Поиск по архиву

Газета "Боровский просветитель" № 5

РАЗДЕЛ: ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Основы православной культуры в школе

На Форуме "Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи  Калужской области" (Калуга, 21 января 2011г.) один из мастер-классов проходил по опыту работы школы №2 г. Балабаново-1. Представляем  фрагмент выступления учителя  начальных классов Веры Георгиевны Шарониной, преподающей «Основы православной культуры» с 2007 года.

 

Урок-экскурсия в храме

Приведу пример  урока, который в первом разделе программы А.В.Бородиной называется  «В храме». Урок проходил в Свято-Пафнутьевом Боровском монастыре. Перед поездкой я  предложила ребятам рассмотреть в учебнике «Мы и наша культура» (автор А.В. Бородина) фотографии различных храмов и соборов в разных городах нашей страны и выполнить ряд заданий по выявлению отличий православных храмов от других зданий. Было дано задание внимательно рассмотреть архитектурные особенности  православных храмов, расположенных  на территории монастыря, где будет проходить следующий урок ОПК, по иллюстрациям книг, имеющихся в школьной библиотеке, а также на сайте Свято-Пафнутьева монастыря.

 Экскурсия началась с монастырского дворика и обзора всех храмов монастыря. О внутреннем устройстве храма нам рассказал   игумен Марк (Бойчук)  в храме Илии Пророка.

Далее было знакомство с центральным храмом монастыря - собором Рождества Пресвятой Богородицы. Посетили дети и храм во имя святителя Митрофана, Патриарха Цареградского. По завершении урока-экскурсии мы сфотографировались на память. Домашним заданием было  записать в рабочую тетрадь свои впечатления об этой экскурсии.  

Классный час «Мой вопрос священнику» 

 За те несколько лет, что я преподаю ОПК в своем классе, родители и дети неоднократно обращались ко мне с просьбой организовать встречу со священником.  И когда мне стало известно, что за каждой школой Боровского района закреплен представитель духовенства (за нашей школой закреплен инок Максим (Смирнов), насельник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря), я решила организовать такую встречу, предварительно согласовав с директором школы возможность приглашения отца Максима. Классный час я назвала  «Мой вопрос  священнику. Предварительно мы обсудили с отцом Максимом, как лучше организовать встречу. Решили, что надо предложить детям записать вопросы, которые они  хотели бы задать священнику. А уже потом договориться о дате классного часа. Сразу скажу, что встреча прошла «на одном дыхании». Меня и отца Максима поразила глубина вопросов, которые сформулировали дети, а также то, как они слушали ответы священника. Классный час я всегда провожу после уроков, а поэтому никто из нас не заметил, что встреча продолжалась чуть больше часа! А когда о. Максим объявил, что пора заканчивать, потому что он ответил на все вопросы и что разговор длится более часа, дети удивились этому. На их лицах не было усталости, а прочитывалось желание разговаривать  еще. Мы решили, что обязательно встретимся еще.

Работа в этом направлении мною продолжается. Уже через месяц по предложению Т.В.Анохиной на одном их уроков ОПК дети записали свои впечатления от встречи со священником и задали еще один вопрос, на который они хотят получить ответ батюшки. Вот что для детей оказалось самым важным  в разговоре  с отцом Максимом: если совершишь даже небольшой грех, то он разрастется в большую проблему. Грех влияет на здоровье; я спрашивал  о том, как избавиться от греха. Отец Максим ответил, что это надо делать в храме. Можно и дома, только надо искренне каяться; если человек искренне кается, то он плачет; подробное объяснение, как надо прожить жизнь, чтобы не попасть в ад;  нужно уметь прощать, нельзя на кого-нибудь держать зло; когда родился Сын Божий, то зародилась любовь, потому что Бог есть любовь; на каждый вопрос отец  Максим давал ответ, такой разговор понравится даже человеку, который не верит в Бога.

Другие статьи номера
Православный календарь