Газета "Вестник" №15-2012

Довериться Богу до конца

Благовещение - это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви -  крестной, ласковой, спасающей - и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Св. Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца.img24_349

 

А благая весть была поистине страшная: явление Ангела, это приветствие: Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, не могли не вызвать не только изумления, не только трепета, но и страха в душе девы, не знавшей мужа, - как это могло быть?..

И тут мы улавливаем разницу между колеблющейся - хотя и глубокой - верой Захарии, отца Предтечи, и верой Божией Матери. Захарии тоже возвещено, что у его жены родится сын - естественным образом, несмотря на ее преклонный возраст; и его ответ на эту весть Божию: Как же это может быть? Этого не может случиться! Чем Ты можешь это доказать? Какое заверение Ты мне можешь дать?.. Божия Матерь ставит вопрос только так: Как это может случиться со мной - я же дева?.. И на ответ Ангела, что это будет, Она отвечает только словами полной отдачи Себя в руки Божии; Ее слова: Се, Раба Господня; буди Мне по глаголу твоему...

Слово «раба» в теперешнем нашем словоупотреблении говорит о порабощенности; в славянском языке рабом называл себя человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому. И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой - то есть непостижимым доверием - весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия. О Ней праведная Елизавета говорит: Блаженна веровавшая, ибо будет Ей реченное Ей от Господа...

В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом чистоты сердца, подвигом любви к Богу. Подвигом, ибо отцы говорят: Пролей кровь, и примешь Дух... Один из западных писателей говорит, что Воплощение стало возможным, когда нашлась Дева израильская, Которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла произнести Имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней.

Вот благовестие:  род человеческий родил, принес Богу в дар Деву, Которая была способна в Своей царственной человеческой свободе стать Матерью Сына Божия, свободно отдавшего Себя для спасения мира.

Праздники бывают разные. Иногда душа бывает так исполнена радостью, восторгом, умилением, что человек остается праздным, потому что слишком переполнено сердце, слишком велика радость. Иногда человек остается праздным, потому что горе так глубоко, скорбь так глубока, что не подымется рука на труд, на работу. И в празднике Благовещения Божией Матери переплетаются таинственно и страшно, страшно и дивно эти два настроения. С одной стороны - как не ликовать, как не изумляться и не трепетать при мысли, что глас Господень достиг Пречистой Девы Богородицы и ангел возвестил Ей, что Сам Бог через Нее станет человеком, войдет в этот мир, и что приходом Божиим весь мир уже будет преображен, уже не будет стоять лицом к лицу со своим Творцом только в трепете и благоговении, но будет ликовать, что в нем, в его сердцевине - Сам Бог: не только о том, что человек так велик, что Бог мог с ним соединиться, но вся тварь вещественная, видимая соединена с Ним таинственно ...

Но в Благовещении радость не только о том, что к нам обратился Господь, всей Своей любовью, отдает Себя нам безгранично лаской; радость наша о том, что нашелся человек, Дева из народа израильского, Которая так возлюбила Бога, всем сердцем, всей мыслью, всей крепостью, всей плотью Своей, что Она могла сказать архангелу, в ответ на его страшное и дивное благовестие - Се, раба Господня, да будет мне по воле Твоей... В Ее лице все человечество отдало себя Богу, все человечество открылось Богу и сказало: Прииди! И да будет мне по воле Твоей!..

Но что случилось по воле Господней? Как позже возвестил Симеон Богоприимец,   меч   прошел Ее сердце, когда Ее Сына распинали на Кресте... Позже пришло время, когда Сын Божий, ставши сыном человеческим,   жизнь   Свою, по любви к нам, отдал за нас...

И вот это сочетание   дивной Божественной любви, в такой простой ласке и отдаче Себя Божией Матери и в таком страшном подвиге крестной, самозабвенной любви на Кресте, вызывают в нас ужас и трепет, которые переплетаются с нашим ликованием...

Но мы сейчас в Великом Посту;   весь Пост устремлен к Воскресению Христову; в течение первых недель Церковь обращает наше внимании на те грехи, которые отдаляют нас от Бога; а потом вдруг раскрывается перед нами, неделя за неделей, что Бог делает,   что Он творит, чтобы нас спасти: Торжество Православия, Торжество Бога в человеческих сердцах, которые Его воспринимают, любят, отдаются Ему, и познают глубины Божии...Праздник Григория Паламы, который провозвестил нам, что Благодать Божия это не только дар, это - Сам Бог, отдающий Себя безгранично нам... А теперь праздник Благовещения: приход Самого Христа, отдача Богом Самого Себя нам...

И вот мы на пути к Воскресению Христову; приближается праздников Праздник, Торжество из торжеств, когда уже весь ужас, весь трепет и страх и Благовещения, и выноса   Креста, и Распятия вдруг воссияют торжеством... Воскрес Христос; уже смерть над Ним не имеет власти; уже Он победил грех, смерть; уже нет между Богом и человеком непроходимой бездны; уже в Нем человек вошел не только в вечную жизнь, но в глубины Таинственной Бо­жественной Троицы; на престоле Божием, Воскресением и Вознесением Его, воссел в плоти человеческой Сын Божий... Вся трагедия сейчас разрешилась победой и торжеством; мы ликуем об этой победе, мы поем, что воскрес Христос, что уже мертвых   ни един   во гробе, что весь ужас - в прошлом. А вместе с этим, в каком страшном и ужасном мире мы живем; любовь Божия нам   дается: но принимаем ли мы ее? Бог стал человеком, чтобы   мы   стали Его братьями и сестрами, и стали бы Божественными людьми на земле, осиянными, пронизанными вечной Божественной жизнью - а мы??..

Празднуя Благовещение, мы помним, что Божией Матери меч прошел, пронзил сердце... Разве   этого   недостаточно, чтобы нас побудить жить той новой, Божественной жизнью, которую нам Господь дает в Своем Воскресении? Разве мы напрасно поем: Хрис­тос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав? Нет,  это - правда! и поэтому будем устремляться не только к празднику   Воскресения Христова, но к самой его реальности в приобщении Божественной, вечной жизни. А потом - а потом, охваченные, как пожаром, жизнью Христовой, жизнью Божией, выйдем в жизнь земли, в мир, который сейчас все еще в потемках, во мраке,   в страдании;  выйдем    в эту жизнь, как Христос в нее вошел, чтобы жизнь нашу всю, без остатка, отдать ради веры в человека, ради веры в Бога, ради победы любви, ради вечной жизни и торжества.

 

Митрополит Антоний

Сурожский

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.