Газета "Вестник" №16 - 2013

Может ли еще поститься современный человек?

  Почему у российских православных христиан
особое отношение именно к Великому Посту, ведь
Успенский не менее строг? В чем его особенность?
Как прочувствовать, пережить Великий Пост делово-
му человеку, многодетной маме? Об этом и о многом
другом - в беседе протоиерея Андрея Лоргуса, рек-
тора Института христианской психологии, которая
прошла в культурном центре «Покровские ворота».
 

 

Мы можем поговорить о том, что представляет собой современная практика Великого Поста русской Церкви. Удивительно, вопросов много не только у тех, кто живет внутри Церкви, но и у тех, кто смотрит на Церковь извне, относится к ней критично, критически относится к сложившейся традиции, которым интересна современная жизнь русского христианства в целом, русского Православия, в частности.

Я хочу использовать свой церковный опыт, который стал складываться, когда я пришел в Церковь сразу после окончания университета.

Мое воцерковление началось в 1982 году в обычном московском храме, достаточно многолюдном и достаточно древнем, чтобы иметь свои особые традиции. Но все-таки это происходило задолго до перестройки, и церковь жила тогда своей особенной скрытной жизнью, которая никому не была известна. Люди, которые жили рядом с храмом, проходили мимо него ежедневно на работу и с работы, не имея представления о том, что происходит внутри.

Затем я учился в семинарии. Потом служил диаконом в Николо-Кузнецком храме, намоленном храме. Храме древних московских традиций. Священником я начал служить с 1993 г. в одном из наиболее древних храмов города Москвы - Илии Обыденного. Кроме того, я служил 13 лет в психоневрологическом интернате, и это совсем иной опыт. 6 лет я служил в Высоко-Петровском монастыре, и теперь служу в храме Святителя Николая на Трех горах. Таков мой опыт. Именно им я хочу с вами поделиться.

Я недаром говорю о традиции, потому что для осознания того, что такое Великий Пост, очень важно понятие «традиция». Традиция, устав, канон - это разные вещи. Когда говорим «устав или канон» - понимаем что-то обязательное. Традиция - необязательное, но это то, чем мы живем и без чего жить не можем. Без традиции жизни в Церкви нет, как нет и любой жизни. Нет семьи без традиции, нет города, ни поселка, ни деревни. Всегда, везде и всюду традиция очень важна.

 

Пост - не вероучительная заповедь

Великий Пост установлен ради праздника Пасхи. Великий Пост при Пасхе, а не сам по себе. Очень важно это подчеркнуть, потому что православие - это религия Пасхи. Православие - это религия Воскресения. Мне очень жаль, когда не очень воцерковленные люди обращаются к Церкви только в Великий Пост. Получается, что только Великий Пост привлекает их больше всего.

Казалось бы, почему? Почему не Рождественский пост, а именно самый длинный, самый трудный пост? Самый, может быть, известный. Он даже пишется с большой буквы - Великий Пост. Именно постящихся в этот пост больше, чем тех, кто празднует Пасху. Это странно, но это факт. Именно в Великий Пост больше всего прихожан в русских храмах. Больше всего продается книг, свечей, икон. Больше всего людей приходит в храм, для того чтобы исповедаться, для того чтобы причастится.

Удивительно, что очень много людей, которые в церковь вообще не ходят, говорят: «А я хочу соблюдать пост». Люди, которые не участвуют в церковных таинствах, люди, которые не исповедуются,  намерены хотя бы частично или формально соблюсти Великий Пост. Соблюсти не для того, чтобы подготовиться к празднику Пасхи - их интересует сам Великий Пост.

Для многих людей это не просто диета и не способ похудеть. Хотя такой мотив иногда встречается. Нередко приходится с удивлением узнавать, что Великий Пост используется людьми как некое диетологическое испытание.

Но некоторые действительно намерены поститься в религиозном смысле слова, не участвуя в таинствах Церкви. Сколько таких, не знаю. Свидетельствую вам, что это нередкое явление. Это заставляет нас задуматься, что же означает Великий Пост для Церкви?

На мой взгляд, Великий Пост - не столь значимое событие, как праздник Пасхи, или праздник Рождества, или любой двунадесятый праздник, который имеет больший смысл и значение. Потому что любой праздник - это событие евангельское. Это событие  священного домостроительства. Домостроительство - это путь, которым Бог совершил ради нас спасительную миссию. Каждое евангельское событие вписано в это домостроительство. Каждое евангельское событие имеет ключевой смысл, является важнейшим событием мировой истории.

Пост таковым не является. Пост - не событие мировой истории. Пост не является частью Евангелия. Среди заповедей Христовых нет заповедей о посте. Пост - это что то, несомненно, относящееся к практике религиозной жизни, но в вероучение не входит. Пост - не вероучительная заповедь. Это практика, упражнение, аскетический прием, средство, инструмент.

Общественная и государственная традиция Великого Поста включала в себя очень уважительное отношение к нему. В дореволюционной России на Великий Пост закрывались театры, не устраивались ни балы, ни выставки, ни гуляния. Великий Пост для монотеистического государства - то время, когда никто не веселился. Сейчас, конечно, это все не так, но, в принципе, все равное мы видим особое уважение к этим 49 дням. А ведь речь идет опять же о Пасхе...

 Пасха является самым главным, ключевым смыслом Великого Поста. Очень важно всякому, вступающему в Великий Пост, помнить, что каждый день Поста высвечен светом Пасхи, светом Великого Христова Воскресения. Другого смысла у Великого Поста не существует.

 

Буду поститься
и приду к вере?

Что такое пост с духовной точки зрения в жизни человека? Вспомните, как вы пришли к вере в сознательном возрасте? После поста?

Представьте себе, что человек озабочен своей религиозностью. У него есть тяга, поиск Бога, и вот он решает: «Буду поститься 40 дней, и потом, что придет мне на душу, то и приму». Я таких историй не слышал никогда. В обретении веры пост в большинстве случаев, по крайней мере, из известного мне опыта, никакой роли не играл. Упражнение в посте человек верующий начинает после обретения веры, а не до.

Когда человек начинает свое движение к традиции Церкви, нередко пост является первым, с чем он сталкивается или, по крайней мере, первым, что он сам для себя выбирает. И нередко многие люди приходят в церковь в Великий Пост и говорят: «Я в церковь не ходил, а вот теперь хочу». В этот Пост я услышал опять несколько подобных историй, когда люди говорили: «Все, с этого Великого Поста  я начинаю поститься, я хочу воцерковляться с этого Великого Поста». Почему?

Начало Великого Поста может оказаться точкой отсчета, с которой начнется его новая религиозная жизнь, духовная жизнь. Но чем важна эта точка? Я думаю, что все-таки в этом есть определенный резон. Мне сдается, что этот резон находится вовсе не в круге религиозных тем. Это аскетическая тема, но она еще имеет антропологический характер.

И Пасха, и Рождество, и Великий Пост - это все части годового круга. Годовой круг - это некая кольцевая структура нашей жизни. Вся же наша жизнь представляет собой движение во времени. В христианстве время линейно. Только христианская история построила линейную картинку времени от начала бытия к концу света. Ни в какой другой культуре это линейное изменение человечества не существует, потому что в христианстве есть начало и конец света.

Но обычный годовой круг - это просто круг, круговое движение времени. Очень многие культуры, многие народы, многие религии жили и живут в этом кольцевом движении времени. Церковь тоже живет в этом круговом, кольцевом движении времени. Это и понятно, потому что сама природа жизни Земли имеет такую структуру. Это задает определенную ритмику нашей жизни. Наша жизнь опирается на это кольцо, на это годовое движение. Венец лета - так называется по-славянски «колесо времени». Но где-то же должно быть начало? Поэтому  придумали Новый год. В Византии было начало индикта. В иудаизме тоже есть Новый год, в буддизме есть Новый год и так далее. Все-таки человеку нужно какие-то реперные точки, как мы сейчас говорим. Для неверующих Новый год является такой реперной точкой.

Начало Великого Поста, вполне возможно, стало такой реперной точкой годового круга времени. И не просто годового круга, а событийного, смыслового круга. Человек вступает в круг священных событий-воспоминаний,  в круг евангельский, исторический. Но в Евангелии нет точки «Великого Поста». А в современной практике, в годовом круге, такая точка есть! Может быть, особое отношение к Великому Посту у огромного числа людей связано именно с таким отношением?

 

Не начало и не конец

Для церковных людей все совершенно иначе. Для церковного обихода начало Великого Поста - это и не начало, и не конец, только Триодь начинается. Это очередная седмица, которая имеет свои особенности. Особенности связаны с тем, что мы называем уставом; с правилом; с канонами. Церковная богослужебная жизнь достаточно жестко регламентирована.

 Мы прожили в христианстве более 2000 лет, и за это время церковная жизнь устоялась. Она пережила очень много перемен, смену уставов, самые разные изменения внутренней жизни. Об этом написаны горы книг. В наше время эти церковные уставы достаточно прочно утвердились. Утвердились они 400-500 лет назад, хотя еще в позднее русское средневековье, включая XVII век, продолжал формироваться устав. Но сегодня мы относимся к уставу, как к чему-то уже утвержденному. Эти уставы как раз достаточно жестко регламентируют всю внутреннюю жизнь этого годового круга событий и праздников.

В этом годовом круге событий есть постные дни; есть праздники, есть приготовления к праздникам; есть попразднества, то есть послепразднственные дни, и так далее. Есть в них и строгие уставы, как надлежит поститься.

Так вот, традиция Великого Поста заключается именно в строгости. Все можно - можно не соблюдать Петровский пост, многие люди и не знают о том, что он есть. Можно не соблюдать Успенский пост, хотя он строже. Рождественский пост - тоже строгий пост. Но Великий Пост надо соблюдать. Есть гипотеза о том, что Великий Пост потому такой строгий, что он перед Пасхой. А Пасха - главный великий праздник. Возможно. Есть гипотеза о том, что Великий Пост традиционно стал таким местом, когда уж раз-то в год, но люди постятся, говеют и хотят приступить к Таинствам.

Все эти особенности народного отношения к Посту никто не исследовал, никто не изучал. Но они являются фактом.

Продолжение следует.

Протоиерей Андрей Лоргус

 

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.