Поиск по архиву

Газета "Вестник" № 10 - 2015 г.

Храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы в Роще

Упоминается в 1654 г. как храм во имя Успения Пресвятой Богородицы с приделом святого апостола Андрея Первозванного в «служной» слободе Пафнутьева монастыря. Он был деревянным с трапезною, крыт тёсом.

К началу XVIII в. храм обветшал, и в 1708 г. прихожане возвели новый из кирпича. Освятили его в честь Рождества Пресвятой Богородицы. На рубеже XVIII-XIX столетий к нему пристроили трапезную с приделами апостолов и евангелистов Иоанна Богослова, Василия Великого и колокольню. За столетие прихожане обустроили храм, снабдив его церковной утварью, книгами и иконами.

В дни наполеоновского нашествия 1812 г. храм обошёлся малыми потерями: были сожжены только дома священно-церковнослужителей. В 1873 г. взамен их прихожане построили новые, а ранее в 1840 г. на средства московского купца И. В. Волкова отстроили богадельню. В 1879 г. вокруг храма и существовавшего при нём погоста поставили кирпичную ограду, внутри которой располагалась ещё церковная деревянная сторожка.

В 1880 г. 20 августа в храме венчался основоположник отечественной космонавтики К. Э. Циолковский с В. Е. Соколовой, дочерью местного единоверческого священника. В Боровск Константин Эдуардович приехал преподавать арифметику и геометрию. Прожил он здесь 12 лет, здесь начал писать и свои первые труды о Космосе и о Вселенной.

В 1916 г. храм выглядел добротно. Интерьеры его украшали настенные росписи, иконостасы и многочисленные предметы церковной утвари. За этот год храм имел доходы с кружечного сбора 150 руб. и проценты с капитала, положенного на поминовение усопших, 65 руб. 20 коп. В кредитных учреждениях лежала недвижимая сумма в виде билетов. При храме продолжала действовать богадельня, в которой жили на своём содержании три безродные женщины. Приход храма за счёт прилегающих деревень состоял из 116 дворов с проживавшими в них 302 мужчинами и 313 женщинами. Числились в приходе и старообрядцы: в 22 дворах проживали 32 мужчины и 37 женщин. Дети прихожан обучались: мальчики в монастырской церковно-приходской школе, девочки в Ребушенской женской одноклассной школе.

По установлению советской власти храму удалось избежать закрытия. Лишь период немецко-фашистской оккупации октября 1941 – января 1942 гг. и короткое время после неё храм вынужден был стоять без службы. Связано это могло быть с необходимостью восстановления его для проведения служб, поскольку общий ущерб от фашистского разорения составил 33900 рублей.

В 1946 г. 22 января прихожанами храма и представителем Боровского районного финансового отдела Б.  Я. Чижиковым был заключён типовой договор о передаче в «бессрочное бесплатное пользование… одноэтажного каменного …церковного здания с находящейся при нём сторожкой и богослужебными предметами» в ведение первых. Подписывал его со стороны прихожан настоятель храма отец Памва — бывший монах Пафнутьева монастыря, в миру Прокопий Фомич Чернышев.

С тех пор прошло немало времени… Сменилось не одно поколение прихожан и не один настоятель храма… Но атмосфера, царившая в этом храме ещё в XVIII-XIX столетиях, продолжает жить в нём и поныне... 

*  *   *

Храм как памятник архитектуры II категории был поставлен на учёт Отдела по делам музеев Главнауки НКП ещё в первой половине 20-х гг. ХХ в. В 1960 г. он был внесён в реестр памятников федерального значения.

Храм занимает доминирующее положение среди окружающей его застройки и органично вписывается в ландшафт, составляющий ему великолепное дополнение. Ранняя часть храма решена в стиле «нарышкинского барокко»: на двухсветный четверик, обрамлённый по углам пучками колонок и увенчанный развитым карнизом с трёхрядным поребриком, поставлен восьмерик, завершающийся двухступенчатым восьмигранным барабаном с главой; оконные проёмы обрамляют искусно выполненные из кирпича «пышные» наличники с разорванными фронтонами. Позже пристроенные объёмы трапезной и трёхъярусной колокольни решены в формах русского классицизма. Трапезную и первый ярус колокольни украшают четырёхколонные портики тосканского ордера. На втором ярусе колокольни их сменяют полуколонки ионического ордера и более сложные на третьем ярусе. Верх колокольни декорирован четырьмя окнами-люкарнами и изящной главкой. Трапезную, увенчанную карнизом с сухариками, с северного и южного фасадов завершают фронтоны. Существующий в храме резной, позолоченный, ручной работы шестиярусный иконостас по времени устройства относится ко второй половине  ХIХ века с иконами и царскими вратами более раннего времени. Подобное можно сказать и о приделах.

Вокруг храма продолжает существовать погост, окружённый кирпичной оградой с воротами и тремя входами.

Другие статьи номера

Другие статьи этого автора
Православный календарь