Газета "Вестник" №18 - 2013

Великий пост: может ли еще поститься современный человек?

  

Почему у российских православных христиан особое отношение именно к Великому Посту, ведь Успенский не менее строг? В чем его особенность? Как прочувствовать, пережить Великий Пост деловому человеку, многодетной маме? Об этом и о многом другом - в беседе протоиерея Андрея Лоргуса, ректора Института христианской психологии, которая прошла в культурном центре «Покровские ворота».

 
 

Окончание. Начало в № 16

 

Устав как традиция

Церковный год представляет собой строго расписанный уставом богослужебный цикл. Сюда входят песнопения, чтения, чтения во время службы, чтения вне службы. Сюда входит празднование святым, сочетания праздников. Например, в этом году начало Крестопоклонной недели совпало с Благовещением.

Все эти сочетания предусмотрены уставом. Причем некоторые сочетания дают по своей вариативности порядка 25 разных случаев, и они все указаны в Типиконе: «Аще случится Благовещение в 6-ю неделю постов» - свой устав. «Аще случится Благовещение в субботы 2-й, 3-й, 5-й, 6-й седмице» - свой устав. То есть на все случаи жизни в Типиконе есть своя глава: как служить, какие песнопения, какие тропари, какие евангельские чтения и так далее. Все это там прописывается так, что чтец, певец, священник, дьякон открывают эти книги и  служат по единообразному уставу на всей территории Русской Православной Церкви.

В значительной степени это наш русский устав, наша русская традиция. В Болгарии другой устав, схожий, но другой. В Сербии устав похож на болгарский. Они больше питаются греческой традицией, у греков, соответственно, другой устав. Мы во многом не совпадаем. У нас пасхалия одна, а вот богослужебный устав может очень разниться: русский православный устав складывался на протяжении тысячи лет нашего христианства.

И здесь Великий Пост действительно отличается от остальной части года. Поэтика Великого Поста совершенно особенная, ни с чем не сравнимая. Напевы другие, хотя гласы те же. Структура этих напевов сохраняется, но появляется другая мелодическая структура. Даже по поводу простого «Господи, помилуй» написано «постовое „Господи, помилуй"».

Иными словами, Великий Пост - это особый мир. Особый мир слов, текстов, мелодий, толкований, смыслов, пониманий. Он складывался долго, в течение веков. Складывался под влиянием самых разных факторов, главным образом, конечно, под влиянием греческого православия, греческого языка. Потому что все наши богослужебные тексты переведены с греческого, лишь небольшая часть написана славянскими авторами, русскими авторами на церковнославянском языке.

В этом есть свои трудности, потому что были переводы прямые, как бы подстрочник. Их очень трудно понимать, они наименее удачные и  действительно нуждаются в обновлении. Потому что язык живет, развивается. А перевод нуждается именно в богословском осмыслении. Каждый тропарь богослужения имеет богословский смысл. Вся эта поэтика - это не просто воспевание восходов и закатов, красоты природы или евангельского события. Там везде есть богословский смысл.

Потому что церковные поэты - это, в основном, монахи. Для них создание того или иного произведения было, по сути дела, богословской работой. Если взять Триодь Постную, хотя бы первую часть, она читается от недели «О мытаре и фарисее» до пятницы шестой седмицы. Так вот там все - догматическое богословие. Читая тропари, можно изучить догматическое богословие русского православия. Поэтика богослужения умная, это как духовная аспирантура. По высоте своего догматического изложения, по сложности поэтического изложения, да и еще все это поется.... Это красиво и умно!

 

Молитва
с переводом

Мелодии - тоже часть богословия. Естественно, что воспринять это можно только тогда, когда вы все время в церкви, каждый день слышите Вечерню, Утреню.

Кто знает все тонкости богослужения? Кто читает эти тропари и кондаки Триоди Постной от корки до корки? Это чтецы и певцы. Священнику читать некогда. Он Постную Триодь слушает. Но при этом еще служит. При этом может исповедовать, совершать Литургию... А вот чтецы и певцы - те единственные люди, которые этот благоуханный сад церковной догматической поэтики воспринимают. Именно они - реципиенты всей этой церковной мудрости. Эти шесть лет, с 1982-го года до моего рукоположения в диаконский сан в 1988 году, и были моей школой. А потом было некогда. А жаль!

 Доступна ли эта сторона Поста для работающего человека? Недоступна. Она недоступна для большинства священников, недоступна для большинства монахов, которые не служат в храме, а несут послушание на кухне или на ферме. Она недоступна большинству тех, кто работает в храмах, кроме чтецов, певцов. Я благодарю Бога, что я был чтецом более шести лет - у меня было время все это читать, не только во время службы, но и после нее.

Когда я учился, то составлял конспекты, выписывая особо интересные песнопения и чтения, потому что действительно для меня открывался особый мир. Другого способа познать все это для меня не было. К сожалению, у нас нет таких школ, кружков, которые разбирали бы Постную Триодь. У нас мало евангельских кружков, а уж кружков по разбору богослужебных текстов совсем нет.

Это наша средневековая древность, но в ней смысл, тот самый православный великопостный смысл, который мы ищем.

Чтобы провести Великий Пост с пользой, нужно читать богослужебную литературу. Кстати говоря, она вся переведена на русский язык. Вся Триодь Постная переведена на русский язык. И Октоих переведен. И это действительный вход в мир Великого Поста.

Что же такое Великий Пост? Не только еда, чтение, но и молитва. Ведь все богослужебные тексты - это молитва. Первый раз читаете - незнакомо. Прочитали перевод. Прочитали с подстрочником, может быть, с толкованием, с комментарием. «Ага! Теперь я понимаю!» Теперь вы может молиться. Вы читаете по-славянски, но уже понимаете, о чем идет речь. И это совсем другая молитва. Это как раз та молитва, без которой пост невозможен. Умная молитва - когда ваш разум вместе с сердцем молится.

 

Выйти за дверь
обыденности

Но повторю риторический вопрос: возможен «умный пост» для человека, который работает 5 дней в неделю, а в субботу и воскресенье должен сделать еще что-то по дому? Видимо, нет. А возможно ли это для людей, которые служат,  в армии, в милиции или в МЧС? А возможно ли это для людей, которые больны? Нет. А возможно это для детей? Нет.

А возможно это для многодетной матери, у которой хозяйство, дети, кухня и все прочее? Нет. А возможно это для мужчины, который работает, который думает не только на работе, но еще и дома, у него звонки и письма? Нет.

Тогда для кого? Вы скажете: для монахов. Но я отвечу, что нет. Потому что современные монахи трудятся, трудятся, трудятся и трудятся. У них послушание, у них график. Кто-то служит, кто-то на кухне, кто-то ездит по закупкам...

Как же быть тогда? Как войти в Пост? Как включиться в этот огромный, очень сложный, очень динамичный и не очень понятный мир Великого Поста? Что нужно для этого сделать? Оказывается, для этого нужна революционная вещь. Надо «выйти за двери своей обыденной жизни». «Закрыть дверь на замок, ключ положить в карман, и отправиться в иной мир, мир церкви, мир Великого Поста». И это два разных мира. Они по-разному устроены, и они создавались не друг для друга.

Если вы думаете, что эти два мира совмещаются, то вы ошибаетесь. Они кое-где пересекаются, это верно. Они пересекаются в наших сердцах, они пересекаются в нашей семейной жизни, они пересекаются в наших смыслах. Но наша обыденная жизнь, которая наполнена работой, семейной ответственностью, заботами, родственными отношениями,  этот церковный мир в себя не принимает, он другой. Мне очень жаль, когда каждое воскресенье я вижу в храме целые православные семейства с множеством детей, с няньками, с бабушками, иногда с дедушками. Они приходят в храм, дети причащаются, они встречаются, они рады друг другу, они общаются, они что-то слушают и молятся. Но то, о чем мы с вами говорим, остается для них где-то в стороне.

В воскресные дни Великий Пост практически уходит на второй план в богослужебном смысле. Октоих, то есть то, что читается каждый воскресный день в последовательности гласов от первого до восьмого, выходит на первое место. Поэтому по воскресеньям Великий Пост не очень ощущается. За исключением особенностей каждой недели. У нас Великим Постом каждая неделя особенная. Первая неделя была - Торжество Православия, почитание икон. Вторая неделя - свт. Григория Паламы, потом Крестопоклонная, преподобного Иоанна Лествичника, Марии Египетской и так далее. Но это лишь маленький «слой». А все то, что читается в Триоди Постной, когда большинство людей в церкви не бывает, «воскресные прихожане» не знают. Это жаль, но это так.

Так что же делать деловому человеку? «Закрыть двери обыденной жизни и уйти из нее». Как ни странно, но это единственный, на мой взгляд, путь погостевать в Церкви в Великий Пост. Это называется «поговеть» - в славянском языке есть такое слово. Уехать ли в монастырь, отправиться ли в загородный приход, который близок к даче. Походить в церковь, взяв отгулы.

Я знаю работающую женщину, которая с большой любовью относятся к православному богослужению, она на Страстную седмицу берет отгулы. Чтобы успеть все приготовить, чтобы походить на службы. Одна моя любимая старушка, которая воспитала много детей, церковное семейство, раньше пекла куличи на второй, третьей и пятой седмицах Поста и складывала их в морозилку, с тем, чтобы на Страстной не заниматься ничем, а только ходить на службу, которую она знала наизусть.

То есть нужно «вырезать» из своей жизни время обыденности и перейти в другой мир, перейти в мир Великого Поста. Экстравагантное поведение, но я не знаю другого способа, как душе своей дать почувствовать иной способ бытия, тот самый церковный способ бытия, который и подразумевается под названием Великий Пост. А вы, наверное, думали, что Великий Пост - это гречка без масла?

Ибо церковь не от мира сего...

 

Без подчинения

Есть тенденция, которая заключается в том, чтобы подчинить обыденность, всю нашу жизнь церковному кругу, смыслу, порядку, уставу. Но это невозможно. Есть другая тенденция - приспособить Церковь к сегодняшней обыденной жизни: к политике, к производству. Высказывали такие предложения:  служить Литургию в воскресенье часов в 12, чтобы дети высыпались, чтобы мужчины, которые работают постоянно, высыпались.

А нельзя ли перейти на новый календарный стиль? Почему такая разница? Короче говоря, различные предложения по унификации русского православия, для того чтобы оно стало более современным. Некоторые даже говорили: «Почему мы приходим в церковь, а нет исповеди. Как у католиков хорошо: пришел, сел в исповедальню, тут же батюшка подходит. А у нас только в определенные часы, и тоже... еще и не допросишься».

Обе эти тенденции существуют, но, я думаю, что никогда соединения не произойдет. И слава Богу, потому что это два разных мира. Это не означает, что наша повседневная жизнь совершенно не может быть наполнена православным религиозным смыслом. Может. Это не означает, что наша современная жизнь настолько противоречит Церкви, духу Евангелия, что они несовместимы. Но и не сводимы одна к другой, не соединимы.

Это значит, что для нас с вами, для наследников русского православия, существует особая культура, которая когда-то, была единой с общественной обыденной культурой. Они совпадали. Но в современной жизни они не только не совпадают, они приходят друг с другом в конфликт. Современная православная культура - культура отдельного мира. Так сложилось в нашей жизни. Мы не можем это изменить. Так изменился мир. Почему? Это другой вопрос. Но на сегодняшний день - это два мира с очень разной ритмикой жизни.

Великий Пост - это уединение, тишина, размышление. Для того чтобы вслушаться в богослужебную поэтику, нельзя прийти на час, послушать, помолиться и уйти, потому что надо настроиться, посидеть в тишине, может быть, даже в темноте. Можно помолиться, можно прийти в храм до начала службы, посидеть, успокоиться, утишиться, утихнуть внутри, когда все суетливое уйдет. Ведь вы, может быть, замечали, что  в конце богослужения у вас все внутри как бы все утихомирилось, улеглось, наступила тишина. Так вот с этого момента только и начинать надо было службу. А вы уже должны уходить. А служба уже закончилась! То, что в конце наступает, на самом деле должно было быть началом.

После окончания богослужения не бежать тотчас на работу или по делам,  а посидеть в тишине, как бы в себе все аккумулировать, воспринять. Дать улечься смыслам, постепенно переходя за порог церкви: во двор, в шум, в суету. Еще было бы важно, чтобы во время богослужения не вспоминать, когда ребенок придет домой, что он съест,  будет ли он делать уроки или будет сидеть за компьютером.

Необходима внутренняя сосредоточенность, чтобы можно было сконцентрироваться на чем-то. И, конечно, не злиться на соседей, которые неправильно свечку передали. Или шумят, или шуршат каким-то особенно звонким пакетом. А у кого-то телефон не выключен, и хозяйка не может его найти в своей сумке, которая стоит на подоконнике в притворе. И вот на это все не раздражаться,  чтобы внутри были покой и тишина. Но как это сделать в нашей современной жизни? Я не знаю. Если вы думали, что я вам дам рецепт, вы ошиблись.

Я просто могу поделиться с вами своим опытом, что самое сосредоточенное время Великого Поста, которое я провел в своей жизни, это были те годы, когда я был дворником и чтецом.

Может быть, когда-нибудь вам удастся пережить Великий Пост в какой-нибудь своей монастырской поездке, когда вы можете остаться в монастыре на несколько дней, на неделю. Только главное - не попасть в руки к отцу эконому, чтобы он не послал вас на послушание, тогда с молитвой ничего не выйдет. И когда паломник говорит: «Но я же приехал помолиться!» - в ответ ему что говорят? «Послушание паче поста и молитвы». Вот на этом Великий Пост и закончится.

Итак, что же такое пост? Пост - это инструмент, инструмент аскетики. Пост нацелен на нашу телесность, на психофизическую сторону личности. А смысл его духовный и душевный: постясь телом, мы преследуем духовные задачи. Мы утруждаем тело, а целью нашей является душа. Значит, сам пост - инструмент для того, чтобы преобразилась душа. Хотя бы немножко.

Великий Пост - это не просто подготовка к причащению, время, удобное, чтобы дополнительно не поститься, а причащаться почаще. Это уже мы так его используем, это уже наши ухищрения. Великий Пост - это исключительное время, когда мы можем со своей жизнью сделать что-то такое особенное: взять и переключить все выключатели - раз - и совершенно другая жизнь. Мы не можем себе этого позволить в нашей современной жизни. Увы, не можем. Мы живем другой жизнью.

Поэтому наше отношение к Великому Посту должно быть в сознании вот этой нашей немощи. Мы можем себе что-то из этого выстроить, особенно когда человек живет более или менее свободным от семейных обязанностей. Когда мы живем в семье и связаны друг с другом ответственностью и обязанностями, ничего особенного не сделаешь: у нас есть общий ритм, общий график, общее хозяйство, общий календарь. И тут мы должны друг другу подчиняться - и это главное.

Но когда мы можем себе позволить, мы можем выстроить свою жизнь как-то иначе.

Можем выстроить ее так, чтобы в ней было, скажем, время Великого Поста. Сколько вы из этого времени возьмете себе - день, два, неделю, может быть, в разрыв: два дня на первой, два дня на Крестопоклонной, четыре дня на Страстной. Так многие поступают. Но вписать Великий пост в свою обыденную рабочую жизнь - это будет какая-то редукция. Это не будет Великий Пост в полном смысле слова.

Весь Великий Пост  современный человек, будь то монах, или священник, или мирянин, едва ли может прожить так, как этого требует устав.

www.pravmir.ru

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.