питаться. Современное развитие техники позволяет нам жить с комфортом и пользоваться многочисленными благами цивилизации. Вкусная еда, многочисленные хобби, «здоровый образ жизни»... Кажется, что мы полны сил и энергии - жажды жизни, от которой стараемся брать, по возможности, все. В таком мире покаянию не остается места. Более того, человек, у которого «все есть», просто не видит смысла в осознании своей греховности. «Зачем каяться, когда и так все хорошо?» - думает он. В этом вопросе открывается глубокий смысл слов Спасителя о том, что богатым трудно наследовать Царство Небесное, которое сокрыто от мудрых и разумных и открыто младенцам (Мф. 11:25), беспомощным без Родителя. За мирской круговертью с ее суетой, развлечениями (часто очень благородными), мы перестаем видеть Христа, Который взошел на Крест за наши грехи. И если в 33 году нашей эры собравшиеся на Голгофе либо оплакивали Спасителя, либо поносили Его, то в XXI столетии мимо Креста Господня просто проходят, не обращая на него внимания. Несутся кто на работу, кто с работы - домой. Учеба, друзья, встречи, новые впечатления... Мчатся по миру, не успевая остановиться на мгновение, вслушаться в тишину и познать бессмысленность этой беготни. А Господь кротко взирает на нас с Крестного Древа, истекая кровью и прощая нам нашу глупость. Прости, Господи, не ведаем, что творим.

Время Великого Поста дается нам именно для того, чтобы мы могли остановиться и подумать о том, зачем живем и куда идем. Ограничив себя в том самом комфорте, который отрывает нас от Бога, можно с большей ясностью увидеть ту бездну, которая находится между нами и вечностью. Отказавшись от всего, что обычно его наполняет, человек неизбежно почувствует пустоту в себе. Затем откроется грязь, которая эту пустоту заполняет. Обычно эта грязь сокрыта под покровом мирской суеты, «многозаботливостью», о которой говорил свт. Феофан Затворник. То, что мы в себе обнаружим, сбросив оковы мира, является нашим подлинным лицом, истинной нашей сущностью - нехристианской, самолюбивой, безбожной. Осознав, что в нас нет ничего, достойного Бога и ближних, мы, быть может, вспомним о том первозданном Образе, который был в нас заложен - чистом и безгрешном. Кем был человек и кем он стал в своем самолюбивом неверии! В этом восклицании откроется путь к истинному покаянию, которое суть самоотречение  и стремление к Богу. Равнодушию, посеянному в нас миром, будет положен конец. 

Даниил Салищев

 

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.