Газета "Вестник" №48 - 2011 г.

Начало Рождественского поста

Начинается Рождественский пост. Он предваряет собою праздник Рождества Христова и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября  - дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.

  77454_646

Устав

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и в Петров пост. Понятно, что во время поста запрещены мясо, сливочное масло, молоко, яйца, сыр. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни - вторник, четверг, суббота и воскресенье - разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей. Со 2 января по 6 января пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется.

 

Свобода от греха - задача Рождественского поста

Каков смысл Рождественского поста? Чем этот пост отличается от других? Можно ли христианину отмечать Новый Год? Праздновать ли Новый Год с коллегами на работе? На эти и другие вопросы отвечает   протоиерей   Валентин Уляхин, преподавателя кафедры библеистики ПСТГУ, клирик Троицкого храма в Вишняковском переулке.

- Батюшка, расскажите, пожалуйста, о Рождественском посте

- Вспомните, что произошло две тысячи лет назад. Господь после крещения от Иоанна Духом Святым был введен в пустыню для искушения от диавола. Это было необходимо и для Господа, и для нас, поэтому и мы тоже должны пройти путь побед и искушений. А дьявол искушает трояко - «похоть плоти, похоть очес и гордость житейская» (1 Иоанна, 2:16). Если мы проходим через все искушения на нашем, так скажем, уровне, мы вместе с Господом выходим на общественное служение.

Пост смиряет тело и обуздывает беспорядочные вожделения, напротив, душу просветляет, окрыляет, делает легкой и парящей горе.

Святитель Иоанн Златоуст

 

Человек, соблюдающий пост, как солдат, стоящий на посту. Недаром само слово «пост» из воинского лексикона.

Смысл христианского поста - встать и охранять себя и своих ближних от нападения врага, от диавола. Всегда надо иметь в виду, что пост - это добровольное расположение сердца, добровольная жертва Богу, без которых это воздержание превращается в диету. Между тем, постовой Устав предусматривает не столько пищевой пост, но, прежде всего, сугубую молитву. Часто мы постимся по полной программе по византийскому уставу, а молитву опускаем, или молимся без расположения сердца, кое-как - по диагонали. Если сравнивать со школой, то мы изучаем математику по программе 10 класса, а русский - по программе 1-2 класса. Получается страшный перекос на гастрономию.

- Чем Рождественский пост отличается от других постов? 

- Если говорить об истории, то следует сказать, что Рождественский пост вошел в обиход православный Церкви в IV веке. Впервые о нем упоминает Амвросий Медиоланский. Продолжительность поста, которая в разных местах соблюдалась неодинаково, была предопределена окончательно - сорок дней - в 1116 году на Константинопольском соборе при патриархе Луке.

Рождественский пост отличается особым настроением. Рождество - это праздник придшествия в мир Бога. У людей неверующих идея Бога - это идея какого-то всемогущего тирана, откуда-то с неба управляющего миром и требующего слепого подчинения и страха, и она неотделима от рабства человека.

В Рождественский пост мы должны почувствовать себя свободными от  рабства. Мы не рабы в том смысле, что мы боимся палки, кнута, розги хозяина-рабовладельца, деспота Бога, а мы рабы в том смысле, что принадлежим Богу, являемся как бы частью Его тела. А тело Божие - это Церковь, и глава этого тела - сам Христос. Мы должны почувствовать себя свободно. Нет ничего внешнего, что принуждало бы человека подчиниться греху.

А что такое свобода? Свобода - это осознанная необходимость не грешить. Свобода от греха - вот задача Рождественского поста.

В Евангелии говорится не о силе, а о слабости новорожденного Младенца. Бог приходит в мир не как всемогущий тиран, а как беспомощный и беззащитный ребенок, который полностью зависит только от любви. Если для гуманистов человек звучит гордо, то в Рождество Бог звучит смиренно. Бог подчинился любви. Бога человек призван увидеть не в силе могущества, а в смирении и слабости. Мы видим спеленатого младенца в яслях, в Вифлееме.

Мы должны не подчиниться Богу как рабы, а полюбить Бога как сын и как дочь, принять Его в свое сердце, обрадоваться бесконечной красоте этого смирения и самому стать младенцем по злобе. Не по уму, а по злобе. Родиться как младенцы, свободными от греха, в любви и смирении. Мы должны освободиться от всех помыслов, фантазий, восприятий всевозможных виртуальностей, которые через компьютер порабощают наше сознание. Работать, конечно, необходимо, искать нужный материал, информацию, но мы не должны подчиняться искушению заходить на посторонние сайты.

Необходимо сказать, что Рождественский пост - это пост Матери Божией. Матерь Божия готовится родить. Представьте себе роженицу, женщину на 9 месяце, которая готовится к родам. Какое настроение у нее? Настроение хрупкости, шаткости, неопределенности, она мечется в душе. Мы должны понимать такое состояние, сопереживать ей. Роды - это страшный риск, потому что во время родов можно нечаянно повредить младенца. Подготовка к родам - одновременно радость и слезы.

Под сердцем Матери - Богочеловек. Начинается крестный путь Матери Божией. Мы, ожидая рождество Богомладенца, сострадаем и стараемся помочь нести Ей этот крест. И все делает нас особенно восприимчивыми к делам любви. К тем, кому нужна наша помощь.

В Рождественский пост Матерь Божия сорок дней готовится к родам, и такое же значение имеют сорок дней Великого поста, когда Господь готовится стать Голгофской жертвой. Крестоношение Матери Божией - это путь, предвосхищающий Голгофский путь за сорок дней до распятия Христа. Матерь Божия родила Богомладенца, и это созвучно трехдневному воскресению Христа. Рождество и Пасха гармонируют. В древних уставах Рождество назвалось тоже Пасхой. Рождество - это первая Пасха.

-  Можно ли постящемуся христианину отмечать Новый год?

- Можно.  Но я хочу сказать, что главное - это не состояние желудка, а состояние души, ума и сердца. Если они у нас интегрированы в любви, вере и надежде, в желании принести тепло нашим ближним, то что может помешать отмечать праздник? Наши друзья, которые, может, и неверующие, но, тем не менее, могут оказаться рядом в трудный момент, как самарянин в притче.

Здесь должно быть единство во многообразии, разнообразии жизни и мышления человеческого. Тот, кто хочет есть скоромную пищу, - пожалуйста, приготовьте им. Кто хочет поститься, особенно первого января, в день праздника, то почему нет? Пусть попросит хозяев приготовить что-нибудь такое безгрешно-безобидное: винегрет, картошечку или кашу. И пусть вкушает во славу Божию. Здесь нет никаких противоречий. Единство должно соблюдаться. В семье все вместе, верующие и неверующие, садимся за новогодний стол и во славу Божию вкушаем пищу за трапезой.

- А на работе можно ли принимать участие в фуршетах, ведь на них вряд ли предусмотрена постная пища?

- Я вспоминаю опыт моей матери. Она работала в Министерстве и была человеком партийным, более того, была начальником отдела. Иногда 8 марта приходилось на первую седмицу Великого поста, но она оставалась вместе с коллективом. Она была верующей, но не афишировала это. И оставалась на все вечеринки. Я ее спросил как-то, почему она не уходила, ведь могла уйти. Она ответила, что без нее бы они все передрались бы, перепились и переругались. А когда она была вместе со своими сотрудниками, все было мирно, тихо и спокойно, потому что ее уважали. А если бы ее не было, возможно, был бы один грех.

Повторю, главное - это не состояние желудка, а состояние души, ума и сердца.

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.