Газета "Вестник" №16 - 2013

Там Иверское сердце, Червонное, горит.


 

 

В заголовке - стихотворная строчка  выдающейся русской поэтессы Марины Ивановны Цветаевой. Она создает удивительный, незабываемый образ - стремление русских людей через  необъятные просторы своей родины, с нелегким  душевным грузом, сквозь свои тяжелые и бедные жизни, сквозь снега и метели прийти  к часовне, где стоит икона Иверской Божией Матери.

... Всяк на Руси - бездомный.                                                                                                               

Мы все к тебе придем...

А вон за тою дверцей,

Куда народ валит, -

Там Иверское сердце,

Червонное, горит.

И льется аллилуйя

На снежные поля,

Склонясь,  тебя целую,

Московская земля.

До октябрьского переворота 17-го года  на Руси было 13 чудотворных икон Божией Матери Иверской - от Валдая до Екатеринбурга, от Москвы  до южного Моздока на Тереке. А сколько еще этих святых икон находилось по скромным сельским храмам, в провинциальных городах,  в домашних киотах - и во дворцах, и в бедных хижинах. И  возникают космогонические масштабы стихотворного слова «там»: да ведь это вся Россия!  Над ней и горит вечной и милостивой любовью червонное - драгоценно красное, живое сердце Богоматери. По преданию, Она сказала людям: «Я  Сама хочу  быть вашей Хранительницей не только в земной, но и в небесной жизни». А русские сердца могут  ценить великие свершения и быть благодарными.

Яркие страницы истории этой иконы, ставшие известными, начались еще в IX веке. Как  самая почитаемая святыня хранилась в доме  благочестивой зажиточной вдовы древняя икона, истинный возраст которой так и остался неизвестным. Христианка  вместе с  сыном проживала  недалеко от городи Никеи (тогда греческого, а теперь - турецкого). У власти тогда был император-иконоборец  Феофил. Его правление осталось в истории как время жесточайших гонений  на  святые иконы. По приказу Феофила христиан, почитавших иконы, предавали жестоким пыткам. Солдаты тщательно обыскивали храмы и дома верующих, найденные иконы, кощунствуя, сжигали. На беду, кто-то донес о том, что у вдовы хранится икона. В ее дом  явились солдаты с обыском. Они, не мудрствуя лукаво, сразу заявили женщине:  «Давай денег, или мы тебя, исполняя волю императора, замучим». Вдова упросила их подождать до утра, чтобы она могла собрать деньги. Солдаты согласились, но пригрозили страшной карой, если она их обманет. Один из них, уходя,   ударил мечом по иконе. И остановился в ужасе - по щеке Богородицы потекла кровь. Солдаты, толкая друг друга, торопливо покинули дом вдовы.

Женщина упала перед иконой на колени и долго слезно молилась. Не придумав, как спасти икону, в порыве  великой веры в Божественную силу, пошла с иконой на берег моря и,  плача, воззвала: «О Богоматерь! Ты царствуешь над всеми тварями, власть Твоя безгранична. Ты можешь избавить образ Твой от потопления!» И опустила икону в воды моря. И вдруг она увидела, что икона не упала плашмя, но встала прямо  и понеслась по волнам прочь от берега.

Потрясенная женщина вернулась домой - ей еще надо было спасти сына. Она умоляла его бежать. Сын послушался.  Сначала он ушел в город Солунь,  а затем перебрался на Афон, принял там иночество в Иверской обители. От него и услышали монахи о чудесном спасении иконы. Иначе  удивительная история была бы неизвестна. Однако через   какое-то  время монахи сами увидели продолжение этого  чудесного происшествия.

Как-то вечером они заметили в море высокий столп света. Пораженные небывалым явлением, иноки стали молиться, повторяя:  «Господи, помилуй!»

Услышав о видении, к этому месту на берегу сошлись все монахи из близлежащих монастырей. Они рассмотрели, что столп вознесен над иконой. Стали пытаться спасти икону: кто подбирался к ней вплавь, кто хотел подойти по дну. Но всякий раз при приближении кого-либо из них икона удалялась. Иноки молились Господу, чтобы им было дозволено взять святыню. Так продолжалось несколько дней.

В те годы в Иверской обители жил старец-грузин по имени Гавриил. Он вел очень строгую аскетическую жизнь. Лето проводил в молчании на одной из неприступных горных скал, зимой сходил в обитель, носил власяницу, ел скудно - только воду и овощи. Ему и явилась во сне освещенная дивным небесным светом Богородица и сказала: «Объяви настоятелю и братии, что даю им Свою икону, Свой покров и помощь, а потом войди в море, смело ступая по волнам к иконе, и увидят  все Мою любовь и благоволение к вашей обители». Старец все выполнил и вышел в море, движимый необыкновенно сильной верой, прошел по волнам, как по суше, и среди моря принял на руки святую икону. После молебна внесли икону в соборный храм и поместили в алтаре. Но утром иконы в соборе не оказалось. Нашли ее над воротами обители. Так продолжалось три ночи. Иноки поняли, что икона  должна быть там и помещена. Выстроили над вратами церковь и торжественно поставили туда икону. С тех пор она там и пребывает.

Отсюда  появилось ее название «Вратарница». А поскольку явилась  святая икона в обители Иверской, ее наименовали «Иверская». За века, которые прошли после появления Иверской, о ней сохранилось много преданий - о чудесных исцелениях, о  спасении от голода, о поверженных ею врагах, спасении от пожаров и смертельных эпидемий.

Явление Иверской иконы свершилось 31 марта (по ст. стилю), 13 апреля (по нов. стилю), тогда это был вторник Пасхальной недели.
В этот день в афонском Иверском монастыре  бывает крестный ход на берег моря, где когда-то  вынес из моря чудотворную икону отшельник и подвижник Гавриил.  

О том, как появилась Иверская икона Богородицы в России, сообщалось в декабрьском номере «Вестника» за 2011 год. Повторю эту историю кратко, добавив и новые сведения, которые я нашла за прошедшие месяцы.

Русские государи династии Романовых оказывали финансовую поддержку афонским монастырям. В 1647 году в Москву за получением  помощи приехал архиепископ Пахомий. Несмотря на трудное положение Руси, финансы были собраны, и царь Алексей Михайлович повелел передать деньги Владыке. Присутствующий при этом Новгородский митрополит Никон (будущий Патриарх) обратился к архиепископу Пахомию с просьбой подарить государю для помощи в трудных государственных делах чудотворную афонскую икону Иверскую. Однако архиепископ объяснил, что без воли Богородицы икона никогда не покинет Святую Гору. Но он обещал сделать точный список с этой чудотворной иконы. И 13 октября следующего года список (копию) афонской  Иверской иконы торжественно встречали в Москве. Икону вместе с письмом от архиепископа Пахомия привезли три монаха-святогорца. В письме архиепископ сообщал о процессе написания копии, созданной для  русского царя, и о том «особом тщании», с каким был сделан список. С этой иконой вскоре  у поляков был отвоеван Смоленск. А потом ее поместили в Смоленский собор Новодевичьего монастыря, место царского богомолья. Икона недаром считалась государственной святыней. От нее было много чудесной помощи не только отдельным молитвенникам, но и всему русскому народу, даже во времена безбожной советской власти.                                                                                               Для различных нужд  за несколько веков афонские иконописцы сделали еще четыре копии для Москвы. Одна из них находится в ГИМе,  вторую увезли в Париж французы, украв ее в 1812 году. Судьба других  образов после революции неизвестна. А еще одну прекрасную копию чудотворной Иверской иконы написали русские мастера, посланные в пятидесятые годы XVII века  патриархом Никоном на Афон.

Он много сделал для того, чтобы воплотить в жизнь свою прекрасную идею - создать  на Руси точные копии самых известных святых мест на земле. К этой титанической работе он привлек лучших архитекторов того времени. Патриарх Никон основал  знаменитый Новоиерусалимский монастырь  под Москвой на Истре (возведен в 1656-1692 гг), в  котором был храм Воскресения - копия храма Гроба Господня в Иерусалиме. Однако менее известно, что по его  же распоряжению был создан в 1656 году еще и Святоозерский  Валдайский монастырь на одном из  валдайских островов как подобие Иверского афонского монастыря. Для него Никон сам выбрал очень впечатляющее место. Скромные краски северной Руси, широта  и тишина - все это говорило о покое и вечности. Трудно было бы найти более подходящее место для святой обители. А разве может такая обитель  обойтись без Иверской иконы? Написанную вновь  по заказу Патриарха икону привезли  в Россию в 1656 году.  Осталось неизвестным, как была украшена икона, мы знаем лишь о короне Екатерины Великой, которую она возложила к иконе (после революции она исчезла). А про ризу для иконы  валдайского монастыря написал сам Никон в своей книге «Мысленный рай». Оклад иконы был из чистого чеканного (дорогой и редкой ручной ковки) золота, украшен жемчугом, алмазами и сапфирами. Стоимость оклада была баснословной.  На поклон к иконе почти три века приезжало много народа. Ну а после революции судьба  этих двух обителей была одинакова, их разрушили и разграбили. Куда увезли валдайскую Иверскую икону - неизвестно. После передачи обителей РПЦ валдайский Иверский монастырь  уже восстановлен, а в Новоиерусалимском реставрация еще не закончена.

В декабре 2011 года в Москве на выставке  «Святая земля. Гора Афон» в ГИМе можно было увидеть Иверскую икону Божией Матери. Видимо, это та чудотворная икона, которую  создали для царя Алексея Михайловича. Сейчас она экспонат Государственного Исторического музея. Но очевидно, что такая чудотворная, намоленная веками  икона может находиться   только в храме, Возможно, верующие этого дождутся.  

 Исследование  еще одной интересной Иверской иконы, видимо, будет проведено и завершено в будущем. Речь идет об иконе, обнаруженной   в 90-ые годы XX века на Роще известным краеведом, директором монастырского музея А.А. Антиповым. Это написанная на доске выносная икона, т.к. она имела древко. На нелицевой стороне иконы  сделана надпись по-грузински. Икона хранилась в музее Свято-Пафнутьева Боровского монастыря. В результате поисков и консультаций со специалистами, проведенных А.А. Антиповым, возникло, возможно, близкое к истине предположение. Было известно о  многолетней  братской дружбе до революции  Свято-Пафнутьева Боровского монастыря с монастырями Грузинских епархий. Не раз приезжали в Боровскую обитель священники из Грузии. И, видимо, в одно из таких посещений привезли в дар Иверскую икону. Почему именно Иверскую? Древнее название Грузии - Иверия. Естественно, что святые отцы из Грузии могли подарить именно такую икону. Сейчас икона находится  в фонде Боровского историко-краеведческого музея, к сожалению, нереставрированная. Ее история еще ждет завершения исследований, а  сама икона - восстановления. 

Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь на Валдае. Основан в честь Иверской иконы Богоматери патриархом Никоном в 1653 году

Алла Тагиева

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.