Газета "Вестник" №15-2012

Преподобный Амвросий Оптинский

61ci4_291Внутренняя жизнь святого человека - это всегда сокровенная тайна. Как возрастает слово Божие, как оно развивается, можно определить по каким-то чертам биографии подвижника, которые, как некие вехи, стоят на его пути. Старец иеросхимонах Амвросий (в миру Александр Михайлович Гренков) не оставил подробных воспоминаний о своей жизни. Воспоминания современников, прежде всего друзей преподобного по Тамбовской духовной семинарии - В.Ф. Светозарова и П.С. Покровского, не позволяют в полной мере составить представление об особенностях его характера. Житие преподобного, как и подобает агиографическому жанру, передает достоверные факты жизни старца без необходимых подробностей.

Преподобный Амвросий родился 23 ноября (6 декабря) 1812 года в потомственной семье церковнослужителей села Большая Липовица Тамбовского уезда Тамбовской губернии. До настоящего времени сохранились уникальные документы архива Тамбовской духовной консистории, которые свидетельствуют, что, «по клировым ведомостям села Большой Липовицы Тамбовского уезда, у пономаря Михаила Феодорова в 1812 году ноября 23-го дня под № 17 значится рожденным сын Александр. Восприемники: священник Иоанн Семенов и солдатская жена Анна Матвеева». Сына назвали Александром в честь благоверного великого князя Александра Невского, память которого совершается в этот день. Год рождения будущего старца в истории Тамбовской епархии совпал с дивным явлением чудотворной Казанской иконы Божией Матери, наименованной позднее Вышенской. Икона была привезена из Москвы в Вознесенский женский монастырь города Тамбова монахиней Миропией (Аденковой), которую Царица Небесная во время пути избавила от неминуемой смерти.

Несомненно, важными для духовного становления Александра и его последующей жизни стали детские годы, проведенные в семье благочестивых родителей: отца - диакона Михаила Гренкова, клирика храма в честь Живоначальной Троицы села Большая Липовица, и матери - Марии Николаевны. О родителях можно сказать словами святителя Григория Богослова: «Для них и в детях одно было утешение, чтобы прославлялись и именовались по Христе; под благочадием разумели они добродетель и приближение детей к совершенству. Они милосерды, сострадательны, многое спасают от тли, от разбойников и от миродержителя; сами из временного жилища переселяются в постоянное, и детям собирают драгоценнейшее наследие - будущую славу». Пример добродетельной жизни отца и матери навсегда запечатлелся в душе Александра. Исполнение заповедей Божиих, послушание родителям, молитва и труд - вот главные составляющие воспитательного и образовательного процессов в семье Гренковых. С детства он возрастал духовно в храме Божием, где прислуживал отцу, пел и читал на клиросе. Естественно, что его образование началось с освоения церковнославянского букваря, часослова и псалтыри. Он помогал отцу обрабатывать землю и с юных лет ощутил тяжесть крестьянского труда. Видя, с каким смирением его родители и соседи-крестьяне переносят тяготы, он учился терпению и за все благодарил Бога. Известно, что в семье Александр не был любимым ребенком. Мальчишеская резвость часто становилась причиной недовольства родителей. Рано научившись ценить доброту, старец через всю жизнь пронес любовь к ближним. «От ласки у людей бывают совсем иные глазки», - говаривал он позднее, вспоминая детство.

В 1824 году Александр Гренков был зачислен в Тамбовское духовное училище. Шесть лет учебы в училище стали хорошей школой для отрока. Александр проживал не в общежитии (бурсе), а на городской квартире. В то время при училище еще не было собственного храма, а поэтому воспитанники ходили на службу в ближайшие к месту проживания храмы. Александр Гренков посещал храм в честь великомученицы Варвары, где находилась старинная икона святой с частицей ее мощей. По окончании училища в 1830 году Гренков поступил в Тамбовскую духовную семинарию. Он с легкостью усваивал преподаваемый материал, живо интересовался новостями науки и искусства.

Ко второй четверти XIX века, на которую приходятся годы учебы Александра Гренкова в семинарии, система духовного образования в Тамбовской епархии была на достаточно высоком уровне. Глубокое влияние на духовное формирование юноши оказали педагоги и руководство семинарии. С неизменным почтением и благодарностью он вспоминал своих тамбовских учителей-наставников и начальников. О ректоре архимандрите Иоанне (Чистякове, 1832-1833гг.) преподобный Амвросий говорил: «Бывало спросит, зайдя в класс: «Где же наставник?» На ответ учеников: «Еще не приходил», скажет: «Послать!» А сам ходит по классу. Придет наставник, как водится, несколько смущенный. Ректор, как будто нисколько не замечая его смущения, встретит его очень вежливо, также и скажет ему что-либо очень вежливое и приветливое и тотчас удалится из класса, давая наставнику разуметь, что час занятия настал. С воспитанниками обращался он также тихо, не гневался. Вообще от этого отца-ректора трепетали все и наставники». Уроки богословских наук Александр Михайлович слушал уже у другого ректора - архимандрита Адриана (Тяжелова, 1833-1841 гг.). На годы ученичества старца приходится архипастырская деятельность на Тамбовской кафедре епископа Арсения (Москвина), впоследствии митрополита Киевского, который относился к воспитанникам духовной семинарии очень строго. Архипастырь, как правило, сам приходил на экзамены и весьма внимательно испытывал учеников в знании изучаемых ими наук. Воспитанники, учившиеся вместе с преподобным в духовной школе, свидетельствовали, да и сам он позже вспоминал, что в юные семинарские годы, а потом и в период преподавательской деятельности любил музыку, храмовое пение, старался много читать, имел желание писать стихи. Александр, как показывает его выпускной формуляр, знал древние языки, имел стремление к изучению Священного Писания, владел обширными знаниями в области богословских, исторических, словесных наук. Он был талантливым носителем поэтики народной речи с ее музыкальностью, образной выразительностью и лаконичностью. В 1836 году Гренков окончил семинарию десятым в первом разряде, что не давало ему возможности поступить в духовную академию без экзаменов. Его назначили учителем второго класса первого отделения Липецкого духовного училища. Через два года, 8 июня 1838 года, Александр Михайлович стал учителем греческого языка в следующем отделении училища. Семинарские науки впоследствии пригодились ему в пастырской деятельности. Это хорошо видно по письмам, которые, будучи уже известным старцем Оптиной пустыни, он писал разным лицам, обращавшимся к нему за духовными советами и наставлениями. В них содержится основательное знание догматов, экзегетики, литургики, истории Церкви, апологетики. В одном из писем, касающемся деятельности секты хлыстов, слышатся отголоски полученных преподобным в семинарии знаний по истории расколов и сект, действовавших в Тамбовской епархии. 0043_331

Пребывая в Липецке, Александр постигал волю Божию, созерцая уединенную природу, слыша в ее голосе зов Всемогущего Создателя. Вот как об этом повествуется в житии преподобного: «Вблизи города Липецка, по ту сторону реки Воронежа, виднеется и теперь огромный, наподобие Оптинского, казенный лес. Туда нередко, в свободное от занятия время, любил Александр Михайлович уходить для уединенной прогулки и, вероятно, для богомыслия. Раз в такую прогулку он случайно подошел к протекавшему ручейку и стал прислушиваться к его журчанию. «Хвалите Бога! Храните Бога!» - слышались ему слова, как будто выговариваемые ручейком. «Долго стоял я и слушал этот таинственный голос природы и очень удивлялся сему», - вспоминал позднее преподобный о таких трогательных мгновениях своей жизни в пределах родной Тамбовской земли. Известно, что старец Амвросий с особым усердием молился Тамбовской иконе Богородицы. Он рассказывал о том, что дал обет принять монашество, молясь об исцелении от тяжелой болезни, и как суетные искушения мешали ему исполнить его. Вот как описывал он свое тогдашнее положение: «После выздоровления я целых четыре года все жался, не решался сразу покончить с миром, а продолжал по-прежнему посещать знакомых и не оставлял своей словоохотливости. Смотришь, опять позвали в гости, и опять наболтаешь. И так вот я мучился целых четыре года». Находясь в кругу мелкопоместных дворян, разночинцев и даже имея мысль «поступить в военную службу», Александр, тем не менее, всегда видел тщетность и суетность мирского бытия. Его родители, почитавшие образ Тамбовской Божией Матери, благословили им вступающего в самостоятельную жизнь сына. Будучи преподавателем духовного училища, Александр Михайлович Гренков искал помощи Пречистой и молился перед Тамбовским образом о том, чтобы Богородица указала ему путь к молитвенному уединению, увела от мира.

Продолжение следует.

Епископ Тамбовский

и Мичуринский Феодосий

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.