Газета "Вестник" №47 - 2011 г.

О стадиях рационалистических подмен

Еще в 40-50-х гг. славянофилами И.В.Киреевским и А.С.Хомяковым в русской философии была осмыслена концепция целостного разума, по которой «для достижения полноты истины ищут внутренней цельности разума: средоточения умственных сил, где все остальные деятельности духа сливаются в одно живое и высшее единство».  Киреевский считал, что цельность общества возможна при условии подчинения абсолютным ценностям, основанным на любви к Церкви и своему народу. Определяющим основанием любой культуры является национальная религия, поэтому философия культуры питается настроениями разума, которые сообщает ему вера. Христианство - религия любви, и «любовь становится для Хомякова термином познания  и его самоконтроля» . kireevskiy_349
Иван Васильевич Кириевский

С XVII века Западное влияние с его рационализмом стало определяющим в развитии русского общества. Оно привело к размыванию истин христианства в светском искусстве. В связи с этим Киреевский говорит о двух типах образованности: внутренней и внешней (с формальным развитием разума и внешних познаний).  Первый тип целиком зависит от веры и не может приобретаться своими силами, второй же приобретается своими силами и порождает иллюзию человеческого прогресса. Запад всегда искал, как некоторые понятия устроить сообразно требованиям веры; в то время как Восток искал, как сам «способ мышления возвысить до сочувственного согласия с верою». Условием возвысить мышление является собирание в неделимую цельность все свои отдельные силы. Человек должен постоянно искать «в глубине души того внутреннего корня разумения, где все отдельные силы сливаются в одно живое и цельное зрение ума».

Рационалистический склад ума западного человека исказил христианскую догматику, в частности догмат о грехопадении. Кардинал Белармино говорил о том, что совершенства первого человека были сверхъестественны, а грехопадение вернуло человеку его естественное состояние. М.Лютер и Ф.Меланхтон возражали: самостоятельная способность к делам добра обесценивает заслугу Иисуса Христа (Его искупительные страдания и смерть на кресте за род человеческий). Поэтому протестанты впали в другую, столь же губительную крайность - это их знаменитое sola fide - учение о спасении только верой, учение о предопределении и отрицание возможности творить добро своими силами и участвовать в своем спасении. Именно поэтому  Киреевский и писал: «Западные... полагают, что достижение полной истины возможно и для разделившихся (в грехопадении) сил ума...»

В области искусства рационализм породил мечтательность и поклонение отвлеченной красоте, в морали - «самодовольное системостроительство». Разрыв с христианским Преданием принес печальный плод: разум обратился «в умную хитрость, сердечное чувство - в слепую страсть, красота - в мечту, истина - в мнение, наука - в силлогизм, существенность - в предлог к воображению, добродетель - в самодовольство...» Таким образом произошла подмена истины ее суррогатом. Эта рационалистическая подмена, развиваясь, проходит поэтапно определенные стадии:

1) изменение догматики до уровня понимания ее искаженным в грехопадении сознанием (рационализм католицизма);

2) в протестантизме эта тенденция (самоуверенность в вопросах догматических до бесстрашия «поправлять» учение христианской церкви) углубилась и выродилась в мирской аскетизм , цель которого - власть над миром (цель антихриста) и достижение результата в посюстороннем мире;

3) углубляясь далее, рационализм «отменил» Бога (для власти над этим миром Его законы только мешают), родилась широко охватывающая зараза атеизма;

«Киреевский показал, что из этого повреждения (веры римо-католической церковью) «развилась сперва схоластическая философия вне веры, потом реформация в вере и, наконец, философия вне веры».

4) для более полного «захвата» власти над миром (человек - покоритель природы) человек возвращается к вере, но не во всеблагого Бога с уже непонятными для секуляризованного человека целями, а в тех духов, которые предлагают свои «блага» в этом мире: исцеление от болезней, решение жизненных проблем, устранение врагов неподсудными средствами и пр.

Таким образом  «тайна беззакония» идет в мире через искажения догматики к безверию и через атеизм  возвращается к язычеству, к тому, из-за чего погиб первый мир и погибнет так же и второй мир.

 

Серафима Загорская

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.