Газета "Вестник" №47 - 2011 г.

Как можно и как нельзя лечиться православному человеку

Беседа с кандидатом медицинских наук, председателем общества православных врачей Санкт-Петербурга, протоиереем Сергием Филимоновым

 

- У кого церковь не благословляет лечиться?
 
-  Церковь не благословляет лечиться у колдунов, магов, экстрасенсов, чародеев, йогов, сектантов и всякого рода сомнительных личностей околоцерковного характера.

- Почему же люди идут к ним?img_0552_348
Протоиерей Сергий Филимонов

- Изможденный до крайности, больной человек, испытывая телесные страдания, начинает искать выход. Если он не укреплен верой, мало знаком с церковными установлениями, то часто такой поиск заканчивается тем что страдалец попадает в дьявольские сети. В наше время они обширно раскинуты в виде всякого рода салонов магии и гипноза, волшебства, целительства, экстрасенсорики, кодирования, биоэнергетики и так далее. Если человек идет к служителям этих оккультных наук или к «бабкам», то совершается страшный грех против первой заповеди Божией и при этом заключается ужасная сделка: путем приобретения здоровья тела душа такого неосторожного человека продается дьяволу, а в вечной жизни (загробной) несчастного ждут страшные муки, если он не исповедует этот грех. Церковь всегда благословляла обращаться за помощью только к ней или врачам, искусным в медицинской науке, специалистам-профессионалам, хорошо знающим свое дело. Если больной уклонялся от лечения у врача, беспечно уповая на самоисцеление, Церковью это вменялось в грех - грех риска здоровьем и жизнью, являющимися Божьим достоянием.

Неискушенному человеку порой трудно разобраться, к кому можно идти, а к кому нельзя. Идет волна неоколдовства, которое все настойчивее проникает к людям под маской псевдоцерковности. Многие «бабки», целители и целительницы прячутся за имя Божие, святые лики, обставляются иконами (что хорошо видно из рекламных объявлений). Говорят, что молятся, веруют. Увешивают себя крестами, а на самом деле являются служителями сатаны, только в овечьей шкуре (например, Левшинов, Тянь-Шанский, Востоков, Мартынов, баба Дарья, Стефания, Варвара и другие, их же не перечесть). Всего на территории Российской Федерации сейчас действует около трехсот таких крупных целительских центров. В среднем на триста-пятьсот человек населения приходится один колдун. Следует иметь в виду, что часть целителей нагло посылает больных между сеансами в церковь помолиться, причаститься, приложиться к иконам, чем еще больше усугубляет кощунство и богохульство над таинствами Церкви.

- Многие люди в нынешних тяжелых условиях не имеют средств оплатить лечение или операцию и идут ко всевозможным народным «целителям», экстрасенсам, «бабкам». Что можно сказать в предостережение им и как быть тем, кто пострадал от такого «лечения»?

- Люди, которые идут ко всевозможным народным «целителям», должны помнить, что они отрекаются от Христа и что посредством приобретения здоровья продают свою душу дьяволу, и неизвестно, что будет с этими людьми в вечности. Здоровье приходит после посещения такого рода «целителей» только на определенное время, а дальше болезнь возвращается с удвоенной силой или к самому пациенту, или переходит к его родственникам. Те же, кто прибегал к такому виду лечения, должны прийти в Церковь, чистосердечно покаяться перед Богом во время таинства покаяния, отречься от занятий оккультизмом, к которым они прибегали, и в тех городах, где есть душепопечительские центры, пройти специальный чин отречения от такого рода «целительства».

- Что вы можете сказать о деструктивных культах или так называемых медицинских сектах? Какую опасность таят они в себе для неискушенного человека?

- Действительно, в последнее время появилось новое, неизвестное до сего дня явление, называемое медицинскими сектами. В последние годы XX столетия на стыке официальной и неофициальной медицины стали разрабатываться так называемые оздоровительные препараты, выпускаемые под кровом разных частных фирм неизвестного происхождения. Сама форма существования и деятельности таких фирм очень напоминает тоталитарные секты. Однако если последние активно высказывают свои программы и цели, не скрывая своей религиозной направленности, то фармацевтические нетрадиционные фирмы, имеющие оккультный или сектантский фон, стараются тщательно его замаскировать и показать свою полную индифферентность к какой-либо вере, к какому-либо течению, приверженность к каким-либо идеям, кроме как оздоровительным. Однако сама форма построения и организации таких фирм точно соответствует строению сектантских общин. К таким фирмам можно отнести «Гербалайф», «Цептер» и другие. Для того, чтобы неискушенному человеку можно было идентифицировать культовую фирму, ниже приводятся ее характерные признаки.

1. Чрезмерная необоснованная закрытость фирмы: фирма активно работает, известна, но при этом старается быть невидимой; отсутствие открытой рекламы продукции фирмы в средствах массовой информации; сеть дилеров фирмы построена аналогично сети распространения наркотиков, продукция фирмы распространяется «от сердца к сердцу», то есть из рук в руки за наличные; жесткая градация персонала фирмы по уровням посвященности в объективную информацию о фирме и ее целях;  неординарные формы заключения контрактов фирмы со своими работниками, например, подписавший контракт с фирмой не является ее работником, а лишь сотрудничает с ней, покупая ее продукцию на свои деньги для распространения. При этом фирма организована по принципу финансовой пирамиды, на вершине которой находится само руководство фирмы и ограниченный круг высокооплачиваемых руководителей среднего звена, а низовые структуры получают весьма ограниченные доходы.

2. Применяются техники контроля сознания, цели и задачи которых сводятся к следующему: формирование убеждения, что цель оправдывает средства и что любое средство приемлемо постольку, поскольку оно способствует процветанию фирмы; культивирование среди сотрудников фирмы повседневного пользования продукцией;  формирование убежденности в элитности фирмы и революционности ее метода приобщения людей к здоровью; соответствие каждому уровню посвященности своего типа значков, которые работники фирмы обязаны носить;  психологическая и физическая зависимость сотрудников фирмы от продуктов.

3. Наличие мистической окраски доктрины:  продавцы рекламируют некую «энергетическую заряженность» продуктов, некие «эмоциональные качели», некую «космическую подзарядку» и всякую прочую мистику;  некоторые руководители подобных фирм все же обнаруживают себя тем, что говорят о своем особом предназначении, миссионерской деятельности здесь, на земле.

4. Выраженное стремление сотрудников фирмы навязать свои убеждения, использование техник группового давления при вербовке новых сотрудников, например, предварительный сбор для массового приема (посвящения) в фирму во дворцах культуры, кинотеатрах.

5. Как правило, лидер фирмы претендует на избранность, « харизматическое лидерство», упоминает о вдохновении свыше, мудрость основателя фирмы не обсуждается, имеет место беспрекословное согласие и повиновение руководству фирмы и поддержание культа личности основателя фирмы.

6. Отсутствие самокритики и претензия на истину в последней инстанции, сочетающиеся со снисходительно-пренебрежительным отношением к официальной науке, к медицине.

7. Декларирование благих целей и сокрытие истинных целей своей деятельности за этими якобы благими целями. 

- Не могли бы Вы перечислить методы оккультной медицины, которые противоречат православному вероучению? Каковы меры церковного наказания тем, кто «лечит» или «лечится» с их помощью?

- К явным методам оккультной медицины, противоречащим православному учению, относятся лечение космическим разумом, шаманство, молитвы и заклинания народных целителей, методы создания настроений, лечение в виртуальном мире, парапсихология, биоэнергетика, экстрасенсорика, магия в любых видах (белая, черная, зеленая - любая), чародейство, прорицательство о болезнях и гадание, телецелительство, снятие порчи и сглаза, контактерство с НЛО, открытие (отверзение) третьего глаза и чувств и лечение этим способом, йогические упражнения, колдовство, ворожба, лечение у «бабок», лечение у волшебников, чародеев, волхвователей, обаятелей, астрологический прогноз болезни, лечение в салонах доверия типа «Нелина», «Интрапси» и прочих.

Что же грозит, какова мера церковного наказания тем, кто «лечит» или «лечится»? Это отражено в «Книге Правил»,  в решениях Вселенских Соборов, в творениях святых отцов, которые являются сводом церковных православных канонов и догматов,  действующих и по сегодняшний день.

Согласно 61-му Правилу шестого Вселенского Собора, 24-му правилу Анкирского Собора, 36-му правилу Лаодикийского Собора, 72-му, 77-му и 83-му Правилам Василия Великого - осуждаются волшебские методы лечения, и прибегающие к лечению подобными методами и проводящие лечение подобными методами, как правило, отлучаются от Церкви, а если это священники - то извергаются из священного сана. После отлучения от Церкви люди, прибегавшие к такого рода целителям, после очень долгого покаяния принимаются обратно в Церковь. А грех волшебства приравнивается к греху убийства.

Продолжение следует.

 

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.