Поиск по архиву

Газета "Боровский просветитель" № 5

РАЗДЕЛ: УРОКИ ИСТОРИИ
Духовный смысл Смутного времени

 

 

Патриарх Гермоген родился около 1530 года. Происхождение Гермогена остается предметом споров. Есть мнения, что он из рода Шуйских, либо из Голицыных, либо незнатного происхождения. Возможно, он происходил из Донских казаков. Еще подростком ушел в Казань и поступил в Спасо-Преображенский монастырь, где его религиозные взгляды укрепились. Первые достоверные известия о Гермогене относятся ко времени его служения священником в Казани в конце 1570-х годов. В 1580-х годах был священником в Казани при Гостинодворской церкви святителя Николая Чудотворца. По отзывам современников, священник Ермолай уже тогда был «муж зело премудростью украшенный, в книжном учении изящный и в чистоте жития известный».В 1579 году совершилось явление чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Будучи еще священником, он, с благословения тогдашнего Казанского архиерея Иеремии, переносил новоявленную икону с места обретения в церковь, где служил священником. В 1587 году, после смерти жены, имя которой история не сохранила, постригся в монахи в Чудовом монастыре в Москве.

Митрополит Казанский

13 мая 1589 года хиротонисан во епископа и стал первым Казанским митрополитом. 9 января 1592 года святитель Ермоген направил Патриарху Иову письмо, в котором сообщал, что в Казани не совершается особое поминовение православных воинов, жизнь положивших за веру и Отечество под Казанью, и просил установить определенный день памяти воинов. Одновременно он сообщал о трех мучениках, пострадавших в Казани за веру Христову, из которых один был русский, по имени Иоанн, плененный татарами, а двое других, Стефан и Петр, новообращенные татары. Святитель просил разрешения вписать их в синодик, читавшийся в Неделю Православия, и петь им вечную память. В ответ Патриарх прислал указ от 25 февраля, который предписывал «по всем православным воинам, убитым под Казанью и в пределах казанских, совершать в Казани и по всей Казанской митрополии панихиду в субботний день после Покрова Пресвятой Богородицы и вписать их в большой синодик, читаемый в Неделю Православия». Повелевалось вписать в тот же синодик и трех мучеников казанских, а день их памяти поручалось определить святителю Ермогену. Святитель объявил патриарший указ по своей епархии, добавив, чтобы по всем церквам и монастырям служили литургии и панихиды по трем казанским мученикам и поминали их на литиях и на литургиях 24 января среднею памятью. Святитель Ермоген сохранял твердость в вопросах веры, активно занимался христианизацией татар и других народов бывшего Казанского ханства.Практиковалась и такая мера: новокрещеные народы переселяли в русские слободы, изолируя от общения с мусульманами. В сентябре 1592 года участвовал в перенесении мощей Казанского архиепископа Германа (Садырева-Полева) из Москвы в свияжский Успенский монастырь.

Около 1594 года в Казани на месте явления Казанской иконы был сооружен каменный храм; тогда им была составлена «Повесть и чюдеса Пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани». В октябре 1595 года участвовал в открытии мощей святителей Гурия и Варсонофия, обретенных в ходе перестройки собора в казанском Спасо-Преображенском монастыре, и составил их первое краткое житие.

Митрополита Гермогена хорошо знали в Москве. Присутствовал он во время избрания на царство Бориса Годунова; участвовал во всенародном молении при Борисе под Новодевичьим монастырем. В 1595 г. он ездил в Углич для открытия мощей удельного Угличского князя Романа Владимировича. Лжедмитрий включил его в состав Боярской думы как известного и влиятельного человека. Но там Гермоген показал себя противником Лжедмитрия: выступил против избрания патриархом Игнатия и потребовал православного крещения Марины Мнишек. Лжедмитрий приказал исключить его из Думы и сослать в Казань. Приказ выполнить не успели в связи с убийством Лжедмитрия.

Патриаршество

3 июля 1606 года в Москве Собором русских иерархов святитель Гермоген был поставлен Патриархом Московским. Оставался сторонником Василия Шуйского, поддерживал его в подавлении восстания южных городов, отчаянно противился его свержению.

Был ярым противником семибоярщины, несмотря ни на что, пытался организовать выборы нового царя из русского рода (первым предложил эту должность Михаилу Романову).Скрепя сердце, согласился признать русским царем Владислава Сигизмундовича при условии его православного крещения и вывода польских войск из России.[3] После отказа поляков от выполнения этих условий, стал писать воззвания к Русскому народу, призывая его на борьбу. С декабря 1610 года Патриарх, находясь в заключении, рассылал по городам грамоты с призывом к борьбе с польской интервенцией. Благословил оба ополчения, призванные освободить Москву от поляков. Грамоты, рассылавшиеся Патриархом по городам и селам, возбуждали русский народ к освобождению Москвы от врагов. Москвичи подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Совместно с некоторыми предателями из бояр они насильно свели святого Патриарха Ермогена с Патриаршего престола и заключили в Чудовом монастыре под стражу. В Светлый понедельник 1611 года русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к Патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом ему смертной казнью. Святитель твердо отвечал:

«Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за Православную веру».

Уже из заточения Ермоген обратился с последним посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей.

17 февраля 1612 года, не дождавшись освобождения Москвы, умер от голода.

http://ru.wikipedia

 

8 декабря 2011г., в Москве в Общественной палате РФ состоялись слушания, целью которых стало обсуждение подготовки празднования 400-летия преодоления Смуты XVII в. на Руси и восстановления российской государственности. «Урок преодоления Смуты, урок созидания народного единства, урок вразумления народом элиты должен быть не только достоянием исторических судеб, этот урок, я в этом убежден, важен для нашего будущего» - подчеркнул во вступительном слове протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества, инициировавший слушания. В обсуждении приняли участие священнослужители, видные представители научных кругов и общественности, руководители властных структур различного уровня из Москвы и регионов, исторически связанных с Народным ополчением 1611-1612 гг

Смута - это тяжелейшая внутренняя болезнь народа, и хотя внешние факторы нельзя сбрасывать со счетов, все же не они были определяющими. Народ раскололся, брат шел на брата. Более того - не было единства и в Русской Православной Церкви. Это была национальная катастрофа, первая, и, увы, не последняя.     Вот поэтому тема  слушаний в Общественной палате не юбилейные здравницы в честь достопамятных побед и достижений, а попытка анализа событий Смутного времени и определение путей выхода из подобных кризисных ситуаций.

 Великая Смута в России - это не только глубокий идеологический, политический и социально-экономический кризис, поразивший правящую элиту, но в неменьшей степени, это кризис всего народного духа, утратившего, вследствие отступления от христианского пути милосердия, любви и служения ближнему, духовно-нравственные ориентиры. Жестокость, зависть, корысть, братоненавистничество, властолюбие, забвение о «едином на потребу» господствовали в российском обществе в предыдущую Смутному времени эпоху. Предержащие власть уничтожали друг друга. Раздрай в правящем классе между боярской элитой и региональным дворянством - служивыми людьми, а также внутри казачества, как активно действующей политической и военной силы, доходят и до самого низу российского общества - крестьян и холопов.

Следствием опричнины с ее казнями и пытками, карательными походами на Тверь и Новгород, а также других форм репрессивной политики Иоанна Грозного, явились расшатывание устоев страны, разорение экономики, социальная напряженность, страх и всеобщая духовная отчужденность. Общество было подавлено и деморализовано. В это трудное время открылось поле для широкой и активной деятельности разного рода безответственных авантюристов, «лихих людишек». Противоборствующие в жестокой кровавой борьбе стороны, не искали помощи Божьей, а призывали иностранных интервентов.

Неурожаи и страшный голод, обрушившиеся на Россию в царствование Бориса Годунова по попущению Божьему, стали своего рода «пусковым крючком», запустившим целые лавины различных народных движений.

 ...И лишь, когда сам народ по Божественному вдохновению принял на себя гражданскую ответственность, осознав ее как необходимый духовный выбор, он испытал чувство внутреннего единства. И в этом единстве нашли основу для приложения своих сил все народности и вероисповедания единой России - христиане, мусульмане, буддисты (а первые тайши - правители калмыцких улусов принесли присягу на верность правительству Василия Шуйского в 1607 г.), не обращенные еще в христианство язычники - все они были гражданами одной страны, ведомые Богом к предстоящему победному торжеству.

 ...Но главной силой, обуздавшей Смуту начала XVII в. все же была Русская Православная Церковь. Если задуматься, то другой такой силы и не могло быть - когда распалось все: вертикаль власти, экономические отношения, социальные, даже семейные, только общая вера могла дать импульс объединению, дать нравственную оценку происходящему и призвать к покаянию.

Преодоление Смуты - это одновременно еще и яркий исторический урок строительства подлинного гражданского общества. Поэтому события 400-летней давности сохраняют актуальность и в наши дни. Каждый, кто задумывается о будущем Отечества и о сегодняшнем положении дел, понимает острую необходимость укрепления главных устоев, жизнеспособности России, восстановления народного духа и национальной идентичности.

 

Из выступления Я.В. Леонтьева, доцента МГУ, доктор исторических наук

на слушаниях в Общественной палате

 

 

Другие статьи номера
Православный календарь