Газета "Вестник" №26 - 2013
Праздник Троицы: как победить разделение внутри себя?
Человек живет не один. Не добро быти человеку единому (Быт. 11:18). Но это жительство - когда он живет не один - как раз и должно быть по образу Божию, по подобию Божию.
Подготавливая нас к дням Святой Троицы, сошествия Святаго Духа, Святая Православная Церковь приводит нам евангельское чтение о том, как Господь молится Отцу Своему Небесному перед Своими страданиями: Да eси едино суть, якоже Ты Отче во Мне, и Азе Тебе, да и тии в Нас едино будут... (Ин. 17:21).
Именно единение на основе любви к Богу и любви между собою есть исполнение этих слов Спасителя, есть уподобление Богу. И поэтому, когда этого нет, то главного-то и нет.
Почему так? Да потому, что тогда есть образ Божий - разум, есть - воля, а вот любви-то как раз и нет.
И поэтому апостол говорит:
Аще имам пророчество, и вем тайны вся и весь разум, и аще имам всю веру, яко и горы преставляти, любве же не имам, ничтоже есмь (1Кор. 13:2).
Мы видим, что вся земная жизнь построена так, чтобы всех разделить, расколоть, растащить, поссорить. Этим занимается дьявол. Прежде всего - оторвать от Бога и разорвать между собой.
Образ этого дан в обыденной жизни. Отец, завещая своим детям жить в мире и дружбе, говорит:
«Возьмите веник. Попробуйте его сломать.» Как ни ломают, он все держится. «Теперь, - говорит, - ломайте по одному прутику». А по одному сломать легко. Вот эта политика, этот метод - «разделяй и властвуй» - это сатанинский метод. «Соединяй, объединяй воедино» - это Божественное желание.
Да будут едино, якоже Мы едино есмы (Ин. 17:22).
В день Святой Троицы Святая Православная Церковь воспевает:
Благословен ecu Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми у ловлей Вселенную, Человеколюбче, слава Тебе.
И дальше продолжает, в чем смысл проповеди апостолов - премудрых ловцов:
Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний, егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа.
То есть и Святый Дух сходит для того, чтобы все соединить. К соединению все призывает. И в наше время мы ясно видим, какой дух царит там, где все стараются разделить. Разделяют церкви, раскалывают семьи, все рушится. То есть полное разделение везде.
Там, где разделение, там - погибель. Всякое царство, раздельшееся на ся, запустеет; и всяк град или дом, разделивыйся на ся, не станет (Мф. 12:25). И все это остается одной и той же истиной во все времена. Так было, есть и так будет.
Поэтому и надо всячески, насколько хватает сил, с помощью Божией бороться, прежде всего, в самом себе с этим разделением. Ведь и человек-то разделен, внутренне разделен. Согласно славим Всесвятаго Духа. А тут получается: есть желание - а часть нашего естества этого не желает. Желает душа - не желает тело. Все нужно призвать к согласию и соединению.
Поэтому целомудрие в высшем смысле - это и есть целостность.
Почему состояние чистоты человека называется целомудрием? Потому что душа в плотском непосредственно не участвует, она соприкасается с ним только через тело. Дух, который от Бога и который к Богу стремится, и тянется, и воздыханьями сердечными устремляется, должен и душу приводить к этому состоянию.
Потому-то цельность человеческого существа влечет за собой цельность всего общения - и с окружающими людьми, и со всем Mиpoм. Так что целомудрие касается не только тела и души, целомудрие касается веры - когда все цельно, все едино.
Арий - еретик, отделившийся от единства Церкви, по-старославянски слово, которым он был назван, даже неприлично звучит - «блудник духовный». То есть духовное отделение - это как духовный разврат. Еще более страшный, чем телесный. Если плотское состояние греховно, но оно бывает временным, связано только с каким-то периодом жизни человека, то духовное разделение, духовная измена есть страшный грех, который не смывается с души даже мученической кровью.
Поэтому важно всеми силами сохранять целостность, чистоту православной веры. О своих грехах, конечно, просить у Бога прощения, но самое главное - стараться хранить веру, ибо, как сказано, праведный от веры жив будет (Рим. 1:17).
Поэтому в день Святой Троицы мы просим у Бога, прежде всего, укрепления веры. И, конечно, любви. Это - две основы, которые знаменуют собой истинное христианство, и отсутствие или ослабление которых есть главный признак конца Mipa. Сын человеческий пришед убо обрящет ли си веру на земли? (Лк. 18:8). И за умножение беззакония, изсякнет любы многих (Мф. 24:12). Вот то, что сказано о последних временах.
Поэтому испросим в этот день сошествия благодати Святаго Духа, чтобы Господь укрепил нашу веру, помог нам сохранить чистоту православной веры и в сердца наши вселил любовь, без которой нет истинной веры. Аминь.
Протоиерей Валериан Кречетов