Газета "Вестник" №17 - 2013
Все мы учимся...
Суть проблемы в том, что ее ребенок не слушает маму и, по ее мнению, он, что называется «трудный». Мальчик совершенно неуправляемый, всячески старается все делать ей наперекор. Я у нее спросил: «Когда он повышает на вас голос, вы начинаете кричать на него в ответ?» Она утвердительно покачала головой. Я продолжил: «Понимаете, в чем дело, если вы хотите от ребенка какого-то поведения, просто продемонстрируйте ему это поведение. В частности, если ребенок стал говорить с вами на повышенных тонах, то большинство родителей по неопытности тоже начинают повышать голос, чтобы «заглушить» ребенка. Взрослому человеку, как правило, это удается. Но что запоминает ребенок: хочешь, чтобы тебя слышали, - кричи громче, ори! Следовательно, когда ребенок повышает на вас голос, то вам, наоборот, нужно говорить тише. И через некоторое время он сам начнет говорить тише, потому что этому он научится у вас».
Так у нас постепенно завязался разговор, во время которого знакомая сказала, что с пару дней назад она с большим интересом прочитала книгу известного православного психолога Галины Калининой «Трудные вопросы воспитателя». Я попросил женщину поделиться своими впечатлениями о ней. И вот, что она сказала:
- После прочтения этой брошюры я подумала: «Как же многому взрослым нужно еще учиться, сколько ошибок ежедневно допускают родители не то что в воспитании, но даже в простом общении со своими детьми. А ведь они не могут ждать, пока их мама и папа «поумнеют», то есть станут более мудрыми и совершенными родителями... Годы идут, малыши становятся самостоятельными, взрослеют. И копируют нас, взрослых, да так, что становится страшно: как безобразно мы порой себя ведем. Хорошо быть верующим - всегда можно воззвать к Богу: «Господи, вся на Тебя надежда, помоги, исправь то, что я не так сделала в воспитании моих детей, дай мудрости правильно себя с ними вести и показывать им достойный пример для подражания...» - и тогда, усиленно работая над собой и полагаясь на милость Божию, можно надеяться на то, что дети вырастут если не гражданами царства Небесного, то хотя бы добрыми, сильными, ответственными и нравственно здоровыми людьми.
«В первую очередь, это мы с вами должны научиться вере, надежде и любви. И только тогда, когда мы начнем работать над собой, мы увидим не только недостатки наших детей, но и узнаем ответ на вопрос: «И откуда это у него такие скверные привычки, неуверенность в себе, дурные манеры» |
Действительно, воспитание детей в современном мире - задача не из легких. Возможно, сейчас это труднее, чем когда бы то ни было из-за нынешнего кризиса института семьи. К сожалению, люди разучились быть родителями, способными воспитывать детей полноценными гармоничными личностями. Зачастую они и сами таковыми не являются. А педагогические ошибки родителей наносят, практически, не поправимый вред их детям. Порой, став уже взрослыми, им приходится прилагать массу усилий, чтобы измениться, избавившись от заложенных в детстве неправильных взглядов на мир и самого себя, глубинных комплексов и страхов. И тут, помимо работы с психологами, важнейшую роль играет укорененность человека в православной вере. Именно благодаря ей человек вырабатывает в себе навык самонаблюдения и борьбы со своими страстями, слабостями...
Женщина продолжила: «В своей книге Галина Калинина неоднократно говорит о том, что, воспитывая ребенка, родителю, в первую очередь, надо работать над собой. Только в этом случае можно получить положительные результаты. «Мы, взрослые, - пишет она, - не всегда можем проявить терпимость к особенностям других людей» и «такому поведению ребенок учится у нас».
«Родители должны следить за тем, что они говорят в присутствии детей, даже если предполагают, что те «не слышат» или «не понимают». Большинство видов нетерпимости и способов ее проявить детям «подсказывают» именно родители». «Терпению надо не только учить, терпению надо учиться и самому», - продолжает Галина Калинина. И далее она приводит несколько ценных советов родителям: «Почти все дети по разным причинам не справляются с темпами, заданными взрослыми... А что же делать? Нельзя же оставить ребенка делать все так, как ему удобнее? Конечно, нельзя. Правильнее так:
До 7 лет: «Давай достроим дом, а потом». «Я досчитаю до десяти, и когда досчитаю». «Давай я пока соберусь, а ты долепи зайца». «Пообещай мне, что ты прокатишься еще один кружок, и тогда пойдем домой». «Я тебя еще один раз прокачу, и - все. Только один раз». Вместо того чтобы тратить десять минут на рев и упреки, лучше твердо скажите: «Можно, но ОДИН раз. Пообещай, что после этого мы пойдем дальше». Не поддавайтесь на «еще разочек», и вы поможете ребенку научиться держать слово. Сначала в малом, потом и в большом.
Уважать ребенка не значит ему потакать и все позволять, подстраивая под его причуды свою жизнь. Уважать - значит понимать,... что ваш ребенок, несмотря на малолетство и неопытность, - полноценная личность, обладающая свободой воли, совестью, разумом и чувствами... Назидание и наказание, совершенные с любовью и без гнева за действительные проступки должны быть соотносимы по своей силе с ними». |
После 7 лет: Напомните минут за 20 до назначенного времени: «Скоро тебе пора ужинать, спать, делать уроки...», «У тебя есть еще 12 с половиной минут», «Мадмуазель, девушка из благородной семьи в это время уже», «Поздравляю, ваше время истекло. Труба зовет, карета подана. Точность - вежливость королей». Главное - не срывайтесь сами. Не топайте ногами, не кричите, не угрожайте, не хлопайте дверьми и не стучите предметами. Ребенок вас очень хорошо слышит. Проявите уважение, дипломатию и твердость. Если необходимость вынуждает вас к немедленным действиям, твердо и решительно, но обязательно весело и жизнерадостно, приказывайте! Не вступайте в препирательства и торговлю, примените физическую силу - обнимите за плечи и уведите. Не дергайте, не трясите, не пинайте, как это часто бывает, особенно в обращении с мальчиками.
Отдернуть и оттолкнуть можно от огня, с проезжей части и т.д. Из неправильной компании, с горки или от телевизора можно только увести. Иначе в душе ребенка вспыхнет обида, которая не прибавит взаимопонимания... Уважать ребенка - не значит ему потакать и все позволять, подстраивая под его причуды свою жизнь. Уважать - значит понимать, что ваш ребенок, несмотря на малолетство и неопытность, - полноценная личность, обладающая свободой воли, совестью, разумом и чувствами... Назидание и наказание, совершенные с любовью и без гнева за действительные проступки, должны быть соотносимы по своей силе с ними».
Часто взрослые, будучи в плохом настроении, теряют самоконтроль, неоправданно сильно наказывают детей за малейшую провинность. А затем, чувствуя перед ребенком вину, пытаются как-то загладить свой проступок и просить прощения у чада. По мнению Галины Калининой: «Если вы ощущаете вину перед своим ребенком за допущенные вами грехи гнева, саможаления, раздражительности, лености - не извиняйтесь за них перед ребенком и не просите у ребенка прощения за неуместные сцены. Даже если вы совершили ошибку, кайтесь в ней перед Богом, но не демонстрируйте свою беспомощность перед теми, для кого вы должны быть опорой и авторитетом. Так, главнокомандующий, на плечах которого лежит ответственность за армию и судьбу страны, проиграв сражение, не просит прощения у солдат за свою недальновидность и просчеты. Он советуется с доверенными военачальниками, а перед солдатами произносит ободряющую речь».
Женщина, видя мой интерес к этой теме, еще с большим энтузиазмом продолжила: «Эта небольшая книжка содержит множество полезных советов, с помощью которых взрослые смогут лучше понимать ребенка и правильно себя с ним вести. Женщина полезла в сумочку, достала книгу, на страницах которой было много подчеркиваний маркером, и стала ее цитировать. «Никогда не учите ребенка давать сдачи, отвечать силой на оскорбление или обиду. Даже мальчика... Лучше поговорить с ребенком, объяснить ему ситуацию. «Видишь, этот мальчик дерется. Он делает плохо (не мальчик плохой, а поступок!). Сам так никогда не делай. Нельзя никого обижать. Отнимает игрушку? Отойди и играй с другими».
«Внушите ребенку, что лучше быть обиженным, чем обидчиком. Потому что обиженный утешится, а обидчик останется с пятном зла на душе... Приучайте ребенка к анализу своих слез, так как нравственно здоровый человек должен осознавать истинные мотивы своего горя».
«Не пинайте «провинившуюся» дверь, о которую чадо стукнулось лбом. Лучше придумайте какой-нибудь утешительный стишок или присказку и, обняв ребенка, прочтите ее, потом переключите его внимание на другое занятие, другую игрушку».
«Если ребенок подвержен вспышкам агрессии, то чаще всего к трем годам он уже делает это намеренно. Ребенок полностью осознает, что своими словами может обидеть другого. Более того, именно в этом его цель - обидеть, задеть побольнее. В этом случае тоже виноваты родители, - возвращаясь к теме родительской ответственности, замечает Галина. - Именно излишняя опека или попустительство (которое, как известно, является проявлением внутренней нелюбви к ребенку) порождают в маленьком человеке ненависть и обиду на мир. Страсть гнева коренится в гордости, гордость - в неумении любить себя и жажде овладеть чувствами других. Если ваш ребенок агрессивен, значит, ему не хватает любви. Любви всепрощающей и горячей, любви, которую мы сами можем обрести только в Боге, и только от Него ей научиться».
Женщина, увлеченно листая книгу, сказала: «А вот, послушайте, что она пишет о поведении родителей, когда кричащего малыша с трудом удалось успокоить. Естественно, в этот момент нервы родителей на пределе: «...ребенок уже и думать забыл о своих капризах, а надутая и нервная мама или бабушка все еще поминает ему проступок и пилит, и пилит, и пилит... вот вас бы так, что бы вы сказали тогда?.. Не замыкайтесь в своих взрослых думах, и вы увидите, что ребенок перестанет привлекать к себе внимание столь неестественным образом. Ведь капризные дети - это результат или плохого здоровья, или занятых собой родителей».
Женщина коснулась и темы детских игрушек:
- Мало кто из родителей задумывается над тем, во что играют их дети и что даст их ребенку новая игрушка. Вот что об этом говорит автор «Трудных вопросов»: «Неправильно выбранная игрушка может настолько навредить ребенку, насколько нужная ему игрушка - помочь и быть полезной. Меня впечатлил рассказ одной женщины по поводу современных игрушек и способов игры с ними: «Однажды я попросила детей принести свои любимые игрушки. Конечно, у большинства девочек это оказались всякие барби, а у мальчиков - разные монстры, солдаты, киборги и прочее. В душе мне было жаль деток - ведь так грустно играть с подобными игрушками. Но ничего. Я деткам и говорю: «Все мы знаем, что сейчас в мире происходит много плохого. Война, болезни, много бедных людей. Давайте играть так: вот барби - это наша девочка Варенька, которую похитили и превратили в гордую и злую Барби, чтобы она все-все забыла - и папу с мамой, и родину. Но однажды она все вспомнила и сбежала домой. По дороге она встретила много разных несчастных девочек, таких же, как она, и тогда они решили объединиться и помогать всем-всем. Однажды к ним пришел ужасный на вид страшила (мальчик с монстром). Ему было очень горько, что он такой страшный, ведь внутри у него было благородное и мужественное сердце (мотив «Аленького цветочка»). И он решил помогать девочкам победить зло и защищать их». Так все продолжается в этом духе, пока все барби не получают русских имен, не отдают свои красивые платья обратно злым волшебникам и не начинают шить сами (шьют дети) одежду для себя и для деток (дочки-матери). Дети усыновляют сирот, помогают друг другу, побеждают злых солдат, которые потом раскаиваются и начинают строить замок для всех одиноких. В общем - смесь из всех сказок. Суть в том, что игрушки, а с ними и наши детки, должны преобразиться и научиться отличать фальшивое золото нарядов и злую грубую силу от подлинной красоты, смелости и благородства. Сюжеты смело черпайте в добрых сказках, перекраивайте их на сегодняшний лад и учите детей играть. Потом они заиграют сами, но верные акценты добра и зла вы расставите...»
Также молодая мама отметила:
- Автор этой книги обращает наше внимание на то, что «дети, как и взрослые, не любят суетливости. Детей, как и взрослых, оскорбляет невнимание и поверхностное отношение к их жизни. И если вы научитесь останавливаться, да еще при этом призывать Бога в молитве, то в вашу душу постепенно войдет тишина, так необходимая для того, чтобы научиться слышать и слушать и себя, и ребенка».
Вот такой у нас получился разговор... Полностью соглашусь с автором «Трудных вопросов», что главное в воспитании - это любовь к детям, а не стремление сделать их совершеннее. Возвращаясь к теме ответственности родителей за свое поведение в семье, хотелось бы отметить: ребенок нуждается в том, чтобы верили - что он хороший, сможет, достигнет, что у него все получится. А для этого родителям нужно верить и в себя, осознавая, что каждый из нас очень ценен для Бога.
Здесь уже я не удержусь и процитирую Галину Калинину (по совету женщины я приобрел эту книгу в храме): «В первую очередь, это мы с вами должны научиться вере, надежде и любви. И только тогда, когда мы начнем работать над собой, мы увидим не только недостатки наших детей, но и узнаем ответ на вопрос: «И откуда это у него такие скверные привычки, неуверенность в себе, дурные манеры и т.п.?»... Мы, родители, сами должны полюбить жизнь, а не убегать от нее в телевизор, фантастические романы, посиделки с пивом и компьютерные игрушки. Тогда дети, видя наше участие в этой жизни, наше деятельное участие в преобразовании мира, тоже научатся любить и ценить жизнь, а не убегать от нее по нашим же следам... Жизнь - она не на далеких островах с пальмами и покоем, жизнь - в тысяче маленьких добрых дел, которые мы можем сотворить. И тогда радость войдет к нам в сердца. Потому что всякий, надеющийся на Бога, не постыдится в своей надежде».
Андрей Сигутин