Газета "Вестник" №49 - 2011 г.

Быть для ребёнка старшим другом

Беседа со священником Виталием Шатохиным, преподавателем Калужской духовной семинарии, выпускником Московской Духовной академии

 

- Сейчас девочек родители отдают еще и в модельные студии... webmother_jpg_1313642cl8_347_01

- К сожалению, закончиться это может плачевно. Для женщины, не в такой степени, как для мужчины, непременно центром, осью ее жизни всегда будет семья. Мужская психика устроена так, что он может чувствовать себя вполне удовлетворенным жизнью, если занят каким-то любимым делом, приносящим кому-то пользу. Мужчине подчас этого достаточно. Женщине - ни в коей мере. Как бы она хорошо ни зарабатывала, каким бы она ни была уважаемым специалистом, в ней всегда будет жить тоска по крепкой, дружной семье, нормальных супружеских отношениях. Если девочка с раннего возраста обращает пристальное внимание на свою физиологию, то ее сознание, психика меняются. Повзрослев, она станет смотреть на любого встречного мужчину как на потенциального партнера. Ясно, что с таким мировоззрением ей будет очень сложно построить полноценную семейную жизнь. Она столкнется с такими внутренними проблемами, искажениями собственной психики, которые ей очень сложно будет преодолеть, если она захочет сохранить семью. В конечном счете, это может грозить ей тем, что она не сможет создать семью, либо, создавая, будет разрушать ее сама, не понимая причин.

- Отец Виталий, недавно читал молитву матери о своем ребенке. Там есть прошение именно о девочках, чтобы в сердце у них сохранилась ангельская чистота...

- Молитв сейчас много разных можно найти. Мне кажется, родители могут молиться о детях своими словами. У нас есть вечерние и утренние молитвы, положенные для обязательного чтения всем православным. Но никто не мешает после окончания этих молитв встать на колени и искренне помолиться своими словами о тех проблемах, которые тебя сейчас тревожат. И родители, конечно, должны ежедневно искренне и просто обращаться к Богу, чтобы Господь вразумил их, как правильно себя вести, как воспитывать детей. Такая молитва должна быть всегда. Я бы не стал рекомендовать какую-то конкретную молитву. В данном случае родительское сердце подскажет.

Если родители участвуют в жизни ребенка, видят его проблемы и недостатки, то должны реагировать на это, своей молитвой. И не только дома. Придя в храм, не обязательно перед собой держать текст богослужения, молитесь и своими словами. Можно попросить Бога о чем-то своем и во время службы, особенно во время Литургии, когда Чашу выносят. Если Христос воплощенный здесь, рядом - проси. Когда у человека действительно какая-то скорбь, что-то его тревожит, то он может излить это в горячей молитве и получить от Господа утешение. «Придите ко Мне все трудящиеся и обремененные, и Я успокою вас».

- Можно ли физически наказывать ребенка, например, ремнем или хворостинкой?

- Думаю, можно. Девочек, естественно, ремнем наказывать нельзя по физиологическим причинам. Но в принципе, физическое наказание может иметь место. Но есть одно главное условие: ребенок должен прекрасно понимать, за что его наказывают. Наказание не должно быть спонтанным. До или после наказания с ребенком надо обязательно серьезно побеседовать о том, почему его наказывают, что он сделал неправильно. И ребенок, если даже не свое согласие должен дать на наказание (можно и к этому его подвести), то хотя бы должен четко понимать, в чем он провинился. «Смотри: ты вот так себя ведешь, ты понимаешь, что это нехорошо?» - «Да, понимаю» - «Ты не хочешь, наверное, вырасти таким-то и таким-то. Надо же тебя как-то останавливать?» - «Ну да...» - «Значит, тебе надо понести наказание».

- Наверное, после такой беседы ребенка уже не стоит и физически наказывать, раз он все понял?

- Все индивидуально, главное - в наказании не должно быть жестокости. Но если молодого человека ремешком «погладить», думаю, ничего плохого не произойдет. Совсем не обязательно, чтобы это заканчивалось слезами или даже ревом и синяками. Нет. Это просто некое серьезное внушение. Плохо, когда наказание в педагогических целях заканчивается детской обидой и ожесточением. В каком случае это происходит? Когда ребенок чувствует жестокость родителей. Принципиально важно, чтобы родитель в момент наказания не был обозленным и раздраженным, он обязан оставаться спокойным и уравновешенным. В противном случае, если родитель раздражен и находится в гневе, то ребенок понимает: папа (или мама) просто вымещает на нем свою злобу. Получается примерно следующее. Ребенок доставил неудовольствие родителю своим поведением, а взрослый за то, что ему доставили неудовольствие, мстит ему. Подобная ситуация, конечно, вызовет обиду и ожесточение у ребенка.

Опять же все это при условии, если вообще требуется физическое наказание. Ведь вопрос сформулирован: «можно ли...». Если на него коротко ответить - можно, но лишь в определенных ситуациях, с определенными детьми, в определенном возрасте и с определенными оговорками.

- Знаете, чего я боюсь: люди у нас, в основном, максималисты, особенно верующие. Раз батюшка сказал можно, значит, я с чистой совестью могу наказывать ребенка по полной программе.

- «Можно» не значит «нужно» (смеется).

- Я сам был свидетелем: идет молодая мама с ребенком, что-то он набедокурил, и она прямо посреди улицы стала бить чадо по «пятой точке». Слезы, визг...

- Вообще сразу наказывать нельзя, я уже говорил, почему это опасно. Сам родитель может неадекватно себя повести, грубых слов наговорить и жестокость какую-то проявить. Пусть немного времени пройдет... Лучше, конечно, прийти домой и в спокойной обстановке обсудить эту ситуацию, почему ребенок так себя повел и что это нельзя оставить без наказания. Считаю, что между родителем и ребенком может быть договоренность. Если ребенок периодически ведет себя нехорошо в определенных ситуациях, они должны договориться, что так нельзя: «Я не хочу, чтобы ты вырос эгоистом, думаю, ты этого и сам не хочешь. Давай с этим как-то бороться, я буду тебя наказывать. Ты должен знать, что если еще раз такое повторится - ты будешь наказан». Здесь, как обычно: первый раз проявил себя человек нехорошо - просто поговорить, второй раз - поговорить и предупредить, в следующий раз повел себя нехорошо - уже наказать.

- Думаю, это более оптимально. Лично я стараюсь детей не наказывать физически. Можно самого себя сильно ударить ремнем по ладони - раздается характерный шлепок - и ребенок сразу понимает, что его может ожидать. Дети очень сообразительный народ.

- Естественно, говоря о физическом наказании, я веду речь о более взрослых детях, «запущенных» случаях. Один священник, преподаватель педагогики у нас в семинарии, такой пример приводил. Он рассказывал, что он со своей дочерью как-то раз повел себя похожим образом. Она совершила действительно серьезный проступок, и батюшка, не имея возможности наказать ее ремнем, боясь причинить ей какой-то физический вред, очень сильно стеганул себя по ноге. Да так, что даже остался синяк, который должен был напоминать дочери о ее проступке. Она это серьезно пережила. Для нее это было очень внушительно: она, по сути, нанесла физическую боль своему отцу.

Педагогика - это творческий процесс. И всякий воспитатель, родитель должен искать свои приемы. И соответственно, при выборе методов воспитания необходимо учитывать возраст, обстановку, в которой вырос ребенок, его культурное и интеллектуальное развитие. Все это может достаточно сильно отличаться в каждом конкретном случае.

- Знаю педагога с 40-летним стажем. По молодости она повышала на детей голос, а потом поняла, что это тупик, путь в никуда. С того времени она больше никогда не повышала голос на учеников. До сих пор ее очень любят, а выпускники приезжают к ней спустя многие годы после окончания школы.

- Физическое подавление или повышение голоса не играют существенной роли. Сильный характер дети чувствуют на расстоянии. Зашел такой учитель в класс - все, тишина, хотя при этом он может ничего и не говорить. На него посмотрели и сразу стало понятно: да, это человек с твердым характером, он достоин уважения.

Один учитель будет кричать и пытаться успокаивать класс, стуча указкой по столу, но это не будет действовать. А другой повернется и просто посмотрит на детей - этого будет достаточно для установления порядка. Дети чувствуют, когда взрослый имеет внутренний стержень, сильный характер.

- Допустимо ли на ребенка повышать голос?

- На мой взгляд, можно. Но голос, как и любое слово, имеет свою энергию, внутреннюю мощь, и эта энергия не должна быть злой. Можно сказать громко и без агрессии. Повышение голоса - это определенное физическое подавление, своего рода ремень, только голосовой. Родитель как бы доказывает ребенку: «Ты ребенок, а я родитель, я сильнее и могу подавить тебя голосом». Но здесь есть все то же необходимое условие. Если оно не соблюдается, то это не работает: родитель не должен быть раздражен. Он может сказать строго, внушительно, но без раздражения, гнева, злобы, агрессии, обиды и так далее. Это так же сложно, как своего ребенка стегать ремнем с «любовью», но это возможно. Вполне реально поставить ребенка на место сильным окриком, тем не менее не испытывая к нему злобы. И ребенок поймет: он что-то не то сделал, его отшлепали, но не злятся на него. Малыш всегда должен чувствовать: несмотря на то, что у него есть какие-то недостатки, слабости, капризы, в целом, он хороший ребенок и родители его любят. Это ощущение у ребенка непременно должно быть. Если же у ребенка появится осознание, что он дурной и никому не нужный, то это, конечно, беда.

 

 

 Беседовал

Андрей Сигутин

 

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.