Газета "Вестник" №26 - 2013

Страсти по Птолемею

 

Прошло тридцать лет со времени окончания реставрации уникальной фрески «7 небес» в одной из нижних келий южно-восточного  братского корпуса. О чем она рассказывает? В чем уникальность росписи?

 

 

Клавдий Птолемей

 

 Из библейского текста мы знаем, что на четвертый день творения  Господь создал небесные светила, а на шестой - человека. Он создал его разумным и прямоходящим. Современные ученые считают, что это произошло приблизительно 40 тысяч лет назад. Значит, уже тогда Адам и его потомки  могли смотреть  в небо. Одни ужасались, боялись таинственности, верили в предзнаменования, другие любовались неземной красотой  звездного  небосвода. И удивлялись, как же это все устроено?

Шли века. Люди научились наблюдать и пытались анализировать. Но ответа,  как устроен мир не было... В Вавилоне - считали одно, в Древней Греции - другое, в Древнем Египте - третье, в Византии - совершенно иначе. Получалось, что в разных странах мир устроен по-разному. А время шло неумолимо... Что-то забывалось, что-то не нравилось и поэтому не прижилось, что-то было столь нелогичным, что в это не верилось. Но вот  появляется в древней Александрии человек по имени Клавдий Птолемей.  Лично о нем известно очень мало. В энциклопедиях  есть такие факты: «родился около 90 г, умер около160 г в возрасте около 70 лет». Однако  по созданному  им наследию ясно, что он был философом, блестящим математиком, библиофилом, астрономом и картографом. Он навсегда вошел в историю, создав свою систему мира. Основываясь на вычислениях знаменитого математика древности Гиппарха, разделяя воззрения на Вселенную Аристотеля, он написал  трактат «Альмагест»  (в переводе с греческого «Великое построение»).  В 13-ти книгах трактата  Птолемей подытожил все современные ему астрономические сведения и дал обоснование предложенной им системы мира. Он утверждал, что Земля - шарообразна и является неподвижным центром Вселенной. Поэтому его система стала называться геоцентрической. А вокруг Земли движутся Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн и все звезды. Их пути имели  сложные траектории. Эта система в те времена казалась очень правдоподобной. Всем,  к тому же, явно нравилось, что они живут в центре Вселенной! Было очень важно и то, что появилась возможность заранее вычислить движение планет, что давало ориентиры при путешествиях и для создания календаря. Такую систему приняли и христиане, потому что она не противоречила библейским сказаниям о  сотворении мира Богом за шесть дней, о Земле как о средоточии Вселенной, о назначении небесных светил освещать Землю и украшать небесный свод. Но были у Птолемея и противники. Началась борьба сторонников и критиков геоцентрической системы. И, самое удивительное, идет эта борьба, правда, в другом ракурсе, и сейчас. Страсти бушуют уже двадцать третий век! А со времени создания  система Птолемея была общепризнанной почти полторы тысячи лет. Он первым сделал и самую точную на то время карту земной поверхности.

Но наука совершенствовалась, совершенствовались сами методы математических  измерений. И с течением времени астрономы обнаружили расхождение между  положением планет, вычисленных по Птолемею,  и  их реальным нахождением. Подумали, что надо лишь несколько подновить и поправить, усовершенствовав,  существующую геоцентрическую систему. Но оказалось, что дело обстоит гораздо сложнее. Вновь разгорелась яростная борьба сторонников и противников, у которых появилось новое доказательство ошибочности  выводов Птолемея - иная система мира.

Николай Коперник

 

Совершенно другую систему мира предложил польский астроном  Николай  Коперник (1473-1543гг). На основании более современных наблюдений и вычислений он доказал, что, хотя Земля, действительно, шар, и она сама вращается вокруг Солнца. Он высчитал, что это происходит за один год. В то же время Земля еще вращается и вокруг своей оси - за 24 часа, за сутки. Свои выводы он изложил в капитальном труде  «Об обращении небесных сфер». Систему польского ученого назвали гелиоцентрической. Коперник был видным церковным деятелем, что не помешало католической церкви после смерти автора почти на двести лет запретить его труд.

Богословом был и Ньютон (1643-1727 гг). Открыв закон всемирного тяготения,  он подтвердил теорию движения небесных тел и обосновал небесную механику. Он прожил жизнь весьма благополучную и даже был президентом королевского Математического общества.  Не пострадали и его труды. Поддержали  и уточнили систему Коперника  многие выдающиеся ученые XVI-ХVII веков: датчанин Тихо Браге, немец Иоганн Кеплер,  итальянец  Галилео Галилей. Католическая церковь практически до XVIII века серьезно наказывала за отступление  от  птолемеевских  догм построения мира. Например, Галилей долгие годы провел  в заточении, и хотя,  в конце концов, произнес слова отказа и смирения перед  кардиналами инквизиции, на самом деле  не отказался от своих убеждений. Стала крылатой фраза, которую он сказал, выходя из тюрьмы: «А все-таки она вертится (Земля)!» Сторонником системы Коперника был и наш великий ученый М.В. Ломоносов. Помимо научных разработок этой темы, он  по поводу  самого спора написал шуточное стихотворение: 

 

Случилось вместе двум астрономам

                                            быть на пиру.

И спорили между собой они в жару.

Один твердил: «Земля, вертясь,

вкруг Солнца ходит!»

Другой - что Солнце все  с собой

                                       планеты водит.

Один - Коперник был, другой

                                       слыл Птолемей.

Тут повар спор решил усмешкою своей.

Он дал такой ответ:

Что в том Коперник прав,

Я правду доложу, на Солнце не бывав,                                                                                                            

Кто видел простака из поваров такого,

Чтобы вертел очаг кругом жаркого?»

 

В России даже в XVI веке  признавалась только  старинная византийская космология, известная с VI века. Земля представлялась плоской, над нею возвышался неподвижный купол неба. Под ним ходят небесные тела, которые движут ангелы. Изображение двух систем: и Птолемея, и Коперника - в нашей стране появилось только при Петре I.

По стихам Ломоносова мы видим, что споры об истинности той или другой системы продолжались и позже. Во времена царствования императрицы Елизаветы гелиоцентрическая система была запрещена, признавалась лишь геоцентрическая, в правление Екатерины Великой все было наоборот. Кстати, к этому периоду принадлежат гениальные строки Ломоносова из его оды «Вечерние размышления о Божием величестве при случае великого северного сияния»:

 

Открылась бездна, звезд полна.

Звездам числа нет, бездне дна!

 

Какая чарующая и величественная  картина полночного небосвода! И какое «поле» для научной деятельности.

После Отечественной войны 1812 года была вновь запрещена гелиоцентрическая система. Затем она опять стала господствующей, а Птолемей был забыт.

Но и в конце ХХ века  снова вспыхнули страсти - споры по поводу системы Птолемея. Английский ученый Р. Ньютон (другой, не тот, что открыл закон всемирного тяготения) объявил, что Птолемей - ленивый плут, что он использовал вычисления Гиппарха, не проверив их. И в результате одна из основных составляющих величин (не буду утомлять вас названиями) была дана с ошибкой в семь лет. На что  другой английский астроном  Гингеринг ответил: «Когда Ньютон и Эйнштейн тоже будут объявлены обманщиками, только тогда готов я и Птолемея отнести к их числу. Пока же я предпочту называть его великим астрономом античности».

А теперь подробнее поговорим о фреске «7 небес» в одной из нижних келий юго-восточного братского корпуса Свято-Пафнутьева Боровского монастыря. Роспись изображала семь небес с планетами по системе Птолемея. Фреска была выполнена в графической манере. Семь планет семи небес нарисованы в виде окружностей диаметром от 50 см до двух метров. Все планеты имеют свои небеса, по которым они ходят. Около каждой планеты реставраторам удалось прочесть семь надписей с названиями планет и величиной их удаления от Земли. Правда, птолемеевский порядок следования планет друг за другом был несколько изменен. Все семь небес поддерживают цепи, отходящие от Сатурна. Реставраторы смогли открыть еще одну важную надпись. Сообщалось, что фреску в 1824 году после восстановления  архимандритами и братией монастыря, сожженного французами, написал иеродиакон Серафим. А в восстановленных  на сводах кельи надписях сообщались имена архимандритов, при которых сожгли монастырь французы и при которых после войны монастырь возродился. Интересно, что же находилось в этой келье? Библиотека, помещение для ученых занятий? Эти предположения приходят на ум потому, что в одном из классов Царскосельского Лицея, где учился А.С. Пушкин, находится идентичная фреска. В Лицее это, возможно, был кабинет астрономии. Поскольку здание Лицея - крыло Ектерининского  дворца - было построено в 1790 году, значит, и при Екатерине II, и в1824 году при Александре I систему построения мира Птолемеем можно было изображать совершенно свободно, без запрещения.                                                                                                                                        Не удивительно, как были поражены реставраторы, обнаружившие старинную фреску под слоями штукатурки и побелок, как радовались, когда разгадали, что она изображает. А с каким интересом и энтузиазмом  они ее восстанавливали! К сожалению,  и  руководитель  работ по  реставрации всех  монастырских фресок Л.С. Муравьев-Моисеенко, и талантливый  художник-реставратор А.В. Розанова уже ушли из жизни. Но оставили по себе добрую память. А фреска «7 небес», возможно, самая  скромная по изобразительным средствам изо всех многоцветных и сложных росписей  в монастыре, на самом деле, совсем не маловажна по смыслу. Она повествует о ярких страницах истории человечества, о его трудном пути к звездам.

Алла Тагиева

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.