Газета "Вестник" №17 - 2013

Новый этап соработничества

 

Тезисы выступления на пленарном заседании

XIV Свято-Пафнутьевских образовательных чтений начальника отдела по делам

молодежи и работе с общественными  организациями Фонда социально-культурных инициатив 

Дмитрия Александровича Вдовых

 

 

 

Ваше преосвященство владыка Никита!

Дорогие отцы, уважаемые организаторы и гости

XIV Свято-Пафнутьевских образовательных чтений!

 

Приветствую вас по поручению   Светланы Владимировны Медведевой, президента Фонда социально-культурных инициатив (ФСКИ)1, председателя Попечительского совета Национальной программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России». Фонд социально-культурных инициатив призван инициировать и поддерживать государственные и общественные инициативы, служить на благо культурного развития и социального благополучия России.

Развитие современной цивилизации происходит по принципам глобализации, вечные ценности оттесняются новыми, на первый взгляд, заманчивыми ценностями материальной культуры  общества потребления. Естественный ход истории ставит перед каждым государством задачу не раствориться в лоне западных или восточных народов, не потерять свою идентичность. Вопросы преемственности поколений, сохранения истории и культуры собственной страны в начале ХХI века  звучат как никогда остро.

С начала Российской  государственности  Русская Православная Церковь во все трагические периоды истории являлась и до сих пор является не только хранителем православной традиции и памяти народа, но и мерилом нравственной жизни общества.

Теснейшее сотрудничество Церкви и государства в новой России неслучайно: именно вместе, «всем миром» мы сможем возродить нашу великую державу.

Главная тема XIV Свято-Паф-нутьевскихчтений -  соработничество Церкви и государства, касается, прежде всего, нравственного воспитания подрастающего поколения. И дай нам Бог найти те слова и осуществить те дела, которые  помогут нашим детям осознать величие своей  Родины и ценность накопленного предыдущими поколениями опыта, чтобы сформировать  в них прочную духовную основу для нелегкого труда во благо России.

Проблемы современной семьи, духовного развития подрастающего поколения - вот те ключевые вопросы, без решения которых говорить об экономическом, культурном и любом другом росте не имеет смысла. Поэтому ФСКИ приоритетами своей деятельности определил именно эти направления, по которым осуществляет ряд проектов. Следуя тематике Чтений, остановимся на четырех проектах ФСКИ, где на деле видны плоды соработничества Церкви, государства  и  общественных организаций.

«День семьи,
любви и верности»

Проект разработан для широкого празднования в городе Муроме всероссийского семейного праздника,  приуроченного ко дню поминовения православных русских святых Петра и Февронии Муромских. День семьи, любви и верности начинается праздничным богослужением и крестным ходом. Празднество в Муроме традиционно проходит в день рождения города. На берегу Оки собираются до 75 тысяч человек - муромчан и гостей города из других регионов страны. 

 Одно из общих мероприятий, объединяющих празднование во всех уголках России и в зарубежных странах,   -  вручение Медали «За любовь и верность» супружеским парам, прожившим в браке 25 и более лет.

 

«Подари мне жизнь!»

Акция под таким названием проводится Фондом социально-культурных инициатив при поддержке Министерства здравоохранения и социального развития РФ во многих регионах России в течение нескольких лет. Акция  направлена на укрепление семьи, сохранение семейных ценностей и традиций. По оценке Министерства здравоохранения и социального развития РФ,  наша страна прочно закрепилась на первом месте в мире по числу абортов: искусственным прерыванием заканчиваются 57% всех беременностей. Ежегодно делается до одного миллиона семисот тысяч абортов. Каждый пятый аборт приходится на девочек-подростков до 18 лет. Бесплодны почти 7 миллионов российских женщин. В рамках акции «Подари мне жизнь!» во многих городах страны проводятся Дни открытых дверей в женских консультациях, распространяются  рекламные материалы, организуются фотовыставки просветительского характера с телефонами «горячей линии». «Неделя молчания» - одно из мероприятий акции: в течение недели в женских консультациях не дают ответа на обращение женщины сделать аборт, проводится разнообразная информационная, а также  и духовная работа с женщинами, многие из них меняют свое решение.

 

«Белая Роза»

Целью этого проекта ФСКИ является привлечение внимания к проблемам женского здоровья, особенно женской репродуктивной сферы. Первым этапом этого проекта стало открытие  центра «Белая роза» в Санкт-Петербурге на базе Воскресенского Новодевичьего монастыря. Так на деле проявилось соработничество государства (в лице органов власти города) и общества (ФСКИ) с Русской Православной Церковью. За год работы центр  бесплатно посетили и получили квалифицированную помощь более 40000 женщин. Благотворительные диагностические центры женского здоровья «Белая роза» уже  успешно работают в Санкт-Петербурге и Владивостоке. Планируется открытие центров женского здоровья в Кемерове, Благовещенске, Калининграде, Твери, Архангельске. В данный момент Фонд активно развивает это направление и видит живой отклик на инициативу в различных регионах страны как у представителей Церкви, власти, бизнес-сообщества, так и у простых граждан.

 

«Лучезарный Ангел»

Международный благотворительный кинофестиваль «Лучезарный Ангел» является приоритетным проектом Национальной программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России». В этом году будет проходить юбилейный X кинофестиваль. Его цели: приобщение подрастающего поколения россиян к духовному наследию Отечества; возрождение детского, юношеского и семейного кинематографа; инициирование и поддержка процессов создания, производства и кинопроката «Доброго кино». Кинофестиваль приурочен к праздникам - Дню народного единства и Дню празднования Казанской иконы Божьей Матери, а также школьным каникулам. После фестиваля в Москве проходят региональные  фестивали «Свет лучезарного ангела».

Таким образом, на примере  только четырех проектов заметна разнонаправленность деятельности нашего Фонда. Перспективными для Фонда являются проекты, связанные с вопросами  образования, молодежной политики, патриотической работы.

Мы желаем участникам Чтений удачи и терпения в нелегком деле образования и воспитания молодежи и призываем всех неравнодушных людей присоединяться к нашим инициативам, чтобы вместе потрудиться на благо нашего государства.

 

1Фонд социально-культурных инициатив  создан в 2008 году, ведет активную деятельность в сфере социальной и культурной политики, направленной на духовно-нравственное возрождение, сохранение и развитие национальных традиций российского общества, укрепление гуманитарного сотрудничества. Деятельность ФСКИ в социальной сфере направлена на реализацию программ по улучшению демографического и социального климата в российских семьях; на социальную адаптацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;  на содействие всестороннему развитию молодого поколения; на поддержку  детского творчества; на оказание помощи талантливым и одаренным детям. Проекты Фонда в области культуры ориентированы на важнейшие государственные программы в области культуры и искусства; на расширение и укрепление межрегиональных культурных связей.

 

 

 

 Сохранение речевой культуры как условие возрождения нации

 

Выступление Лактионовой Натальи Яковлевны, кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника Центра политических исследований Института экономики  Российской академии наук, на заседании «круглого стола» секции «Церковь и школа» XIV Свято-Пафнутьевских образовательных чтений 15 марта 2013 года 


 

  

Русский язык - имперский. И на нем до сих пор говорит разрушенная Империя. Именно поэтому наш «великий и могучий» так нелюбим новыми элитами, он изгоняется всеми неправдами и  притесняется вдо сих пор кровоточащих имперских осколках. На постсоветском пространстве навязывается латиница. Совсем недавно Казахстан, ключевой союзник России на постсоветском пространстве, поставил задачу перевести родной язык с кириллицы на «современный» латинский алфавит, подчеркнув укрепившуюся независимость от Москвы. Таково начало наших евразийских устремлений. Хотя стратегически этот вектор абсолютно правильный. Транснациональные элиты, нацеленные на интернационализацию территории Евразии,  заинтересованы в разрушении мощной связки - единого языка, во многом еще (наряду с единой поместной Церковью)  скрепляющего пространство исторической России (или постсоветское пространство). И те же вестернизированные силы (как вне, так и внутри страны), уничтожающие  отечественную систему образования, искажающие историю, заинтересованы в деградации личности, а она и есть носитель русского языка.  Девальвация личности влечет за собой  обеднение, девальвацию языка, хранителем которого выступает великая русская культура. Отторжение молодежи от культурных истоков (с ориентацией на псевдокультуру) означает одновременно уничтожение языковой культуры и той традиционной базы, на которую всегда опиралась нация.

Слово - камертон состояния духа нации, соотнесения себя с Небесами, важнейшая часть нашей идентичности, и поэтому оно требует особого отношения к себе. Сохранение языка - это область национальной безопасности. Именно слово первым подвергается деформации, когда ухудшается национальное самочувствие.  И именно в этой сфере необходима особая бдительность.  То, что спускается сверху, - разрушение традиционной системы образования, сокращение часов на литературу, русский язык и прочее, а также нескончаемый урок безнравственности  в медийном пространстве - воодушевления не вызывает. 

Сегодня есть две разнонаправленные тенденции: в мире (процесс идет снизу) растет интерес к русскому языку (особенно в странах Центрально-Восточной Европы), но речевая культура деградирует в стране, носительнице русского языка. Тем не менее, есть и положительные явления, внушающие сдержанный оптимизм.

Так,   с 2004 г. , по инициативе студентов Новосибирского университета, проходит ежегодная акция  «Тотальный диктант», в рамках которой многие желающие смогли проверить свой уровень знания русского языка. Цель -  популяризация грамотности, сохранение и развитие русской речевой культуры. Причем год от года «диктант» набирает обороты, превратившись со временем из университетского мероприятия в городскую, а затем - в федеральную и даже в международную акцию. В 2012г.  она состоялась одновременно на 116 площадках 85 городов как в России, так и за рубежом.  

Несмотря на некоторые издержки - странное определение «тотальный» и, видимо, закономерный вопрос: почему автором текста диктанта-2011 стал популярный журналист и писатель Дмитрий Быков, а в 2012 г. - молодой литератор Захар Прилепин (может, лучше бы Пушкин?) - тем не менее,  можно только приветствовать набирающее обороты новосибирское начинание. Попутно заметим, что в истории «Тотального диктанта» были и тексты признанных классиков.

Вернемся, однако, к печальным реалиям. Стремление познать себя на ниве грамотности по итогам предыдущих лет и прошедшего мероприятия оказались неутешительными.  (Лишь 1,5% участников написали текст на «отлично», 12% - на «хорошо», 26,5% получили отметку «удовлетворительно», однако абсолютное большинство (58%) из числа писавших диктант имеют «неуд.») .

Тем не менее,  продолжение акции в расширенном варианте говорит о том, что в обществе пробуждается здоровый инстинкт самосохранения. А со временем, быть может, начнется и работа над ошибками, в первую очередь, в плане тех культурных травм и социальных издержек, которые понесло общественное самосознание за два последних десятилетия. Определяющую роль в потере культурных ориентиров сыграли разрушение традиционного образования, ставка на невежество, наступление масскультуры и формирование не способного к восприятию духовных высот виртуального сознания.

Заметим, что  экстраполировать результаты диктанта на все общество, видимо, было бы некорректно. Но даже без социологических замеров ясно, что более грамотным в стране являются  поколения, получившее традиционное образование, приученное читать книги и писать ручкой, даже если со временем они и пополнили собой ряды  Интернет-пользователей. Позволим себе некоторые рассуждения по этому поводу.

Будущий студент вырастает из школьника. Задачи образования всегда определялись необходимостью передать новому поколению базовые ценности, сформировать у него целостное образное мышление и воспитать творческую личность. Сегодня, напротив, многое направлено на расщепление сознания. Живая передача опыта и знаний заменяется мертвой технологией. Массовая компьютеризация школ и даже чуть ли не детских садов - в этом ряду. Ребенок еще не умеет защищаться от агрессивного виртуального пространства, не знает элементарных нравственных норм (что такое «хорошо» и что - «плохо»), он еще не успел полюбить книгу, разобраться в себе и в окружающем его мире, а ему уже открывают Интернет как основной ориентир и дорогу жизни.

Как-то пришлось зайти на сайт одной из московских школ из разряда элитных. Основные разделы оставили вполне благоприятное впечатление, но стоило открыть размещенный здесь же форум - и все заверения школы о том, как она замечательно воспитывает своих учеников, показались фикцией. На форуме дети позиционируют себя в таких позах и в таком виде, словно ты попал на рекламу дома терпимости. У пользователей-школьников совершенно не развита письменная речь, они не умеют вести диалог. Каждый просто самовыражается на уровне так называемых смайлов, а также несуразных восклицаний (типа восторженного «вау!») и никак не соотнесенных с текстом знаков препинания. Образовательные учреждения сегодня замучили всякого рода проверками, но никому нет дела до того, как и чем живут ученики. Им предоставлена пресловутая свобода. Ни школа, ни госкомиссии за самое главное - за воспитание детей - не отвечают. Проверки идут по линии методических материалов, планов и прочих формальных представлений о тех стандартах, которым должна отвечать современная школа. Основная строка отчетности, магистральное направление развития - это степень компьютеризации. Компьютер становится чуть ли не главным критерием учебного процесса.

Вместе с ЕГЭ, разрушением традиции в системе школьного обучения и ставкой на инновации мы пошли семимильными шагами по пути вульгаризации и примитивизации личности. Формируется компьютерныйслэнг, невиданные ранее формы общения. Обозначить предмет двумя словами - это теперь слишком затруднительно. И появляются: «воскреска», «художка», «мусорка», «стиралка», «гостинка». Даже некоторые учителя называют домашнее задание словом - «домашка». А обозначение известных театральных училищ словами «Щука» и «Щепка», причем в эфире, видимо, скоро будет узаконено как норма. А вот еще перл - «нетленка», что означает гениальное произведение искусства. Далее слово «фотографии». Оно благодаря Интернету стало вообще неподъемным. Внедрено какое- то дурковатое - «фотки». А воспетый поэтами Васильевский остров в северной столице России, в полном соответствии со своими  незатейливыми  взглядами на мир, вступившее в жизнь поколение молодых с недавних пор именует «Васькой». И именно на такую, очень схематично выкроенную молодежь, демонстрирующую небрежение к слову, легко ложится серьезный христианский грех - сквернословие.

Разумеется, это не вся молодежь, но это значительная и наиболее на сегодня типичная ее часть. Причем за деградирующей юностью идут родители и, что особенно грустно, некоторые учителя и преподаватели вузов, которые стараются быть современными и, что называется, соответствовать. Добавляются - «тренд», «мессидж», «мейнстрим» или какое-нибудь «мониторить» вместо куда более глубокого и емкого русского глагола «наблюдать».  У нас теперь во всех программах «круглых столов» и «конференций» всенепременнейше есть «кофе-брейк». В вузах  не «кураторы» и «наставники» среди педагогов, а «тьюторы».  Со всем этим багажом и обезъянничаньем мы превращаемся в стремительно деградирующую нацию - без корней, без опоры, с суррогатом вместо языка, причем не какого-нибудь языка, а того, что совсем недавно почитался как «великий и могучий».

В прежние времена будущим поколениям задавались какие-то идеалы - была востребована модель совершенствования личности. Миллионы людей воспитывались на русской классике, на высоких культурных образцах, ставших достоянием мировой культуры. Радио, телевидение держали высокую планку языкового стандарта.

Речевая культура - это не просто грамотность, это еще и состояние души. Не могу не сказать слова признательности прошлой образовательной системе. Там  многое было правильным. Стояла задача воспитания творческой личности. Во главе угла системы (уж простите) советского воспитания стояло служение людям. А это как раз евангельское - «возлюби ближнего своего...». Воспитывалось чувство Родины. Все это наполняло смыслом жизнь прежних поколений. Долгие годы, время крушения прошлого и державной страны, традиционные ценности - любовь к Родине, гражданственность, труд, взаимопомощь - цинично высмеивались. В России 90-х годов не было места подвигу. И теперь мы получили то, что получили. И у нас, взрослых, многие из которых не понимали последствий происходящего и безответственно воспитывали молодежь на отрицании подвига отцов, лишая ее положительного идеала, должно быть чувство жалости к современным молодым, познавшим лишь аморальные установки исторического выверта в судьбе России. Изнанка жизни им преподносилась как сама жизнь. И исковерканный русский язык - это проявление болезненного состояния всего общественного организма.

Есть знаменитое стихотворение Анны Ахматовой «Мужество». Оно написано в первые годы Великой войны. Звучит призыв-обещание защитить не только Родину, но и культурное достояние народа - его язык: «И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово...». Появляются точные ахматовские эпитеты - «свободным и чистым тебя пронесем». И важнейшее - «И внукам дадим, и от плена спасем. Навеки!». И это слово, выраженное поэтом как завет-завещание поколения будущих победителей, отстоявших Россию и родную речь, пронизано чувством ответственности за отечественную культуру.  Тот усеченный остаток большой страны, которым является современная Россия,  - в плену жаргона, пошлости и грязи. И русское слово, устоявшее в Отечественную войну перед внешним врагом, уже почти четверть века с небрежением отбрасывается.

Тем не менее, в стране зреет мощный общественный запрос на возвращение традиции и нормы. Россия ждет отечественныхпассионариев, которые сумели бы защитить русский язык в его чистоте и величии. Нужны инициативы снизу и восстановление того культурного пространства, в котором мы можем сохраниться как нация. И позитивные подвижки в этом направлении есть. Главное - их заметить и приумножить.

Освещение кабинета основ православной культуры в школе №4

 

 

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.