Газета "Вестник" №18 - 2013

КАК ЖИТЬ, ЧТОБЫ НЕ СТАТЬ ПРЕДАТЕЛЯМИ ГОСПОДА?


  

Наступает Страстная неделя Великого поста. Мы будем воспоминать страшные события: Господь был предан Иудой, ученики Христовы отреклись от Него, апостол Петр трижды сказал, что не знает Господа Иисуса Христа, архиереи и книжники, элита иудейского общества, признали преступником Спасителя мира и предали Его на суд, и суд этот приговорил Господа к распятию; Господь за грехи нас, людей, взошел на Крест; страдания Господни видели ученики Христовы и Матерь Господа Иисуса Христа. Мы совсем недавно воспоминали, как праведный Симеон сказал  Ей: «оружие пройдет душу Твою», - и вот наступает время, когда мы будем вспоминать и это событие.


И вот Господь вошел в Иерусалим. Как повествует нам Писание, произошло это следующим образом. В Вифании была Вечеря, на которой Господь трапезовал с апостолами, с воскресшим Лазарем. Мы помним, что за день до этого Господь воскресил  Лазаря, и об этом знало большинство  жителей Иерусалима.

И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, - пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову.  Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира?  Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее. Но Иисус сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня. Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете. (Мк. 14:3-7) Господь, который всегда говорил о том, что все, что вы сделаете для ближнего -  для меня сделаете, сейчас говорит совсем другие слова.

Почему? Да потому, что всему свое время. Есть время, когда мы должны целиком, без остатка посвятить себя нуждающемуся. Но есть время, когда на первом плане должен стать Господь, должна быть молитва, должно быть служение истине. Не всегда мы должны заниматься делами любви к ближнему, чтобы не произошла подмена; чтобы не была забыта главная заповедь - заповедь любви к Богу. Во всем должна быть мера,  всему должно быть свое время. Постом нужно и поститься, и молиться, и помогать ближнему.

Но когда наступают дни Страстной седмицы, то мы должны помнить, какую жертву Господь принес ради нас и всецело посвятить эти дни сугубой молитве. Но есть те нуждающиеся, которые и дня порой не могут прожить без нас. Не бросать же их?

Нет, бросать их не надо, им нужно уделить то время, которое необходимо, чтобы не принести им боль, чтобы не оставить их без пропитания, остальное же время мы должны посвятить сугубой молитве. И эти слова касаются не только дней Страстной седмицы. В любое время может случиться так, что перед нами будет стоять выбор: посвятить ли свою жизнь делам добродетели или пострадать за Господа, перенести лишения, а может, даже страдания и смерть ради Христа. И вот этот выбор мы должны сделать правильно.

Когда от нас требуется молиться - мы должны молиться; когда от нас требуется помочь ближнему - мы должны помочь ближнему; когда от нас требуется исповедание веры - мы должны последовать за Христом и явить твердость в вере православной.

И вот дальнейшие слова из Писания: «Совещаша же архиереи да и Лазаря убьют». Почему иудеи, духовенство иудейское хотят убить Лазаря? Да потому, что народ пришел посмотреть не только на Господа, но и на воскресшего Лазаря, потому что воскрешение из мертвых - это то событие, которое свидетельствовало о несомненной истине, о том, что слова Христовы есть истина и Сам Господь Иисус Христос есть воплощенный Бог, есть Спаситель мира, долгожданный Мессия.

Но не всем было приятно принимать Господа. Ведь жизнь иудейского народа могла измениться и должна была измениться. Господь говорит: «не мир я принес, но меч», то есть разделение.

Но рано или поздно может наступить момент, и он наступает, когда человек должен сделать выбор: он должен следовать туда, куда ведет его Господь. И вот Господь вел к Себе иудейский народ, а затем через апостолов - и весь мир. И это серьезные изменения: от буквального исполнения ветхозаветных заповедей - к заповеди любви, той заповеди, которая нарушала субботу ради пропитания, ради исцеления ближних. Той заповеди, которая изменила весь мир, сделала весь мир христианским. И вот это произошло  - и не все могли это принять.

Видимо, книжники и фарисеи боялись потерять власть над народом и поэтому решили распять Господа. Но этим распятием они  погубили себя, ибо всему миру, всей вселенной теперь проповедано Евангелие, весь мир знает, что воскрес из мертвых Христос. Воскрес - и нас воскресит.

И вот Господь идет на вольные страдания. Народ рад, народ ждет своего Мессию, народ устилает путь Господень ветвями и встречает Его как царя. Тот народ, который меньше чем через будет кричать: «Распни, распни его»!

Посмотрим в свое сердце, в свою душу - не так ли мы поступаем, радуясь в храме о Празднике Господнем, не распинаем ли мы Господа в сердце своем грехами, страстями, теми поступками, которые не могут быть достойны христианина. Не распинаем ли мы Господа в лице ближних своих, нанося им обиды и скорби, боль, которая может быть даже неисцельной, которая останется на всю жизнь в их сердцах? Если так - тогда вспомним слова Господни: «что вы сделали для ближнего, то вы сделали для меня». То есть мы оскорбили Господа, оскорбили и обидели настолько, что это можно приравнять к Его распятию. Да, мы умеем радоваться, мы умеем встречать Господа, но мы также умеем Его предавать.

Почему? Да потому, что как для иудеев, так и для нас часто Господь - это не любящий Отец, который есть самая важная часть нашей жизни и объект любви. Чаще всего для нас Господь - это та сила, которая может нам помочь. И большая часть наших молитв - это просьбы о помощи. Меньше всего в молитвах мы благодарим Господа. А ведь если мы посмотрим на свою жизнь, то поймем, что ни дня без Божией помощи мы не можем прожить.

Существует предание, что Господь, входя в Иерусалим, плакал. Плакал Он не только о том, что ученики предадут Его, что встречающие иерусалимляне предадут Его. Он плакал и о нас, потому что мы такие же предатели, мы точно так же забываем о Нем, забываем о смысле жизни, забываем о том, ради чего мы пришли в мир, забываем о вечности.

И когда мы предстанем перед Богом - что мы ответим? Что мы предатели? Что мы преступники? Но дай Бог нам хотя бы в этом покаяться... Апостол Петр трижды предал Господа, но покаялся и получил прощение. Можем ли мы покаяться так, как Петр? Ведь Петр в своем покаянии пребыл до конца своих дней. Как повествует предание, каждый день при пении петуха он плакал, воспоминая о ране, которую нанес Господу, о предательстве, которое он совершил, плакал так, что на лице остались бороздки от слез.

Так и мы впомним  свое вольное, а порой и невольное предательство Господа. И будем просить, чтобы Господь простил нам наши грехи, чтобы мы, встречая в сегодняшний день с этой вербой Господа, не стали бы распинателями и преступниками, не стали бы теми, кто предал Господа. Сохраним твердость в вере, сохраним любовь к Богу и преумножим ее.

Мы постились - и пост, и молитва укрепили нас в вере, пусть эта вера принесет плоды, и главным плодом этой веры да будет любовь - любовь к Богу и любовь к ближнему.

Не будем распинать Господа своими поступками неблагочестивыми, не будем распинать Господа в лице ближнего своего. Каждый из нас должен помнить, что он и есть самый великий грешник. Раз человек понимает свою греховность - значит, может и исправиться. Начало этого пути - осознание своего греховного состояния, осознание того, что нам нужен Господь, Который может войти, как в Иерусалим, и в наше сердце - и в нашем сердце или будет распят, или воссияет фаворским светом.

Так пусть в наших душах Господь обретет себе достойное жилище, пусть наши сердца не оскверняются предательством Господа нашего Иисуса Христа, Ему же Слава во веки. Аминь.
                            

Протоиерей Андрей Ефанов

 

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.