Газета "Вестник" №18 - 2013

Лазарева суббота


 
 

Вот и закончился Великий пост. Сегодня последний раз пели песнопение, в котором говорится: «Полезную совершили Четыредесятницу».

Сегодняшний день открывает для нас Страстные дни Вхождения в Иерусалим. Господь грядет на Свое страдание, к Своему Кресту и к Своему Вознесению.

Он приходит в дом к Марфе и Марии, где друг Его Лазарь уже четыре дня в аду. Господь приходит, чтобы извести его из гроба.

Вся эта богослужебная неделя была посвящена шествию Христа в Вифанию: и в песнопениях этой недели, и в великопостной стихире говорилось о смерти Лазаря: как Лазарь, уже умерший, лежит во гробе,  как он сходит во ад и видит там души всех от века скончавшихся людей,  которые окружают его в надежде и чаянии пришествия Господа. И сам Лазарь  со всеми умершими в аду пребывает. Друг Божий - в аду, друг Божий - в смерти!.. И вот к этому другу Божию грядет Господь. И так же Он придет к каждому из нас, потому что Он сказал Апостолам: «Я вас не рабами называю, а друзьями своими».

К каждому из нас, как к Лазарю, идет Господь, потому что каждый из нас в этом мире умер, потому что грех убивает, отделяет человека от Бога. А там, где человек отделен от Бога, там не может быть никакой жизни, ведь Господь есть жизнь, и если человек не с Богом, то он в смерти пребывает. Все остальное, что люди почитают  за жизнь, - все временное, все умирает... А все, что причастно к смерти, к жизни не причастно. 

Хотя сердце  стремится к жизни и плачет о том, что мы умершие, о том, что хочется жизни настоящей, но когда грех поражает нас, когда мы принимаем грех по своей собственной воле, наше поврежденное состояние  влечет нас уйти от Бога, все время влечет нас в смерть. Несмотря на то, что мы, подобно Лазарю, смердим уже своими грехами, что нам самим от этого смрада тяжело, мы понимаем, кто мы есть и что мы есть, мы ничего с собой сделать не можем, потому что своими грехами заключили себя во гроб, связали, запеленали  и пошевелиться иногда не можем для того, чтобы выйти на свет Божий, чтобы выйти к жизни. Но  Господь все равно к нам  идет. Он идет   так же, как Он идет в Вифанию, так же, как Он пришел к Лазарю. Он идет для того, чтобы каждого из нас, связанного грехами по рукам и ногам, как был связан пеленами Лазарь, от них разрешить и спасти.

Господь приходит и очень любовно, и очень легко, одним только Своим словом , как одним только словом Он Лазаря из гроба позвал, так и нас - одним только словом любви и милости разрешает от наших грехов, дает нам возможность прикоснуться к жизни, прикоснуться к настоящему, прикоснуться доподлинно к самому Христу, прикоснуться к Его любви, к Его жизни, и от этой любви - воскреснуть,  и трудиться над собой, и идти вслед за Ним. Идти так, как Апостолы за Ним пошли, как  воскрешенный Лазарь пошел за Ним до конца. Господь изводит нас из смерти, потому что нет другой  жизни, как только жизнь во Христе.

В одной молитве Василия Великого говорится: дай мне ночь живота моего прийти... то есть ночь этой жизни. Мы называем эту жизнь - ночью, чтобы встретить свет Христова воскресенья. Если мы не живем здесь, как Лазарь - в жизни будущего века, если в нас воскресение не проросло до конца, то мы и не живем совсем. Нам очень важно понять, что мы сейчас, на земле,  в жизни будущего века пребываем,  живем уже воскресением Христовым.

Помышляют потом иудеи Лазаря убить, свести обратно во гроб, чтобы свидетельство веры, истины Господней не воссияло для всех. Но разве можно убить того, кому Господь даровал жизнь? Так же и мы: если Господь даровал нам жизнь, значит, она должна свидетельствовать о Нем, должна всем показывать, как благ Господь, что Он есть истинная наша жизнь. Истинная наша жизнь должна быть свидетельством воскресения из мертвых, свидетельством пасхальным, тем,  с чем Апостолы пошли по миру и этот мир к жизни вечной приобщили  через свою собственную жизнь. Господь этого и от нас ждет: чтобы мы, воскресшие от греха, освобожденные от пут греховных, шли всегда вместе с Ним и никогда никуда от Него не отходили. Аминь.
    

Протоиерей Алексий Уминский

 

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.