Газета "Вестник" №47 - 2011 г.
О стадиях рационалистических подмен
Еще в 40-50-х гг. славянофилами И.В.Киреевским
и А.С.Хомяковым в русской философии была осмыслена
концепция целостного разума, по которой «для достижения полноты истины ищут внутренней
цельности разума: средоточения умственных сил, где все остальные деятельности духа
сливаются в одно живое и высшее единство».
Киреевский считал, что цельность общества возможна при условии подчинения
абсолютным ценностям, основанным на любви к Церкви и своему народу. Определяющим
основанием любой культуры является национальная религия, поэтому философия культуры
питается настроениями разума, которые сообщает ему вера. Христианство - религия
любви, и «любовь становится для Хомякова термином познания и его самоконтроля» .
Иван Васильевич Кириевский
С XVII века Западное влияние с его рационализмом стало определяющим в развитии русского общества. Оно привело к размыванию истин христианства в светском искусстве. В связи с этим Киреевский говорит о двух типах образованности: внутренней и внешней (с формальным развитием разума и внешних познаний). Первый тип целиком зависит от веры и не может приобретаться своими силами, второй же приобретается своими силами и порождает иллюзию человеческого прогресса. Запад всегда искал, как некоторые понятия устроить сообразно требованиям веры; в то время как Восток искал, как сам «способ мышления возвысить до сочувственного согласия с верою». Условием возвысить мышление является собирание в неделимую цельность все свои отдельные силы. Человек должен постоянно искать «в глубине души того внутреннего корня разумения, где все отдельные силы сливаются в одно живое и цельное зрение ума».
Рационалистический склад ума западного человека исказил христианскую догматику, в частности догмат о грехопадении. Кардинал Белармино говорил о том, что совершенства первого человека были сверхъестественны, а грехопадение вернуло человеку его естественное состояние. М.Лютер и Ф.Меланхтон возражали: самостоятельная способность к делам добра обесценивает заслугу Иисуса Христа (Его искупительные страдания и смерть на кресте за род человеческий). Поэтому протестанты впали в другую, столь же губительную крайность - это их знаменитое sola fide - учение о спасении только верой, учение о предопределении и отрицание возможности творить добро своими силами и участвовать в своем спасении. Именно поэтому Киреевский и писал: «Западные... полагают, что достижение полной истины возможно и для разделившихся (в грехопадении) сил ума...»
В области искусства рационализм породил мечтательность и поклонение отвлеченной красоте, в морали - «самодовольное системостроительство». Разрыв с христианским Преданием принес печальный плод: разум обратился «в умную хитрость, сердечное чувство - в слепую страсть, красота - в мечту, истина - в мнение, наука - в силлогизм, существенность - в предлог к воображению, добродетель - в самодовольство...» Таким образом произошла подмена истины ее суррогатом. Эта рационалистическая подмена, развиваясь, проходит поэтапно определенные стадии:
1) изменение догматики до уровня понимания ее искаженным в грехопадении сознанием (рационализм католицизма);
2) в протестантизме эта тенденция (самоуверенность в вопросах догматических до бесстрашия «поправлять» учение христианской церкви) углубилась и выродилась в мирской аскетизм , цель которого - власть над миром (цель антихриста) и достижение результата в посюстороннем мире;
3) углубляясь далее, рационализм «отменил» Бога (для власти над этим миром Его законы только мешают), родилась широко охватывающая зараза атеизма;
«Киреевский показал, что из этого повреждения (веры римо-католической церковью) «развилась сперва схоластическая философия вне веры, потом реформация в вере и, наконец, философия вне веры».
4) для более полного «захвата» власти над миром (человек - покоритель природы) человек возвращается к вере, но не во всеблагого Бога с уже непонятными для секуляризованного человека целями, а в тех духов, которые предлагают свои «блага» в этом мире: исцеление от болезней, решение жизненных проблем, устранение врагов неподсудными средствами и пр.
Таким образом «тайна беззакония» идет в мире через искажения догматики к безверию и через атеизм возвращается к язычеству, к тому, из-за чего погиб первый мир и погибнет так же и второй мир.
Серафима Загорская