Газета "Вестник" №18 - 2013

Наше сердце не там, где покой и достаток

 

Недавно в издательстве «Духовное преображение» вышла книга  «О воскрешении истории. И не только...», посвященная удивительной истории храма святой великомученицы Варвары в Совьяках. Авторы - Ю. Касиан и Л. Ананьева, супружеская пара. Несколько лет своей жизни они собирали материалы, раболи в архивах и на  основе своих изысканий написали книгу. Они не были ни архивистами, ни историками. Он - известный потомственный костоправ, она - экономист. В храм в Совьяках попали случайно - ехали на экскурсию в «Этномир», а непогода остановила их у храма. И они пошли на службу. История храма их удивила, но еще больше покорило души житие святой великомученицы Варвары, в честь которой и был возведен храм.

Храм  в честь великомученицы Варвары в Совьяках

 

Трагическая и прекрасная история  Варваринского храма привлекает людей глубоко верующих, готовых ради храма на большие жертвы. Прежде всего надо отдать должное семье А.М. и И.С. Шевелевых. Это они героически стали поднимать из руин храм в Совьяках, не будучи олигархами и не располагая капиталами. Получили благословение на восстановление храма и возрождение прихода от духовника Свято-Пафнутьева  Боровского монастыря отца Власия. Написали прошение владыке Клименту. Он с ними встретился, обещал помощь через благочинного, благословил на создание часовни Новомучеников Российских, помог с получением земли под часовню. И Шевелевы начали самое трудное, но главное дело своей жизни - восстановление храма на родине своих предков. Сколько  сложностей было! Они и не предполагали, что им предстоит пережить.  Пришлось многодетной семье продать свою московскую квартиру, чтобы расплатиться со  строителями. Невозможно описать те трудности, которые пришлось им преодолеть, прежде чем вновь поднялся из руин прекрасный храм.  Самым страшным врагом на их пути было равнодушие. И не случайно последней книгой Инны Сергеевны стала книга «Экспертиза совести», где звучали  и боль, и уныние. Дело не в том, что она не по-христиански выплескивала обиду, а в  том, что эта отважная женщина волновалась, что не успеет закончить восстановление храма. У нее было больное сердце, болезнь она скрывала, но  знала, что долго не проживет. И она спешила и просила о помощи.  Господь дал ей радость увидеть перед кончиной и храм под крышей,  и появление настоятеля отца Василия Минаева, который завершил восстановление храма, сменил временный купол. Храм  предстал в своем первозданном виде, возродилось  забытое   определение, что он - один из самых изящных храмов земли боровской. И самое важное - возродилась духовная жизнь общины. Молитвенно вспоминают в храме благотворителей, жертвовавших на восстановление храма: А.В. Голицина, Ксению и Алексея Денисовых, руководство московской реставрационной фирмы «Третий Рим», председателя боровского лесхоза В.В. Волостных, москвича А. Азбукина, семью Касаткиных. И еще многих, кто помогал своим трудом.  Они не пожалели ни средств, ни сил своих на восстановление провинциального храма, отдаленного от всех центров, с небогатым приходом. Не знали покоя,  не заработали  славы, не имели никакой выгоды. Они этого и не искали. Просто сердце их было преисполнено любовью к Господу.

Естественно, все это воспринималось как чудо. И не удивительно, что нашлись верующие люди - авторы будущей книги, которым очень захотелось узнать все о возрожденном храме. Они понимали, что путь их ожидает долгий и нелегкий, работать предстоит и в центральных архивах, и в местных, и в библиотеках. Первое, что надо было выяснить, а где, собственно, стоит этот удивительный храм, что это за место? И  тут началось... Путаница была  во всех документах. Дореволюционные описания сообщали, что каменный  храм стоит у Верейского тракта, в селе с земской школой. И находилось оно в Красносельской волости Боровского уезда. Значит, это было село, если существовал храм. Но в современных документах, в частности, в «Калужской энциклопедии» сказано, что  это деревня (!) Совьяки (б. Савинское, Бобылево, Бобыли). Характерно, что в исторических документах таких вариантов  названий не было. Кому верить? Дальше - больше. Владельцами села назывались дворяне Тургеневы, Унковские, Быковы. Но почему тогда везде указано, что  каменный храм в Совьяках в стиле русского классицизма  начали строить в 1811 году по заказу действительного тайного советника и камергера П.И. Юшкова? Ведь обычно храм  в своих владениях строили  хозяева. А тут почему-то Юшков - среди владельцев такой фамилии нет? Кто он такой? В документах 1776-79 гг. сообщалось, что  церковь великомученицы Варвары была деревянной. Вероятно, позже ее  решили заменить, выполняя распоряжение церковных властей ХIХ века о замене деревянных храмов каменными. Этот процесс шел по всей России.                                                                                                                                          Было понятно и  то, почему храм строили в два этапа. Началось оно в 1811 году, а заканчивалось в 1814-17 гг. Помешала Отечественная война 1812 года. Авторы-исследователи выяснили, что Совьяками владели... совсем не те люди, что были названы в «Калужской энциклопедии». Из «Межевания» 1776-79 гг. стало известно, что  и село Совьяки, и ближняя  деревня Загрязье с пустошами  принадлежали Прасковье и Настасье  Петровым, дочерям Головиным, и Ефиму Дмитриеву, сыну Бегичева. Поскольку это было связано с межеванием (т.е. фактическим владением), то ясно, что  это и были подлинные владельцы. Из дальнейших исследований документов XVIII-XIX веков выяснилось, что дворяне Тургеневы, Униковские, Быковы вообще в Боровском уезде земельных владений не имели. Нужно было узнать,  не приходился ли Юшков близким родственником кому-то из сестер Головиных или Бегичеву. Изучая генеалогию рода Головиных, авторы выяснили интересную подробность: род Головиных ведет свое начало от византийских императоров! Первая мысль - П.И. Юшков мог быть мужем одной из сестер. Но на совьяковских сестрах Головиных П.И. Юшков  жениться не мог - они были  лет на 30-40 его старше. Кем же и кому из них он мог быть близким человеком или родственником, имея к тому же другую фамилию?  Ведь только доверенному лицу можно было поручить такое ответственное дело, как строительство в усадьбе храма. Дотошные авторы изучили   много разных архивных документов и были вознаграждены за упорство и любознательность. Оказалось, что Настасья, младшая из сестер была замужем за Гражданским губернатором Москвы И.И. Юшковым. Вот такие девушки возрастали в боровских краях - могли пленить московского градоначальника. А П.И. Юшков был их единственным сыном. И.И. Юшков был очень богатым человеком. Имел несколько роскошных домов в Москве, громадное имение на Девичьем поле, более 10 тысяч крепостных, коллекцию предметов антиквариата. После его смерти все  имущество досталось сыну и жене. А после ее ухода ко Господу в 1807 году сын стал единственным наследником. И начал весело проживать отцовское наследство. Например, известно, что за три недели он дал восемнадцать роскошных балов. Но, как говорят сейчас, он был фигурой неоднозначной и сделал немало хорошего. В том числе, озаботился постройкой каменного храма в поместье своей матушки. Вероятно, это было  завещание  или просьба его православной  родительницы. Если бы он не сделал этого, то, как пишут авторы, «мог стать изгоем в обществе». В Москве П.И. Юшков унаследовал знаменитый дом-дворец с закругленным углом на Мясницкой, который когда-то купил его  отец. Этот особняк по праву считается подлинным шедевром русского классицизма. После приобретения дома губернатором его  переустраивал сам  Василий Иванович Баженов. А позже он стал знаменит тем, что был единственным домом в центре Москвы, который не сгорел во время пожара 1812 года. 

Иеромонах Иосаф (Марченко)

 

Все специалисты-архитекторы отмечают, что храм святой великомученицы Варвары имеет явно узнаваемые стилевые особенности  и приметы зданий, построенных по проектам В.И. Баженова. Однако знаменитый архитектор умер еще в 1799 году. Впрочем, это не исключает его участия в проекте. Баженов был другом семьи московского губернатора, бывал у них дома. Вполне возможно, что губернаторша  обсуждала с ним  желание построить храм в своем имении. И если не детальный проект, то набросок, идею  архитектор мог предложить. Возможно, что кто-то из тех, кто работал с ним  при переустройстве дома Юшкова и был хорошо знаком с его творчеством, принимал участие в строительстве храма в Совьяках.

Петр Иванович успел завершить храм до своего разорения.  Он был вынужден даже свой знаменитый дом сначала сдать в аренду, а потом и продать, проявив при этом благородство: в доме разместилось Училище живописи, ваяния и зодчества при Московском художественном обществе, из стен которого вышло немало известных русских художников. Он поступил как меценат, хотя дом хотели приобрести купцы и давали гораздо больше денег.

После революции храм постигла общая судьба всех русских православных храмов, но он еще долго использовался для хозяйственных нужд колхоза. Закрыт он был перед войной - в 1938 году. Тогда же по доносу местных жителей был арестован за антисоветскую деятельность последний настоятель - отец Иосаф (Марченко). Вскоре его расстреляли. После войны председатель колхоза одним росчерком пера отдал приказ храм разобрать, кирпичи продать. Что ему  святая Варвара, что ему Баженов или чувства верующих? Большевики приучили с такими «русскими мелочами» не считаться! Все боялись, никто не защитил ни отца Иосафа, ни храм. Кирпичи мгновенно растаскали. А один ретивый тракторист сам вызвался скинуть? крест. Накинул на него трос, рванул. Символ спасения человечества, святой крест рухнул на землю. Но Господь милостив и к грешникам. Случилось так, что, когда храм восстановили,  первую панихиду отслужили там по этому старику-трактористу.

Дом И.И. Юшкова на Мясницкой

 

К сожалению, в газетной статье обо всех фактах,  приведенных авторами в книге, не расскажешь. Поэтому тем, кто интересуется историей  достопримечательностей земли боровской, предлагаю с книгой познакомиться - в Боровском историко-краеведческом музее или в  районной библиотеке.

Алла Тагиева

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.