Также для удобства предлагаем воспользоваться возможностью выбора интересующего Вас подраздела (при публикации вопроса в графе "Категория" необходимо выбрать интересующий Вас подраздел).
Вопрос (Татиана)11 января 2016г.
Здравствуйте, о. Роман. Благодарим за служение. По вашему мнению, какая притча ближе к реальности: в той, в которой говорится о послушнице в монастыре, имевшей блудные помыслы и за оные низринутой после смерти в муки вечные, или о блуднике, который покаялся перед смертью и был принят Богом, сказавшим на негодование беса: "Когда праведник согрешает, ты его принимаешь; мне ли не принять грешника покаявшегося?!.." То есть верить, что Бог принципиален и жестко карает грешника, поползнувшегося на грех, или верить что Бог милосерден и все же до последнего ищет спасения грешника, принимая в качестве покаяния и одно слово перед смертью?.. Обе эти притчи кардинально по разному представляют Бога. В первой притче выходит, что если бы милосерден был Бог, Он бы нашел способ привести юную послушницу к покаянию, и не посылал бы ей внезапную смерть за которой следует вечное мучение (причем, за помыслы при наличии добродетелей и молитвах всего монастыря о ней)... Спаси, Бог.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
Неправильно рассуждаете. Не Бог принципиален, а человек принципиален в своем грехе. Почему у нас постоянно преобладает эта тенденция: мы все время хотим переложить свою ответственность на кого-то (на беса, на "принципиального Бога") только не на себя? Эти притчи не Бога представляют по-разному, а человека. В одном случае, за мнимой праведностью пригревшего (по своему произволению) в сердце змею греха, а в другом - даже при падении в грех показавшего искреннее покаяние, ненависть ко греху. И послушница могла (и должна была) получить спасение, если бы перед смертью покаялась в своем мысленном блуде (который, по слову Божию, есть самое дело - Мф.5:28). Но она избрала упорство в грехе. Ложный стыд погубил ее, и винить Бога в этом, в том, что Он не нашел способа, нелепо в высшей степени. Бог милосерден и всех ведет ко спасению, терпит грешника и ждет покаяния, не переставая стучать в его сердце. Не надо мерить Бесконечную Премудрость примитивной линейкой своего ограниченного разума.
Вопрос (Елена)7 января 2016г.
Батюшка а где именно еще можно прочесть про это,в чьих трудах. Конкретно интересует,возможно ли облегчение участи тех, кто своей жизнью отвергал Бога и умер без покаяния. Возможно ли насильно ,,вытаскивать,, душу из ада.Не будет ли для нее еще большим мучением приближаться к Богу. Простите если что-то не так понимаю.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
Простите, поищите. Рубрику я вам указал - православное догматическое богословие. Наше дело молиться, а что будет с душой - будет решать праведный Судья.
Вопрос (Елена)7 января 2016г.
Христос Родился! О.Роман благословите. Где еще можно почитать о состоянии души после смерти, частного суда над ней и ее дальнейшей участи. Есть мнение,что после смерти покаяния нет и душа умершего не изменяется по своему состоянию и местонахождению и приговор над ней окончательный (например у Даниила Сысоева). В догматическом богословии иерея Олега Давыденкова написано,что возможно изменение участи умерших. но только тех,кто умер в покаянии,но не принес достойных его плодов. И насколько важно поминовение усопших. Спаси Вас Господь.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
Изменение участи умерших возможно до Всеобщего суда. До этого времени о человеке молятся, совершается литургийное поминовение, приносится милостыня. Но после Страшного суда изменение невозможно. Об этом можно где-нибудь в богословских книгах прочитать.
Вопрос (Ксения)7 января 2016г.
Григорий Палама, сравнивая человека с ангелами, говорил, что человек выше ангела. Как такое может быть?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
Хорошо бы, конечно, услышать цитату. Ну а что касается преимуществ человека, то человек принадлежит к двум мирам: материальному и духовному, тайна нашего спасения настолько велика, что в нее "желают приникнуть Ангелы" (1Пет.1:12), человеческое естество воспринял Господь (не ангельское), человеческое естество Он прославил и вознес одесную Отца, ради человека Христос распялся, человеку вручил власть совершения Божественной Литургии. Всего этого Ангелам не дано.
Вопрос (Наталья)4 января 2016г.
Здравствуйте! Я преподаю в техническом университете и являюсь абсолютным технарем. Но недавно поручили читать дисциплину "Основы этики. Этика дорожного движения"(дисциплина закреплена за нашей технической кафедрой). Придётся рассказывать студентам об истории этики, морали и моральных принципах. Хочется приподнести это интересно и доходчиво, заставить студентов думать. Но мне сложно ссылаться на православные книги, т.к. в студенческой группе 90% мусульмане. Посоветуйте какую-нибудь литературу, где бы раскрывались такие вопросы морали, как: добро, зло, доброта, зависть и др. с учетом контингента студентов. Благодарю за то, что прочитали мой вопрос, благодарю за Ваш ответ.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
Абрамова Л. Курс лекций по этике; Прокофьева Г.П. Этика; Д.А.Аникин и С.Г.Зубанова Этика. Конспект лекций; П.А.Кропоткин. Этика; С.Г.Зубанова Этика.
Вопрос (Татиана)6 декабря 2015г.
Здравствуйте. Ощущаю в своем существе неразрешенный вопрос: почему Господь требует труда для того, чтобы спастись в Небесное Царствие?.. - ведь Господь силен спасти Своей силой безсильного, душевно разбитого, покалеченного современной цивилизацией человека. Знаю человека, которого в детстве посвящали духам зла, водили к служителям сатаны и проводили над ним бесовские культы. В результате душа этого человека стала очень восприимчива к влиянию духов зла - потеряла защиту, омрачился ум, пострадала психика на глубоком уровне. Человек верующий, но у него до сих пор внутренние препятствия которые не получается преодолеть на духовном пути и из-за проблем с психикой и вообще жизнь его не сложилась. Теперь этот человек отчаялся в жизни духовной и материальной: всюду тупик из-за его покалеченной психики. Причем внешне он выглядит нормально, его осуждают за его неудачливость - и никто не может его понять -не видят его психики: складывается болезненный социальный вакуум. Неужели такие покалеченные и потому слабые люди не наследуют Царство - если у них просто нет сил - ни душевных ни умственных ни телесных... Родители и мир вырыли ему яму, а он со своей психической болезнью не знает как выбраться из нее...
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
Мы не найдем ни одного примера того, когда получаем что-то без труда (сыр в мышеловке не в счет). И если на земле даже рыбку из пруда не вытащишь без труда, то тем более прав апостол говорящий, что "многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие" (Деян.14:22). Свобода выбора неприкосновенна, потому и случаются такие насилия над человеком. Каждый ответит за свои поступки. Насилие над человеком может вмениться ему в мученичество, если же он сам хотел, чтобы его водили куда-то, то теперь должен нести ответственность и терпеть последствия. У каждого свой путь: одни получают Небо потрудившись один час - лишь умирая с именем Христовым на устах (напр., благоразумный разбойник, мученики из язычников), другие всю жизнь терпят и страдают. В любом случае отчаиваться не нужно, а нужно понять свой путь и искать помощи и сил свыше, так как невозможное человеку возможно Богу (Мф.19:26).
Вопрос (Алеся)6 декабря 2015г.
Добрый день,я как то услышала такое высказывание,что дети абортированные не попадут в царство Божие,неужели они попадут в ад? Это ведь не их вина,что им не дали родиться и принять крещение. Дак куда все таки попадают души таких деток?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
Бог разберется. Вы позаботьтесь, чтобы вам туда не попасть.
Вопрос (Нина)4 декабря 2015г.
Благодарю, отец Роман, за ответ. Но не хочу вводить ни кого в заблуждение. Мысли это были не мои, но меня заинтересовавшие. И да, теперь (только что) я прочитала "Известие". Изначально просто доверилась источнику. И все же, правильно ли я поняла? В связи с таким искажением нашей земной реальности, когда искусственное выдается за натуральное, следует верить, что даже если по каким то причинам Вещество для Крови Христовой будет не настоящим виноградным вином, то Таинство - преосуществление все же состоится? Просто я живу в районе крайнего севера и конечно не известно какого качества вино к нам сюда попадает. Страшно подумать Причащаться не причастившись. Одно утешает, Господу Богу все подвластно. А по вере нашей и не настоящее вино может стать натуральным. Но конечно искушение серьезное получилось.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
Опять у вас одни гипотезы "если будет", "если не будет". А Бог-то где? Думаете Он не следит за этим? Думаете оставит без причастия сотни любящих Его сердец, которые с жаждой и надеждой пришли в храм причаститься, соединиться с Ним? Делайте все от себя зависящее для достойного причащения, а священники пусть делают все от них зависящее, а недостающее Господь восполнит (впрочем, как всегда).
Вопрос (Нина)4 декабря 2015г.
Спасибо за ответ, отец Роман. Позвольте еще один вопрос. Вот прочитала такое пояснение. Смутилась. / "Учительное известие" говорит, что если в вине есть какие-то инородные добавки, то Таинство не происходит, т. е. вино остается вином. Мы, конечно, надеемся, что происходит преосуществление Даров, ведь все-таки "Учительное известие" - это не канон Церкви, но все-таки благочестивое наставление, пособие для недоуменных случаев в священнической практике. И вот учитывая все эти нюансы, крайне желательно совершать литургию именно на вине, а вино - это виноград, а не какой-то порошок с красителями, пищевыми добавками и запахами, да еще и с добавлением спирта. Неслучайно сейчас на крымских винах, даже самых известных марок, пишут не "вино", а "винный продукт", что будет честнее и правильнее. А на "винном продукте", по идее, служить запрещается. Выход из этого положения видится только такой: служить на чистом виноградном вине домашнего изготовления... /Но, боюсь, домашнее вино не может быть доступно всем. И священники конечно пользуются тем, что продают в магазинах. Прокоментируйте пожалуйста это высказывание.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
В целом вы верно мыслите. Только не думаю, что "Известие", составленное прибл. в 17-18вв,, говорит о "винных порошках". Там больше о соках, уксусе, воде говорится, то есть о естественных причинах. Лукавство в продовольственном бизнесе тогда не было таких грандиозных масштабов, как сейчас, когда молоко хранится по полгода, а в колбасе нет и грамма мяса. Тогда продукты были натуральными. Что касается винограда, то, несомненно, это глубокий символический аспект, который не должен нарушаться. Вино действительно должно быть натуральным, и многие ответственные и могущие себе позволить священники очень радеют об этом, имеют свои источники закупки и т.д. Но вы не думайте об этом, а то совсем мир потеряете и при причастии только об этом думать и будете. А вообще я удивлен, что вы уже и до "Известия" добрались. Самообразовываетесь.
Вопрос (Нина)4 декабря 2015г.
Здравствуйте, отец Роман. Бог в помощь. Скажите пожалуйста, нужно ли тушить все свечи в храме на всенощном бдении, когда начинают читать шетопсалмие? Или достаточно того, что погасили свет? И если нужно свечи тушить, то в какой момент можно (нужно) их снова зажигать? Суть Богослужения мне ясна. Но вот о тушении свечей разные версии. Как у вас в монастыре делают, подскажите?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
Обычно принято тушить свечи с началом чтения шестопсалмия и возжигать с началом мирной ектеньи. У нас именно так и делают.