Газета "Боровский просветитель" № 5 (2012)
РАЗДЕЛ: СОБЫТИЕ
Пояс единения
В праздник Рождества Христова Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ответил на вопросы корреспондента телеканала «Россия-1» Евгения Ревенко.
Приведем фрагменты этого интервью, с полной версией которого читатели могут ознакомиться на сайте Патриархия.ру
- Ваше Святейшество, что было главным для Вас, для Церкви, для общества, какое событие Вы могли бы поставить на первое место, что стало определяющим?
- Это трудный вопрос, потому что на него нет объективного ответа - каждый человек смотрит со своей точки зрения. Но человеческая точка зрения, конечно, не соответствует взгляду Бога на человеческую историю. И поэтому только по прошествии времени, когда более контрастной становится картина, когда уходят полутени и серая краска исчезает, когда видно, где добро, где зло, люди дают более трезвые оценки происшедшему. Поэтому и мой взгляд на минувший год будет, конечно, субъективным, но вот о чем хотел бы сказать.
Было много важных событий в политике, экономике, в социальной жизни, было много положительного - но было и то, что очень разочаровывало людей. С религиозной точки зрения, все эти события отражают некую динамику жизни, которая лично меня заставляет о многом задуматься. Что происходит с современным человеком? Мы реально становимся лучше? У кого-то есть ощущение, что мы - как личности, как семьи, как народ - становимся лучше, крепче, сильнее, разумнее. Мы с легкостью используем современные технологии, у нас возникает чувство всемогущества: у одних - от того, что у них слишком много денег, у других - потому что они прекрасно овладели компьютерными технологиями и делают то, что не могли делать в прошлом. А на самом деле это является могуществом или нет? Тема ценностей является самой важной, и от того, что мы называем ценностями, и зависит расстановка событий по шкале.
Для меня самым потрясающим событием было принесение Пояса Пресвятой Богородицы, которое всколыхнуло все наше общество и которое помогло людям увидеть уровень религиозности в нашей стране. Пояс больше месяца находился у нас. Как подсчитали те, кто стоял рядом со святыней, прошли почти три с половиной миллиона человек. А если бы Пояс Пресвятой Богородицы находился в течение года? А если бы мы провезли Пояс по больницам, по домам престарелых, по сиротским домам, по воинским частям, по местам лишения свободы - какую цифру мы бы тогда имели? Все это свидетельствует о том, что вера очень глубоко внутри человека, и к счастью, несмотря на исторические потрясения, а таких было много, особенно в XX веке, генетически мы храним веру.
И пока вера живет в нашем народе, мы не потеряем шкалу ценностей, тогда нам никто не заморочит голову, тогда мы действительно сохраним способность жить. А когда человек сохраняет способность к Жизни - не к физиологической жизни, но к жизни культурной, духовной, интеллектуальной, - тогда есть надежда.
Поэтому принесение Пояса Пресвятой Богородицы дало мне великую надежду. И как бы скептически ни смотрели некоторые, у нас есть надежда на то, что вера - великая твердыня, основа нашей национальной жизни - существует .
- Пожалуй, многомиллионное паломничество к Поясу Пресвятой Богородицы, столько желающих прикоснуться к православной святыне - это было впервые в новейшей истории России. Но как бы Вы могли оценить это событие с точки зрения того, что в нашем обществе довольно сильные антиклерикальные настроения? Почему вдруг возник такой запрос на чудо - ведь многие такое количество паломников называли чудом?
- Что касается антиклерикальных настроений. Есть миф о росте антиклерикальных настроений в обществе. У нас есть значительный рост антицерковной и антирелигиозной составляющей в средствах массовой информации. Но это не отражает настроения людей, это отражает лишь то, что вера и Церковь становятся более видимыми, более значимыми для жизни людей и встречают сопротивление тех, кто не чувствует веры в сердце, кто не связывает с верой в Бога свое будущее, кто считает своей задачей борьбу с религиозными убеждениями. Эти люди ведь никуда не улетучились - они присутствовали на протяжении долгих десятилетий в нашей жизни; кроме того, современный потребительский образ жизни содействует формированию агностических настроений. Люди не задумываются о великом, о вечном, о святом, о добре, о зле - они думают о деньгах и о том, как их потратить. И эти два фактора - рудиментарная антирелигиозность советского времени плюс этот новый потребительский контекст - действительно формируют в определенной части нашего общества некое безразличие к религиозной идее. Такие люди иногда становятся питательной средой для распространения антирелигиозных убеждений, чем и воспользовались те, кто профессионально работает в области антирелигиозной пропаганды, как мы бы сказали в советское время.
Действительно, современный образ жизни как бы вытесняет Бога. Вот Вы сказали о чуде, а что такое религия? Религия - это связь с Богом. Человек обращается к Богу и в ответ на это получает просимое. Поэтому каждая молитва - это чудо. Если бы я не переживал это чудо в своей жизни, я бы никогда не надел рясу, я бы нашел, чем заниматься, но только потому что я с детства слышал и чувствовал, как Бог отвечает на мою молитву, я стал не просто верующим человеком, глубоко верующим, - я всю свою жизнь этому посвятил.
Вот некоторые говорили: «Пошли, мол, к какому-то кусочку материи, - это же язычество, это же суеверие». Но, во-первых, слово Божие говорит нам о том, что через материальные предметы божественные энергии передаются в наш физический мир. Тень проходящего апостола Петра исцеляла больных. Платок, который держали в руках апостолы, исцелял больных - об этом в Новом Завете сказано, поэтому даже самые рационально мыслящие христиане, самого крайнего протестантского толка, и то признают факт, что в Евангелии говорится о чуде. А в Ветхом Завете? Вся Библия - это Священная история, в центре которой присутствует чудо. А иначе и быть не может, потому что в ответ на молитву Бог дает нечто, чего не может обеспечить реальность, и человек это воспринимает как чудо.
Поэтому нет никакого особого запроса на чудо - как он проистекал из религиозного чувства, так и сейчас проистекает, ничего нового не происходит. И через многие, многие годы, если Бог еще потерпит род человеческий и все мы, или наши потомки, будем существовать, люди так же будут верить в Бога, призывать Его имя и, получая просимое, исповедовать это чудо в своей жизни.
- Все мы прекрасно помним, что еще в 2008 году Вы принимали участие в масштабном проекте «Имя России» и во многом благодаря именно Вам тогда на первое место вышел благоверный князь Александр Невский. С точки зрения дня сегодняшнего, того накала страстей, которые кипят порой на наших улицах, какой, Вы полагаете, лидер нужен сегодня России?
- Когда закончился раунд по выявлению героя, который стал именем России, то в одной из своих передач Никита Сергеевич Михалков, который защищал Столыпина и который, несомненно, был расстроен тем, что не Столыпин стал именем России, замечательно подвел результат всей дискуссии. Он сказал: «Я еще раз подумал и пришел к выводу: если бы Александр Невский был президентом, он непременно взял бы Столыпина премьер-министром».
Мне кажется, что идеальные черты этих двух замечательных исторических персонажей должны быть примером для власть имущих. Нужно ориентироваться на то, что канонизировано в сознании нашего народа, что глубоко почитается всем обществом.
А в чем, собственно говоря, должна проявляться в приоритетном плане власть высших должностных лиц? Ведь приоритеты в работе всегда связаны опять-таки со шкалой ценностей. Думаю, невероятно важным качеством, которое во многом будет определять и приоритет повестки дня, является чувство ответственности человека перед Богом. Если это верующий лидер, он ни на минуту не должен забывать о своей личной ответственности перед Богом. Это Бог его привел к власти - через людей, через какие-то механизмы, но Бог допустил, что тот или иной человек воспринял эту великую ответственность, и Бог с него будет спрашивать не только за его личные грехи и прегрешения, но и за все то, что он сделал или не сделал для народа.
- Наверное, состояние общества зависит от того, как чувствует себя отдельно взятая семья, и Вы уже затронули тему большого количества разводов. Действительно, печальная картина. В Православии о семье говорят как о малой церкви, другие скажут, что это ячейка общества. Но возможно, что в эти минуты, когда мы с Вами говорим, решается чья-то судьба. Кто-то стоит на пороге разрыва. Что Вы как пастырь и как Предстоятель может сказать тем людям, которые сейчас, в эти минуты, решают - быть или не быть вместе?
- Кризис семьи - это кризис любви, а без любви человек жить не может. Когда мы разрушаем семью, мы разрушаем любовь. Любовь и удовольствие - это не синонимы. Очень часто нам что-то не нравится в семейной жизни, что-то становится некомфортным, как говорят современные люди, и, устремляясь к достижению какого-то комфорта, благополучия, мы идем на то, чтобы разрушить свою собственную семью. Этого делать нельзя. Это очень трудно понять современному человеку, но Бог этого не пожелал.
Некоторые скажут: «А что же делать, если любовь прошла?» Любовь прошла или проходит в том случае, когда сами люди любовь разрушают. Если эти радостные, сердечные отношения, которыми овеяны первые годы совместной жизни, оба - и муж, и жена - пестуют, поддерживают, лелеют, охраняют, то это чувство сохраняется до гроба. Но если начинается взаимный обман, параллельная жизнь, то все разрушается.
Путь разрушения семьи - это не путь к человеческому счастью. Конечно, бывают исключения, но не будем сейчас о них говорить, потому что в таком случае каждый скажет: «Я и есть исключение». Будем говорить о том, что нужно сохранять семью, потому что это крепость, это дом, это место, где рядом с тобой родные, близкие люди, способные быть рядом и в радости, и в горе. Для того чтобы это было так, нужно все время возрастать в любви - а в любви невозможно возрастать без самоотдачи друг другу. Я об этом часто говорю: любовь должна всегда сопровождаться способностью пожертвовать собой ради другого человека. Если это происходит, если один научился жертвовать собой ради другого, то люди возрастают в любви. Вот тогда ни о каких разводах и речи не идет. Я очень желал бы нашим соотечественникам научиться хранить любовь с первого дня совместной жизни, с тем чтобы как можно меньше наших семей стояло перед страшной проблемой разделения, особенно тогда, когда есть дети, когда страдают не только муж и жена, но и несчастные детишки.
- И еще один вопрос, который я сегодня не могу не задать. Сегодня, в праздник Рождества Христова, с каким пожеланием Вы хотели бы обратиться к нашим зрителям - и как пастырь, и как Предстоятель Русской Православной Церкви, да и просто как авторитетный человек?
- В заключение я бы хотел сказать следующее: храните веру в сердце, умейте или старайтесь учиться подниматься над суетой нашей жизни, обращаться к Небу, пред Богом задавать самому себе неудобные вопросы о том, как я мыслю, что и как говорю, как поступаю - это и есть религиозная жизнь человека. Пусть Господь хранит наш народ, страну нашу в предстоящем нам движении по историческому пути, и пусть 2012 год будет годом Божественной милости.
По материалам
пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси
http://www.patriarchia.ru