Также для удобства предлагаем воспользоваться возможностью выбора интересующего Вас подраздела (при публикации вопроса в графе "Категория" необходимо выбрать интересующий Вас подраздел).
Вопрос (Татиана)16 ноября 2015г.
Здравствуйте, о. Роман.
Говорят, "промысл Божий". А как понять промысл Божий относительно людей, которые совершили самоубийство? Или промысл Божий о тех, кто опустился "на дно": стал алкоголиком, проституткой, наркоманом и прочее. Некоторые люди, плывя по течению, уповают на "промысл Божий". В этом случае, куда их такой "промысл", можно думать, занесет? Возможно, Вы объясните, какие именно усилия должен прилагать человек в жизни, чтобы не оказаться в подобной трагедии. Верно, эти усилия по степени злострадания должны уподобляться мученическим? - ибо если человек хочет жить легко, уповая на промысл/провиденье/помощь Божию, он просто станет неспособным к жизни и погибнет рано или поздно?.. Тогда у человека может возникнуть вопрос: "Как же так, Господь, Ты наш Отец, наш Единственный, и Ты обязываешь нас страдать, чтобы чего-то хорошего достичь в жизни или чтобы просто держаться на плаву?.. - ведь жизнь - Твоя, Ты можешь ей руководить чтобы мы не страдали". Спаси, Господь.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
Промысел Божий - это божественное попечение о каждом человеке в отдельности и вселенной в целом. Но и про свободную волю человека не нужно забывать. Мы уже говорили, что Господь даже бесовскую свободу не трогает (попускает им искушать нас), только сдерживает. Тем паче это касается человека. Промысел Божий всегда только на добро и благо для нас. Если школьница прыгает с 20 этажа после того, как расстается с парнем, то это не промысел Божий о ней, а ее неправильно реализованная свобода выбора. Самоубийц жаль, но именно они первыми плюют на Промысел Божий, показывают свое полное недоверие ему. Чтобы быть в течении Промысла, нужно жить по Евангелию, так как Промысел выражен в заповедях. Именно в этом направлении и нужно прилагать усилия. Пренебрежение заповедями доводит человека до дна. Но пренебрегает человек волей Божией не по Промыслу Божию, а вопреки ему, после чего Промысел (Бог) старается обратить наше зло в добро. Мы постоянно "заставляем и вынуждаем" Бога "трудиться" таким образом, искать выход из ситуации, в которую сами себя загоняем и которая грозит нам вечной погибелью. Богу угодно, чтобы мы трудились над собой и искали Его, а недостающее Он восполнит: "Ищите же прежде Царствия Божия и правды его, а все остальное приложится вам" (Мф.6:33). Слово "ищите" предполагает определенные и сознательные усилия по работе над собой и в жизни вообще. Это не похоже на "плытие по течению", часто как раз против течения. Да, иногда это исповедничество, подвиг. Отказ от этого подвига часто и заканчивается самоубийством. Именно поэтому самоубийц иногда называют трусами, так как предпочитают "легкий" выход преодолению трудностей и терпению.
Вопрос (маргарита)15 ноября 2015г.
Здравствуйте батюшка! В своем рассказе о мытарствах вы написали что не смотря на то что человек умер ему все равно советовали молиться но все священники утверждают что после смерти нельзя вымолить для себя прощение только при жизни а там...конец... никто не поможет, кроме близких которые живы.
2)Говорят что человек сам творит свою судьбу и он свободен в своем выборе, а вот взять например самоубийц которые много раз пытаются покончить с собой но у них не получается либо их спасают либо кто то мешает это сделать, я пыталась несколько раз это сделать но каждый раз приходила в себя. Как такое объяснить? значит кто то или сам Бог вмешивается в планы человека .То что я пыталась покончить с собой попытка ведь тоже страшный грех как мне замолить этот грех?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
1. В рассказе говорится о другом. Именно не о спасении, так как суд не закончился и приговор не был вынесен, а о прохождении самих мытарств. Вот когда частный суд завершен, приговор вынесен и человек попал в ад, тогда другое дело. А тут душа в руках у Ангелов, и кто в этом случае может запретить ей молиться Богу!
2. Это объясняется промыслительными действиями Бога, Его любовью к заблудшим. Да, Бог тактично вмешивается в планы человека, при этом не нажимая на него. Он может делать это и через других людей, и через самого человека (его совесть, сомнения, страх и проч.). "Если кому-то больно за то, что царит сейчас в мире, если кто-то молится об этом, то люди получают помощь, и при этом свобода их воли остается ненарушенной" (Пр.Паисий Святогорец). Грех это большой, но и он врачуется невозвратным покаянием.
Вопрос (Татиана)14 ноября 2015г.
Благополучия Вам и братии! Прошу подсказать насчет совести: она всегда объективна или может "давить" просто потому, что мы умственно усугубляем ситуацию?.. В этом случае совесть - это непогрешимый голос Божий который объективен, или наше сердце, которое может сомневаться, печалиться?..
У всех ли людей есть совесть: все ли испытывают чувство не спокойствия на душе, когда в чем-то согрешат? Если да, то почему внешне иной человек может казаться "безсовестным" даже когда согрешит?.. Спаси, Господь.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
Традиционно принято считать, что совесть - это голос Божий, через который Бог "наставляет нас на путь истины и добра" (прав.догм.бог. митр.Макария). Это правда. Совесть поощряет за добро и обличает за зло. Однако, не все так однозначно в этом вопросе, так как Писание говорит нам и про то, что совесть может оскверниться, стать оскверненной (1Кор.8:7) и немощной (1Кор.8:12), а также быть порочной (Евр.10:22). То есть совесть может быть немощной и от этого, от недостатка знания, от того, что она не имеет достаточного знания истины может даже располагать ко греху (1Кор.8:10). В этом случае о ней нельзя говорить, как о автономном явлении, так как не будучи утвержденной в истине, она находится в зависимости от постороннего воздействия, примера, когда человек может поступать по-разному в разных обстоятельствах движимый своей неутвержденной совестью. Поэтому совесть у всех может вести себя по-разному исходя из тех знаний, законов, правил, привычек, традиций и прочего, к чему она привыкла и в чем живет человек. Понятно, что христианская совесть предъявляет более возвышенные требования к человеку, чем совесть у язычников. Но и последние имеют свою совесть, которая проявляет себя в том, что мысли их то обвиняют, то оправдывают друг друга (Рим.2:15). Постоянно пренебрегая голосом совести, можно дойти до бессовестного состояния, когда она замолкает. Но добрая совесть помогает в следовании воле Божией и удерживает от падений, "кораблекрушений в вере" (1Тим.1:19).
Вопрос (юля )13 ноября 2015г.
Скажите пожалуйста-все ли проходят мытарства, что делать со страхом смерти?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
Все крещенные их проходят. Страх смерти нужно преодолеть любовью к Богу. Боящийся несовершен в любви, говорит апостол. Чтобы не бояться умереть, нужно любить Бога, жить по заповедям, чтобы совесть была спокойна и мирна.
Вопрос (Татиана)11 ноября 2015г.
Всяческого благоденствия Вам и братии!
Прошу меня простить и вразумить, в чем не права: бывает недоумение - почему Господь защитит от помыслов и чувств, внушаемых бесами?.. Поймут те, кто испытывал: они применяют массированную атаку в точки душевной слабости, а как известно - и "вода точит камень"... В конце концов защита слабеет и человек проигрывает: они вынуждают на грех, а грех приводит к еще большей душевной слабости и жизненной неудаче... Кого любишь на того надеешься, тому веришь. А тут чувство, что Бог предал - предал на жизненную неудачу, на разоряющие помыслы и чувства. Почему? - только и задаешься вопросом. А любишь ли, и какова Твоя любовь?.. - в недоумении и душевной обиде хочется тогда спросить у того, Кто все видел, но не вмешался: позволил человеку стать объектом бесовских издевательств... При том, издевательства от бесов на уровне помыслов, чувств, ощущений с которыми подчас не поборешься - одолеют, каждый день... Одна надежда - на Бога. Но надежда уходит вместе с верой в Его любовь когда осознаешь: Он позволяет мучить тебя, он попускает бесам издеваться. Прошу помочь решить этот вопрос: чтобы на Бога не обижаться, все понять - почему бесам попускается доводить человека до греха постоянным, гнусным воздействием.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
Приведу по этому вопросу выдержки из догматического богословия митрополита Макария: "Содействуя ангелам добрым в их доброй деятельности, и управляя ими сообразно с целью их бытия. Господь Бог только попускает злую деятельность ангелов злых, потому что не хочет стеснять их свободы, и ограничивает ее, направляя, по возможности, следствия ее к добрым целям... Господь Бог ограничил и ограничивает злую деятельность падших духов, чтобы не лишить их свободы:
Тем, что как только пали злые духи, Он подверг их заслуженному наказанию, и связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания (2 Петр. 2:4).
Тем, что частью уже разрушил и продолжает разрушать царство духов злобы на земле.
Тем, что от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия (2 Петр. 1:3), при помощи которых мы можем угасить все раскаленные стрелы лукавого (Еф. 6:16), — и надежнейшие средства противиться диаволу и побеждать его, каковы:
Призывание Его святейшего имени,
Молитва, пост и духовное бодрствование.
Употребление с верой в сердце крестного знамения.
Тем, наконец, что никогда не попускает диаволу искушать нас более, чем мы понести можем. Цель же, для которой попускает Господь все ухищрения исконного обольстителя, ищущего погибели нашей, есть наша нравственная польза, наше спасение. Ибо искушения диавола, как и все искушения, попускаемые на нас Богом:
Служат часто врачевством для исцеления нас от духовных болезней, или бывают наказаниями за наши прежние грехи,
Предохраняют нас от духовной гордости и научают смирению,
Доставляют нам удобнейший случай свидетельствовать твердость веры своей и упования па Бога, и более и более укрепляться в добре.
И следовательно, доставляют нам удобнейший случай достигать больших и больших наград от праведного Мздовоздаятеля".
А вот что сказано там же о истязаниях на мытарствах: "Представляется, что Бог не непосредственно творит суд частный над душою человека, по разлучении ее с телом, а попускает истязать ее духам злобы, как бы орудиям своего грозного правосудия... что удивительного, если и суд частный Он совершает не непосредственно, а чрез духов Eму служебных, разумеется, присутствуя при этом невидимо и Сам, как вездесущий? Равным образом, если известно, что до всеобщего суда, когда и падшие духи получат окончательно мзду свою (Иуд. 6), Бог попускает им вообще действовать против человека (Иов. 1, 12; 1 Петр. 5, 9), и иногда употребляет их еще на земле в орудия своего праведного гнева против грешников, как ангелы люты (Пс. 77, 49; 1 Кор. 6, 5): что удивительного, если Он попускает им быть такими же орудиями правды Его и во время частного суда над душами человеческими, употребляя в то же время орудиями благости своей ангелов добрых?"
Вопрос (Надежда)11 ноября 2015г.
Батюшка, благословите! Моя начальница "с уважением относится ко всем религиям", но ходит ставить свечки и заказывать требы в православный храм. Муж у нее еврей, некрещенный и атеист. Вчера у него возник вопрос - сколько лет прошло со дня сотворения мира и кто и откуда мог знать, как все это было. Адам и Ева, Каин и Авель, откуда мы знаем про Ноя и потоп. Т.е., насколько я поняла его вопрос - кто писал Ветхий завет. Ведь письменность возникла далеко не сразу. Единственное, что мне пришло в голову - это Предание. Но что-то мне кажется, я не права. Спаси Вас Господи!
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
Почему же не права? Очень даже права. Именно из Предания мы имеем Писание. Предание первично, Писание - вторично. Потому и жили первые патриархи по несколько сотен лет, чтобы могли передавать услышанное от своих праотцов. Адам прожил 930 лет. Представляете сколько интересного за это время он мог рассказать своим детям. И рассказал. А они дальше. Конечно, в это можно верить, можно не верить. Тем мы и отличаемся от атеистов, что верим Преданию, а для них все это сказки. Чаще всего с ними не нужно общаться на церковные темы. Только, если человек искренно ищет истину. В противном случае он вам только в душу нагадит.
Вопрос (Антуан)10 ноября 2015г.
Простите вы же говорили что бесы читают людей как открытую книгу и вдруг вы отвечаете Вопрос (Татиана) 9 ноября 2015г.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
Бесам не дано знать наших мыслей, но по нашему внешнему поведению, по словам и другим разным признакам, они за тысячи лет научились предвидеть человеческие действия: "Демоны не знают наших сердец, как думают некоторые из людей. Ибо Сердцеведец один «сведый ум человеч» (Иов. 7, 20) «и создавый наедине сердца их» (Псал. 32, 15). Но то из слов, какие произносятся, то по каким-либо движениям тела, они узнают многие из движений, происходящих в сердце" (Евагрий Понтийский). "Нет сомнения, что нечистые духи могут познавать качества наших мыслей, но извне, узнавая о них по чувственным признакам, т.е. из нашего расположения или слов и занятий, к которым видят нас более склонными. Но они вовсе не могут знать те мысли, которые еще не обнаружились из сокровенности души" (Иоанн Кассиан). "Диавол не знает того, что у нас в мыслях, потому что это исключительно принадлежит одной силе Божией, но по телесным движениям уловляет он думы" (Исидор Пелусиот). И, конечно, они знают свои мысли, то есть те, которые сами нам внушают и которые мы считаем за наши.
Вопрос (Татиана)9 ноября 2015г.
Мир вам.
Если мысли человека принадлежат миру духовному, то их равно "слышат" все духовные сущности (в том числе и бесы), или только Господь и лишь через Него мысли могут быть слышны святым на земле и на Небе, Ангелам?
Спаси, Бог.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
Демоны не знают сердечных помышлений человека. Только Ангелы.
Вопрос (Татиана)9 ноября 2015г.
Здравствуйте.
Некоторые говорят: "Зачем нужен Православный царь, если всеми событиями и так управляет Бог. Захотел - случилось, не захотел - предотвратил. Планы людей пред Богом - даже самых "могущественных" людей на земле - муравьиная возня. Тело человека: один сосудик - и человека нет. У Бога обитающего вне времени возможностей для устройства тех или иных событий - млрд. А что касается людей верующих и верных Ему - они могут быть при разных режимах власти".
Поясните пожалуйста это рассуждение. Спасибо.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
Что касается именно божественных планов, то, несомненно, Бог и сам может руководить земными процессами (что Он, в общем-то, и делает). Но что касается отдельных государств и просто отдельных людей, то Ему угодно, чтобы человек вразумлялся и наставлялся от человека. Ему угоден человеческий подвиг самопожертвования и любви. Царь - это отец (в отличие от президента), который заботится о своем народе, как о своих детях и считает их данными ему Богом, отвечает за них. Царь-батюшка - живое воплощение воли Божией на земле, угодный Богу и людям. Нашел, говорил Господь о Давиде, Я мужа по сердцу Моему, который исполнит все хотения Мои (Деян.13:22). Промысел Божией действительно действует в жизни каждого отдельного человека и вселенной в целом. Но не нужно абсолютизировать его. Как же тогда будет реализована наша Богом данная свобода выбора, если Господь все будет делать сам? Можно просто сидеть, а Бог все сделает сам? Нет, Он установил земные порядки, полноценная работа которых предполагает участие человека. У Бога возможностей миллиарды, и одна из них - царь исполняющий Божию волю на земле. Не хотят царя те, кто вообще не желает власти над собой, демократически или анархически настроенные личности, для которых свобода - равняется вседозволенности и либерализму. Такие, говорящие о ненужности царя, сами, только предложи им, не прочь стать этим царем.
Вопрос (юля)6 ноября 2015г.
Отец Роман, я слышала, что Господь создал людей, чтобы восполнить число отпавших ангелов.Но тогда почему Господь тогда попустил грехопадение и в Писании не сказано, что что ангелов Господь Бог сотворил по образу и подобию Своему? И тогда почему Он умер за людей, а не за отпавших ангелов? Кстати, слово ангел пишется с большой буквы или с маленькой?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
Да, как можно заметить, к человеку внимания гораздо больше, чем к Ангелам. Мысль о том, что Ангелы сотворены по образу и подобию Божию, хоть ясно не выражена в Священном Писаниии, но встречается в творениях святых отцов, например, у Дионисия Ареопагита. Всё в домостроительстве Богочеловека (а не Богоангела!) говорит о том, что Он планировал умереть именно за человека, а не за Ангелов. Для чего вообще воплощаться, чтобы умереть за бесплотных духов? Ангелы имели возможность сделать свой окончательный выбор и сделали его раз и навсегда. Никакой жертвы за них Богом не предусматривалось, так как созерцая Бога непосредственно, падшие духи уже не имеют никакого извинения в своем отречении. Потому и второго шанса для них нет. В Церковном протоколе епископа Марка Егорьевского указано писать наименования бесплотных сил с прописной буквы: Ангелы, Архангелы, Начала, Власти, Силы и т.д.