Газета "Вестник" №6-2012

Трудный поиск себя в себе

Семьдесят лет назад 30 января у супругов Георгия Константиновича и Евдокии Васильевны Киселевых родилась дочка. Рождение ребенка у любящих родителей - всегда радость, но, кроме того, и беспокойство, чтобы все прошло благополучно. Однако в этой семье с особым волнением ждали такое событие. Они му-чительно думали, что-то будет в этот раз? Дело в том, что по каким-то необъяснимым генетическим причи-нам дети у них рождались с дефектом, несовместимым с жизнью. Они страдали атрофией мышц. К сожале-нию, той же болезнью оказалась поражена и новорожденная. Она родилась маленькой, слабенькой, с явны-ми признаками миопатии. Все пятеро детей Киселевых были больны этим довольно редким наследственным заболеванием. Но все же родители ожидали, что у них появится здоровый малыш. Можно лишь предста-вить, как тяжело было им понять, что надежда так и не оправдалась.
Девочку нарекли Людой. Домашние звали ее Люсей. Из пятерых выжила только она. Родители на нее да-же дышать боялись, берегли пуще зеницы ока. Их не покидала тревога, что девочка не выживет. Они ходи-ли к врачам, однако те ничем помочь не могли. Но малышка жила! С аппетитом ела, прибавляла в весе, рос-ла. А вот ходить так и не смогла. До семи лет девочка еще сама стояла, опираясь на костыли, но потом нож-ки ее держать перестали. Неутешительным был и приговор врачей: с годами болезнь будет прогрессиро-вать. Медики говорили, что вряд ли ребенок доживет даже до пятнадцати лет.
26_337И кто бы мог тогда подумать, что эта слабенькая девчушка (и в чем только душа держится!) прославит родной город, будет знаменита не только на Родине, но и в других весях и странах. Никто даже представить не мог, какой яркой, красивой, наполненной большими свершениями жизнью будет она жить. В самом главном храме страны - в храме Христа Спасителя ее наградит сам Патриарх. А боровчане будут торжест-венно праздновать ее семидесятилетие.
То, что она сама всего этого достигнет, казалось бы чудом. Но оно произошло! Каким образом?
Конечно, основой, базой была безграничная, жертвенная любовь родителей. Они для своей Люсеньки де-лали все возможное и невозможное. Поили, кормили, лечили, учили и развлекали. Родители не верили, что у их дочки будет такая короткая жизнь, и делали все, что положено, чтобы ребенок мог жить долго и дос-тойной жизнью. Это было чувство долга в абсолюте. Возможно, именно сила такого чувства и спасла Лю-сеньку. Папа, бережно прижимая к себе, выносил дочку на улицу и сажал на стульчик, чтобы она могла ви-деть демонстрацию с флагами и песнями. Тетя забирала ее с собой в коляске в кино. Сентиментальные фильмы стали одним из ярких впечатлений детства. А однажды папа принес патефон. Поставил диковинку на подоконник и положил пластинку. Музыка зазвучала громко - прохожие оборачивались.
В песнях пели о страданиях любви. Девочка была тронута такими грустными чувствами.
В красивый, подаренный папой альбом она записывала тексты песен и... Вот оно - ее первое открытие. Она стала рисовать! Правда, тогда она не думала, что в будущем это так заполнит ее жизнь В то время ри-совать она не любила. Страстное увлечение рисунком пришло позже.
Наступила пора учебы. Школу она, естественно, посещать не могла, учительница приходила к ней на дом. Но что это была за учеба? Занятия были неинтересные, знаний не прибавлялось. Она училась сама, много читала, обдумывала непонятные ей явления. И начала писать «романы». Соседские девочки - ровесницы просили почитать и ждали продолжения.
Ясно, что она была необыкновенным ребенком, если так тянулась к познаниям, и уже можно было понять, что она с рождения имела большие способности. Видимо, отсутствие возможности вести себя, как все де-ти - бегать, прыгать, шалить, играть в прятки, скакалочку, классики - позволило усилить ее дарования, умение сосредотачиваться мыслью, не отвлекаясь по пустякам. Существует русская народная примета, ко-торая утверждает, что все, кто родился в последние морозные дни января, имеют несгибаемую волю и очень сильный характер. Людмила Георгиевна своей жизнью явно подтверждает эту народную мудрость. Если она ставила перед собой цель, то она ее добивалась.02048_20110820_190056_345
У нее рано появилась способность наблюдать и запоминать самые разнообразные события. Она часто за-думывалась над совсем не детскими вопросами: «А зачем я?», «В чем смысл жизни?» Ответить на такие во-просы было нелегко. Но необходимо. Она рано поняла, что очень важно искать... и найти в себе себя. Она искала ответа в книжках, увлекалась очень модными тогда восточными философскими течениями. Хорошо еще, что промыслительно маленькую девочку тайком окрестила в храме старушка-соседка. Бесспорно, это и было самым главным приобретением в жизни, что позволило, оставив модные брошюрки, идти дальше, и уже в зрелом возрасте прийти к православной вере. С тех пор детских и юношеских исканий шла она путем раздумий, что-то теряя, а что-то приобретая, споря с ровесниками и друзьями. Девизом своим взяла цитату из любимого ею тогда писателя-романтика Сент - Экзюпери: «Жить - это медленно рождаться».
Когда дочке исполнилось пятнадцать лет и ничто уже не предвещало выздоровления, в душе матери вновь вспыхнула надежда. Она узнала, что в Ленинграде есть чудодейственная больница - Детский ортопедиче-ский институт имени Турнера, где успешно лечат похожие заболевания. С колоссальным трудом Евдокия Васильевна выхлопотала направление туда для своей дочери. Люсю приняли на лечение, и она впервые в жизни осталась одна среди чужих людей. Врачи определили, что находиться у них она должна не меньше года. К сожалению, телесно ее не вылечили, но произошло рождение ее личности. Врачи и медсестры по традиции питерской старой интеллигенции не только лечили, но и воспитывали своих пациентов. Из тихой и застенчивой провинциальной девочки Люда стала активным, деятельным человеком с задатками лидера. Она упорно училась, решив, что в этом ее спасение. На прощание, перед возвращением домой, ее свозили на экскурсию в Эрмитаж! Вот такими были питерские врачи: они первыми поняли, что их пациентке инте-реснее всего изобразительное искусство. Она за один год закончила программу двух последних классов средней школы, вернулась домой в Боровск и поступила в Народный Университет искусств на заочный сек-тор. А здесь необычной студентке повезло с прекрасными преподавателями, которые стали любимыми на-ставниками и даже приезжали в Боровск ей помогать. Это они привили юной художнице особую любовь к изящной линии, одухотворенным лицам героев, легкой композиции. И еще ее графические рисунки всегда имеют очень тонкий поэтический настрой. Людмила Георгиевна считает, что этим качеством своих работ она обязана пытливому изучению особенностей легких, виртуозных рисунков А.С. Пушкина и лирического на-строения рисунков так рано умершей Нади Рушевой.
Вскоре один из ее любимых педагогов умер. Это было для нее большой потерей. Но ушедшего коллегу заменил другой преподаватель Алексей Семенович Айзенман. Этих двух замечательных педагогов Людми-ла Георгиевна называет Божьими посланцами.
Началась взрослая жизнь самостоятельных решений. Молодая художница трудилась истово. С энтузиаз-мом. И вот - первая выставка ее работ в Боровске! Об устройстве выставки похлопотал преподаватель Университета искусств. Затем ее снимали для телевизионной передачи, в газетах и журналах появились очерки, рассказывающие о жизни и творчестве молодой художницы, и ее рисунки. Все это стало большой радостью и предметом гордости для родителей. По ее рисункам, полным жизни, волнения, движений, было очень трудно представить, что это работы человека, обреченного на неподвижность. Так начался ее полет.
Рисунки Людмилы Киселевой - своеобразные символы. Они точно отобранными чертами выявляют са-мую суть изображаемого. Характерные черты ее стиля видны в рисунках «Материнство» и «Бережность». Они наглядно показывают стремление художницы заставить зрителя сопереживать, восторгаться и чувство-вать вечную силу нравственных понятий. И это не случайная удача. Людмила Георгиевна осознанно стре-милась в своем творчестве быть не только художником, но и педагогом, и философом, и журналистом. В этом она нашла себя. Таково было ее предназначение.
ber_337Вторую ее выставку уже отправили по многим городам страны, и автор стала получать множество писем. Некоторые из написавших даже приезжали в Боровск, чтобы познакомиться с художницей. С ней делились своими проблемами, взглядами на жизнь и творчество, рассказывали о своих бедах. Все восхищались ее му-жеством, тем, что она смогла победить болезнь. Письма давали Людмиле новые силы, она была счастлива чувствовать себя нужной людям. Так появлялись новые друзья и поклонники.
А впереди ее ждала настоящая любовь. Однако перед этим она пережила страшное горе. Один за другим умерли ее мама и отец. Это стало катастрофой, она, беспомощная, осталась одна и очень тосковала по ушедшим.
И все же судьба готовила ей утешение: вскоре, 9 мая 1986 года она вышла замуж за художника и поэта Николая Милова. Это был удивительный и очень счастливый союз двух творческих личностей. Каждый из них вдохновенно и успешно работал над новыми произведениями. Николай Милов начал снимать докумен-тальные фильмы. Общение изменило их мировоззрение, вызвало переоценку ценностей. Оба они пришли к Православию, что наполнило жизнь новым высоким смыслом. Супруги считали это Божьим промыслом, а Людмиле казалось, что она нашла человека, который будет связан с ней не только романтикой творчества, стихов и музыки, но сможет достойно совместно нести тяжелый крест ее болезни, взвалив на себя нелегкие повседневные заботы об инвалиде. Они пережили прекрасный период своей жизни, почти около двух десят-ков лет пребывая в счастливом браке. Потом Николай ушел. Причины эти очень сложны и болезненны, не мне об этом писать. Но о всех победах и поражениях Людмилы Киселевой читатели смогут сами узнать, когда выйдет только что написанная ею автобиографическая повесть «Когда долго живешь».
А жизнь ее опять попала в черную полосу. Болезнь прогрессировала, и художница не могла больше дер-жать в руках карандаш. Другой бы окончательно пал духом. Но наша удивительная землячка нашла силы вновь свершить великое дело. Поиски себя в себе привели ее к делам, действительно, богоугодным. По ее хлопотам в нашем районе был создан первый детский дом для больных и брошенных детей. И потом надол-го они с мужем занялись помощью этим детям, доставая для них и продукты, и необходимые для жизни предметы, одежду, мебель, направляя к ним спонсоров. По их инициативе детей лечили, делали дорогие, сложные операции за деньги, которые они доставали. Потом случилось так, что она приняла участие в воз-ведении здания детского приюта для девочек в matvo_337Черноостровском Малоярославецком женском монастыре. Художница стала там и прорабом и завхозом одновременно, как шутит она. Но тогда было не до шуток, она по телефону обзванивала множество фирм и организаций, доставая нужные для стройки материалы. Удиви-тельно, но здание построили очень быстро, и вскоре там появились первые воспитанницы. Разве не было это признаком Божьей милости?
Так продолжалась жизнь - трудная и непредсказуемая. Все шире становился круг ушедших близких лю-дей и друзей. Не раз тоскливо сжималось ее сердце. Но ее ожидало еще одно благородное дело, опять очень трудное, но такое вдохновляющее!
Несколько лет тому назад боровский филиал общественной организации «Дом адаптации сирот и инвали-дов», директором которого стала Людмила Георгиевна, под свой склад для гуманитарной помощи получил в аренду подкупольную часть Крестовоздвиженского храма. Он был уникальным, хотя бы потому, что являл-ся единственным в Калужской области храмом, созданным в память Воздвижения Креста Господнего. У храма была интересная история. Изуродованный безбожными властями храм был виден из окон квартиры Людмилы Георгиевны. Его отстроили в 1814 году «тщанием прихожан и добротолюбием жертвователей», а в 1925, после революции, закрыли и отдали для нужд МТС (машинно-тракторная станция). А затем его решили переделать под водокачку. Сломали купол и вместо него установили огромный безобразный бак для воды. Все в Л.Киселевой протестовало против этого надругательства над храмом. Она поняла, что надо его реставрировать. И через два года храм приобрел прежний вид! На место были водружены кресты, выросла новая колокольня, и в храме начались праздничные службы, которые вел отец Димитрий Орлов. Для того, чтобы подробно рассказать об этой интересной и титанической работе, нужна еще одна статья. Надеюсь, позже она появится. При реставрации храма у Людмилы Георгиевны были замечательные помощники: С. Дронова, В. Пинега, А. Меламуд, А. Лавров, И. Киришов, М. Докшиев, Е. Слезков. Помогали финансами, материалами, предоставлением рабочих и оплатой их труда около тридцати организаций Боровска, Москвы и Обнинска. Но еще не все закончено. Остались работы по внутренней отделке храма. И снова ей нужна финансовая помощь и участие в завершении грандиозной работы.
Ее планы на будущее - впечатляющие. Она полна зрелого оптимизма. Хочется пожелать этой удивитель-ной, уникальной женщине здоровья, успешного осуществления ее задумок и еще долгих лет жизни на ра-дость и для примера всем нам! Она нашла в себе себя, свое призвание, которое привело ее к служению Богу.
Алла Тагиева
Рисунки Людмилы Кисилевой:
 «Бережность», «Материнство»

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.