Газета "Вестник" № 9 - 2015 г.

Зачем Патриарх выступал в Государственной Думе?

Первый в истории Государственной Думы России принятый в 1906 году закон был посвящен отмене смертной казни. Первый в истории визит главы Русской Православной Церкви в Думу был посвящен сохранению жизни нерожденных младенцев — запрете на аборты.

Время выступления Патриарха перед парламентариями говорит о многом. Он пришел в Думу не в год Олимпиады, и не когда нефть торговалась по 120 у. е.  за баррель, а курс доллара в обменниках не превышал 35 рублей. Он пришел, когда санкции Запада против России только усиливаются, нефть дешевле 40, а доллар скачет, как заяц. Когда на Донбассе идет полномасштабная война с применением тяжелого вооружения против мирного населения, а в центре просвещенной Европы террористы устраивают кровавую бойню. Все прекрасно видят, что мир, который мы знали, катится в тартарары и до края пропасти совсем немного, и чтобы от нее отойти одних политических усилий явно недостаточно. В это непростое время Святейший приходит в Думу. Либералы, которые и на солнце видят пятна, в своей газете «Газета» потом напишут, что «Патриарху Кириллу целуют руки в Госдуме», но все нормальные люди прекрасно понимают, что хватит скакать, и надо что-то делать, и лучше то, что реально способно стабилизировать ситуацию. И вообще, хватит уже ходить какими-то своими неведомыми путями, хотя бы в вопросах консолидации. Папа Римский выступает перед итальянским парламентом, и Далай Лама на заседаниях Генеральных Ассамблей ООН, и, как однажды заметил Святейший Патриарх Алексий II, Церковь у нас отделена от государства, но не отделена от общества. А общество доверяет своей Церкви. И без всяких рейтингов известно, что авторитет Церкви в России неизмеримо выше, чем у любого общественного объединения в стране, включая парламент. И кто бы что ни говорил, или чего бы кому ни казалось, визит Святейшего в Думу — событие однозначно положительное  в общественной жизни России. Это знак, что, отвечая на вызовы времени, наше общество способно и будет применять свои самые действенные и созидательные силы.

Открывая заседание, спикер Госдумы Сергей Нарышкин говорит, что в период кризисов особенно важно помнить о духовных ценностях и нравственности: «Иначе — рост нигилизма, конфликтности и падение доверия». Приветствуя Патриарха, зал встает. Обращаясь к парламентариям, Святейший говорит о главных фундаментальных условиях жизнеспособности государства и общества.

— Мир, в котором мы с вами живем, нередко именуется постхристианским и пострелигиозным. За этим кроется духовно страшный диагноз обществ многих стран. Границы между добром и злом размываются, а понятия справедливости интерпретируются в соответствии с господствующими философскими и политическими установками. Свобода выбора — это бомба замедленного действия, поражающий эффект которой становится очевидным. Выбрать-то можно и зло. Зачастую мировоззренческие взгляды на тему свободы врываются и в зону права, пагубно на нее влияя. Однополые союзы, эвтаназия, введение в жизнь опасных элементов ювенальной юстиции... От активной позиции российских парламентариев будет зависеть способность страны устоять перед современной системой псевдоценностей, губительной для цивилизации в целом.

Говоря, что из каждого периода нашей истории нужно брать хорошее, Патриарх Кирилл дал каждому такому этапу определение одним словом.

— Древняя Русь — вера. Российская империя — державность. Революция — а что-то хорошее было? Или только кровь, влияние иностранных центров? Простите, тупое следование указаниям из-за рубежа? Было. Стремление людей к справедливости. Если бы его не было, никакая пропаганда бы не справилась. В советское время это солидарность. Новая Россия — мы стали делать акцент на правах человека, на свободе. Это достоинство.

И получилось — вера, державность, справедливость, солидарность и достоинство. Чуть раньше, на XV Соборе, мы сформулировали еще более широкий перечень ценностей, лежащих в основе национальной идентичности. Кроме перечисленных, это мир, единство, нравственность,  честность, патриотизм, милосердие, семья, культура, национальные традиции, благо человека, трудолюбие, самоограничение, жертвенность. В этом перечне присутствует и свобода — не как единственная или главенствующая и подавляющая все другие ценности, но как одна из многих важных базисных ценностей.

Но не следует противопоставлять идею свободы другим фундаментальным ценностям.

— Если в понятие нравственности и справедливости вносится относительность, то само это понятие разрушается. «Хорошо то, что хорошо для великой Германии» — известный тезис. И нравственность исчезла. Когда мы нравственность обуславливаем коллективными, корпоративными, классовыми, идеологическими и прочими факторами, мы отказываемся от нравственного начала. И сегодня, когда нам говорят, что нравственно только то, что поддерживается мировыми СМИ, а все остальное является безнравственным, то мы перед собой имеем ту же самую проблему, через которую человечество уже проходило на путях разрушения нравственных начал, — говорит Патриарх.

Без морали свобода становится вседозволенностью порока, унижающей и порабощающей человека. А главенство права оборачивается «юридически закрепленными новациями, противоречащими не только нравственным ценностям, но  общечеловеческому здравому смыслу и инстинкту самосохранения. Это и легализация однополых союзов, и узаконивание эвтаназии, и введение в общественную жизнь отдельных опасных элементов ювенальной юстиции».

Сейчас все эти «достижения западной демократии» агрессивно навязываются нашей стране. В значительной мере «от активной позиции российских парламентариев будет зависеть способность нашей страны устоять перед лицом современных псевдоценностей, губительных для личности и человеческой цивилизации в целом». Это не нравоучения и высокие слова, а вызовы суровой реальности, которым нужно жестко и эффективно противостоять здесь и сейчас, потому что потом противостоять будет некому. И России, которую нам передали наши предки, больше уже не будет. А будет Содом со всеми вытекающими последствиями. 

Бороться за здоровье нации Патриарх предлагает с самого ужасного и очевидного — с абортов, которых делается в нашей стране больше трех миллионов в год. Каждый год три миллиона изрезанных скальпелями, вытравленных кислотой невинных и непрощенных детей. Один Екатеринбург и половина Калуги под нож. В стране, где демографическая проблема — одна из самых острых, убийство младенцев совершается в государственных масштабах и за государственный счет через Фонд обязательного медицинского страхования. Отстаивая священное право человека на жизнь, Православная Церковь всегда выступала против абортов, называя вещи своими именами — узаконенным убийством. Святейший говорит, что нужно перестать убивать собственных младенцев. В обществе, которое думает о будущем, нужно начать с этого — отменить убийства невинных детей. Нужно оставить красивую демагогию о правах женщин распоряжаться жизнью нерожденных младенцев  и прекратить убивать будущее своей страны. У взрослых людей это называется геноцид. Геноцид против собственных детей и собственного народа. Когда-то сербский Патриарх Павел сказал о его последствиях предельно ясно: «Если албанская женщина рожает семь детей, а сербская делает семь абортов, то эта земля нужнее албанцам, чем сербам. Вот Господь и распорядился землями Косово и Метохии так, как посчитал нужным».  Духовные законы действую твезде одинаково, и сеющий дождь обязательно пожнет бурю.

Дума аплодирует Патриарху стоя.

«Нельзя примириться с суррогатным материнством», — продолжает Святейший (в отличие от многих европейских стран суррогатное материнство в России разрешено законом). В стране, где миллионы сирот вырастают, так и не узнав материнской любви, использование противоестественных репродуктивных технологий аморально. Патриарх говорит об электронных документах. О том, что Церковь по-прежнему против безальтернативных электронных документов, удостоверяющих личность. «Люди должны иметь право выбора: получать документы в традиционном виде или в виде электронных карточек». О том, что духовное образование нужно поддерживать и развивать, а курс «Основы православной культуры» преподавать не только в обычной, но и в средней и, возможно, высшей школе. Потому что морально-нравственные ценности необходимы человеку в любом возрасте. Во всем мире можно стать доктором наук, а у нас нет. И это упущение можно и нужно исправить. Говорит о Ближнем Востоке, где благодаря усилиям Русской Православной Церкви и российских властей христиане Сирии и Ирака были спасены от тотального уничтожения радикальными исламскими группировками. Что в глобальном мире нельзя спрятаться от этих катаклизмов. Когда мы за это беремся, мы занимается не чужими вопросами, а решаем проблемы нашего собственного благополучия. И трагедия в Париже тому подтверждение.  Святейший благодарит парламентариев за принятие закона об оскорблении чувств верующих, который не позволит создать подобную ситуацию у нас в стране.

Всем присутствующим очевидно, что духовные ценности в обществе нужно сохранять и укреплять. А еще этими ценностями нужно жить, — говорит визит Патриарха Кирилла в Государственную Думу. И тогда в нашем доме будет мир и порядок.

Другие статьи номера

Другие статьи этого автора
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.