Газета "Вестник" №49 - 2011 г.

Православные общества взаимопомощи, или «Профсоюзы» для православных

Участие православных граждан в общественной и политической деятельности страны становится все более усиливающимся явлением современной российской политики как на федеральном, так и на местном уровне.

В связи с этим необходимым является рассмотрение наиболее приемлемых форм объединения православных христиан на местах с целью их более эффективного взаимодействия с властью и взаимопомощи между собой. 3925937_960

 Приходские общины, образуемые вокруг храмов и монастырей, являются первичными, необходимыми формами объединения православных христиан на местах.

 Между тем, все более очевидным становится необходимость защиты традиционных ценностей и отстаивания интересов православных общин на территории малой родины - на уровне конкретных муниципальных образований, регионов или, учитывая существующую структуру Церкви, на уровне благочиний, епархий совместными усилиями православных общин. Становится очевидным, что только совместными усилиями нескольких общин при взаимодействии с местными чиновниками можно добиваться ощутимых результатов в делах благоустройства, в широком смысле этого слова, жизни российских граждан на местах.

Кроме того, православные священники-делатели знают не понаслышке о трудностях финансирования тех или иных негосударственных православных образовательных и социальных учреждений: гимназий, школ, детских садиков, приютов для детей-сирот. Каждый раз у руководителей этих учреждений остро встает вопрос: где взять деньги на содержание учреждений?

Одной из перспективных форм объединения православных мирян на местах с целью взаимопомощи, поддержки местных православных образовательных и социальных учреждений, взаимодействия с местными чиновниками, СМИ, партиями, др. общественными организациями могут послужить Православные общества взаимопомощи.

Прообразом Православных обществ взаимопомощи являются первые христианские общины, которые зачастую имели общую собственность и деньги на помощь нуждающимся. Кроме того в Новом Завете мы можем найти места, где описываются случаи взаимопомощи одних христианских общин другим по причине засухи и неурожая.

В России различные Общества взаимопомощи начали создаваться с начала XIX века. Финансовые возможности этих Обществ формировались за счет членских взносов, пожертвований предпринимателей (купцов), представителей дворянства, входивших в Общество в качестве почетных членов. Уставами Обществ взаимопомощи предусматривались: выдача пособий, ссуд, пенсий, финансирование образовательных учреждений, приютов, в некоторых случаях- трудоустройство безработных, проведение культурных мероприятий, создание библиотек. В начале XX века в стране действовало более 1000 различных Обществ взаимопомощи. На базе Обществ взаимопомощи возникли первые профессиональные союзы России.

Таким образом, те или иные юридические формы взаимопомощи и кооперации в среде русского народа до революции весьма успешно развивались, чего нельзя сказать о современной России. К сожалению, в Советской России подобного рода инициативы не приветствовались, разве только кассы взаимопомощи, которые просуществовали до 80-х гг. XX века, и в целом недееспособные российские профсоюзы, которые достались современной России в наследство.

Исходя из вышеизложенного, на наш взгляд, существует насущная необходимость возрождения Обществ взаимопомощи в среде православных христиан на базе благочиний, епархий, но адаптированных к современным условиям. Преимущества такого рода объединений православных христиан на местах видится в их потенциальной неполитизированности, но нацеленности прежде всего на создание условий для взаимопомощи, взаимовыручки между православными христианами на местах, на аккумулирование финансовых ресурсов для поддержки местных православных образовательных и социальных учреждений и других благих проектов. Православные общества взаимопомощи должны строиться на добровольном членстве с уплатой приемлемого размера членских взносов с градацией в зависимости от социального статуса человека: со стороны студентов - одна сумма, со стороны пенсионеров - другая, со стороны работающих прихожан - третья. Статус почетного члена общества может относиться к тем прихожанам-благотворителям, кто способен внести более значительные вклады в общее дело. Членство должно быть, как уже говорилось выше, добровольным. Целесообразность такого подхода к формированию для местных православных общин «общих финансов» заключается в том, что не каждый христианин в силу различных обстоятельств способен участвовать в делах милосердия общины, жертвуя собой и своим временем, но пожертвовать небольшую сумму на общие добрые дела может быть в состоянии. Это и будет его участием в доброделании общины.

Приблизительно такой же, но негласный, механизм взаимной поддержки существует у различных землячеств в России, внутреннюю солидарность которых мы часто приводим в пример, когда нам нужно обличить отсутствие этой самой солидарности у русского большинства. Хочу заметить, что других форм, механизмов возрождения «русской» солидарности пока не придумано.

Наиболее приоритетным направлением расходов «общих финансов», собранных благодаря членским взносам и пожертвованиям почетных членов, в современных условиях, должно стать финансирование деятельности хотя бы одного профессионального юриста, который бы мог оказывать всем членам общества бесплатные юридические консультации, участвовать в судебных заседаниях, подготавливать необходимые документы. По причине низкой юридической грамотности населения России в целом, нежелания многих православных людей «работать с бумагами» это направление функционирования Православных обществ взаимопомощи будет всегда оставаться приоритетным. Юридическая защита деятельности православных приходов, правовая поддержка работы создаваемых ими образовательных и социальных учреждений, православных мирян, вплоть до защиты от неправомерных действий их работодателей, может закрепить в перспективе за Православными обществами взаимопомощи другое название, такое, как «Профсоюзы» для православных.

Функционал Православных обществ взаимопомощи, описанный в статье, является первичным и необходимым. Но потенциал развития Православных обществ взаимопомощи может быть ограничен только рамками законодательства РФ, следовательно, весьма огромен, вплоть до создания общих коммерческих предприятий.

Православные общества взаимопомощи могут формировать у себя банк социальных услуг. Например, кто-то умеет хорошо стричь и по разумной цене может делать стрижки братьям и сестрам по вере. У кого-то есть грузовой транспорт, и он готов опять же по разумной цене (или почти бесплатно) помочь другим членам Православного общества взаимопомощи. Кто-то может поработать няней (а мы знаем, как бывает трудно найти хорошую няню - благочестивую православную христианку), более того, можно в рамках общего взаимодействия создать православный детский садик и сидеть с детьми по очереди. Кто-то умеет шить... Кто-то, кто занимается фермерским хозяйством, может предоставлять под заранее сформированный заказ качественные продукты питания, минуя посредников ... и т.д. Православные предприниматели могут в рамках общества взаимно поддерживать друг друга, в том числе взаимным кредитованием, и совместными усилиями защищаться от местных коррупционеров. Кроме того, в рамках общего информационного пространства Православного общества взаимопомощи можно будет помогать действительно нуждающимся в этой помощи. Главное, что дает Православное общество взаимопомощи - это преодоление того разделения, которое существует в современном обществе, когда все мы разделены стенами своих ячеек - квартир и порой даже не знаем своих соседей, когда мы не знаем беду и нужду наших братьев и сестер, стоящих с нами рядом во время Литургии. Православное общество взаимопомощи - это информирование братьев и сестер по вере о тех возможностях, которыми мы располагаем и которыми готовы пожертвовать ради помощи своим по вере. А мы имеем такую заповедь - прежде всего, помогать своим по вере.

 Надеюсь, что данная статья, внесет свой вклад в возрождение деятельности Православных обществ взаимопомощи как наиболее удобной формы взаимопомощи между православными христианами на местах.

Николай Бондаренко,

Председатель Межрегионального Общественного Движения в поддержку православных образовательных и социальных инициатив «Пчелки»

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.