Газета "Вестник" №15-2012
Страстная седмица
Страстной седмицей, или Страстной неделей называется последняя неделя
перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя,
о Его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении. Эта неделя особо чтится
Церковью. «Все дни, - говорится в Синаксаре, - превосходит Святая и Великая Четыредесятница,
но больше Святой Четыредесятницы Святая и Великая седмица (Страстная), и больше
самой Великой седмицы сия Великая и Святая Суббота. Называется эта седмица Великою
не потому, что ее дни или часы больше (других), но потому, что в эту седмицу совершились
великие и преестественные чудеса и чрезвычайные дела нашего Спасителя...»
По свидетельству святителя Иоанна Златоуста первые христиане, горя желанием неотступно быть с Господом в последние дни Его жизни, в Страстную седмицу усиливали моления и усугубляли обыкновенные подвиги поста. Они, подражая Господу, претерпевшему единственно по любви к падшему человечеству беспримерные страдания, старались быть добрыми и снисходительными к немощам братий своих и больше творить дела милосердия, считая неприличным произносить осуждение во дни нашего оправдания кровию Непорочного Агнца, прекращали в эти дни всякие тяжбы, суды, споры, наказания и даже освобождали на это время от цепей узников в темницах, виновных не в уголовных преступлениях.
Каждый день Страстной недели - великий и святой, и в каждый из них во всех церквях совершаются особые службы. Богослужения Страстной седмицы особо величественны, украшены мудро расположенными пророческими, апостольскими и евангельскими чтениями, возвышеннейшими, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных, благоговейных обрядов. Все, что в Ветхом Завете было только предызображено или сказано о последних днях и часах земной жизни Богочеловека, - все это Святая Церковь сводит в один величественный образ, который постепенно и раскрывается пред нами в Богослужениях Страстной седмицы. Вспоминая в Богослужении события последних дней земной жизни Спасителя, Святая Церковь внимательным оком любви и благоговением следит за каждым шагом, вслушивается в каждое слово грядущего на вольную страсть Христа Спасителя, постепенно ведет нас по стопам Господа на протяжении всего Его крестного пути, от Вифании до Лобного места, от царственного входа Его в Иерусалим и до последнего момента Его искупительных страданий на кресте, и далее - до светлого торжества Христова Воскресения. Все содержание служб направлено к тому, чтобы чтением и песнопениями приблизить нас ко Христу, сделать нас способными духовно созерцать таинство искупления, к воспоминанию которого мы готовимся.
Первые три дня этой седмицы посвящены усиленному приготовлению к страстям Христовым. В соответствии с тем, что Иисус Христос пред страданиями все дни проводил в храме, уча народ, Святая Церковь отличает эти дни особенно продолжительным Богослужением. Стараясь собрать и сосредоточить внимание и мысли верующих вообще на всей Евангельской истории воплощения Богочеловека и Его служения роду человеческому, Святая Церковь в первые три дня Страстной седмицы прочитывает на часах все Четвероевангелие. Беседы Иисуса Христа после входа в Иерусалим, обращенные то к ученикам, то к книжникам и фарисеям, развиваются и раскрываются во всех песнопениях первых трех дней Страстной седмицы. Так как в первые три дня Страстной седмицы совершились различные многознаменательные события, которые имеют самое близкое отношение к страстям Христовым, то и эти события благоговейно воспоминаются Святой Церковью в те самые дни, в которые они совершились. Таким образом, Святая Церковь в эти дни неотступно ведет нас за Божественным Учителем, с Его учениками, то в храм, то к народу, то к мытарям, то к фарисеям и всюду просвещает нас теми именно словами, которые предлагал Сам Он слушателям Своим в эти дни.
Подготовляя верующих к крестным страданиям Спасителя, Святая Церковь Богослужению первых трех дней Страстной седмицы придает характер печали и сокрушения о нашей греховности. Вечером среды оканчивается великопостное Богослужение, в церковных песнопениях замолкают звуки плача и сетований грешной души человеческой и наступают дни иного плача, пронизывающего все Богослужение, - плача от созерцания ужасающих мучений и крестных страданий Самого Сына Божия. В то же время и другие чувства - неописуемой радости за свое спасение, беспредельной благодарности Божественному Искупителю - переполняют душу верующего христианина. Оплакивая безвинно страждущего, поруганного и распятого, проливая горькие слезы под крестом своего Спасителя, мы испытываем и невыразимую радость от сознания, что распятый на кресте Спаситель совоскресит с Собою и нас, погибающих.
Присутствуя в Страстную седмицу на церковных службах, представляющих все события последних дней Спасителя как бы совершающимися пред нами, мы проходим мысленно всю величественно трогательную и безмерно назидательную историю страданий Христовых, мыслью и сердцем своим «сшествуем Ему и сораспинаемся Ему». Святая Церковь призывает нас в эту неделю оставить все суетное и мирское и последовать за нашим Спасителем. Отцы Церкви так составили и расположили богослужения Страстной недели, что в них отражаются все страдания Христовы. Храм в эти дни попеременно представляет собой то Сионскую горницу и Гефсиманию, то Голгофу. Богослужения Страстной седмицы Святая Церковь обставила особым внешним величием, возвышенными, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных обрядов, которые совершаются только в эту седмицу. Поэтому, кто постоянно пребывает в эти дни на богослужении в храме, тот видимо идет за Господом, грядущим на страдания.
Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы посвящены воспоминанию
последних бесед Спасителя с учениками и народом. В каждый из этих трех дней Евангелие
читается на всех службах, полагается прочитать
все четыре Евангелия. Но кто может, тот непременно должен сам читать эти места из
Евангелия дома и для себя, и для других. Указание, что надо читать, можно найти
в церковном календаре. При слушании в церкви, из-за большого количества читаемого,
многое может ускользать от внимания, а домашнее чтение позволяет следовать за Господом
всеми мыслями и чувствами. При внимательном чтении Евангелий страдания Христовы,
оживая, наполняют душу неизъяснимым умилением... Поэтому, читая Евангелие, невольно
переносишься в уме на место событий, принимаешь участие в происходящем, идешь за
Спасителем и страждешь с Ним. Необходимо также благоговейное размышление о Его страданиях.
Без этого размышления мало плодов принесет и присутсвие в храме, и слышание, и чтение
Евангелия. Но что значит - размышлять о страданиях Христа, и как размышлять? Прежде
всего представьте в своем уме страдания Спасителя как можно живее, по крайней мере,
в главных чертах, например: как Он был предан, судим и осужден; как Он нес крест
и был вознесен на крест; как вопиял к Отцу в Гефсимании и на Голгофе и предал Ему
дух Свой: как был снят с креста и погребен... Потом спросите самого себя, за
что и для чего претерпел столько страданий Тот, Кто не имел никакого греха, и Который,
как Сын Божий, мог всегда пребывать в славе
и блаженстве. И еще спросите себя: что требуется от меня для того, чтобы смерть
Спасителя не оставалась для меня бесплодной; что я должен делать, чтобы действительно
участвовать в спасении, приобретенном на Голгофе для всего мира? Церковь учит,
что для этого требуется усвоение умом и сердцем всего учения Христова, исполнение
заповедей Господних, покаяние и подражание Христу в благой жизни. После этого совесть
сама уже даст ответ, делаете ли вы это... Такое размышление (а кто не способен на
него?) удивительно скоро приближает грешника к его Спасителю, тесно и навсегда союзом
любви связует с крестом Его, сильно и живо вводит в участие того, что происходит
на Голгофе.
Путь Страстной седмицы - путь поста, исповеди и причащения, иначе говоря - говения, для достойного причащения святых Таин в эти великие дни. И как же не говеть в эти дни, когда отъемлется жених душ (Мф. 9:15), когда Он Сам алчет у бесплодной смоковницы, жаждет на кресте? Где еще слагать тяжести грехов посредством исповеди, как не у подножия креста? В какое время лучше причащаться из Чаши жизни как не в наступающие дни, когда она подается нам, можно сказать, из рук Самого Господа? Поистине, кто, имея возможность приступать в эти дни к Святой Трапезе, уклоняется от нее, тот уклоняется от Господа, бежит от своего Спасителя. Путь Страстной седмицы - оказывать, во имя Его, помощь бедным, больным и страждущим. Путь этот может казаться отдаленным и непрямым, но на самом деле он чрезвычайно близок, удобен и прям. Спаситель наш столь любвеобилен, что все, делаемое нами во имя Его для бедных, больных, бездомных и страждущих Он усвояет лично Себе Самому. На Страшном Суде Своем Он потребует у нас особенно дел милосердия к ближним и на них утвердит наше оправдание или осуждение. Помня это, никогда не пренебрегайте драгоценной возможностью облегчать страдания Господа в Его меньшей братии, а особенно воспользуйтесь ей в дни Страстной седмицы - одев, например, нуждающегося, вы поступите как Иосиф, давший плащаницу. Вот главное и доступное каждому, с чем православный христианин в Страстную седмицу может следовать за грядущим на страдания Господом.
Из книги
«Как провести Страстную Cедмицу»