Газета "Вестник" №10 - 2013
Молитв ради любящих нас
Всякий, кто присутствует при православном богослужении или хотя бы читает православный молитвослов, обязательно заметит постоянно встречающийся оборот - «молитв ради». Например, «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех святых, помилуй нас. Аминь». Или известное монашеское приветствие - «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас». Есть и более короткий вариант подобной молитвы - «молитвами любящих нас, Господи, помилуй нас».
Этот оборот многим кажется непонятным - как и православная практика почитания святых вообще. В самом деле, ведь Христос не далекий начальник, которого надо упрашивать через Его приближенных; к Нему не надо искать посредников, Он сам - единственный Посредник между Богом и человеком. Его не надо склонять к милости - Он и есть чистая, бесконечная милость, Спаситель и сострадающий нам. Он непрестанно ищет нашего спасения и сам является нашим Ходатаем пред Отцом: «Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает [их]. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» (Рим.8:33,34). Разве Того, кто умер за нас, еще надо упрашивать через посредников?
Все это понятно, и такой взгляд видит что-то очень верное - да, Христос это не византийский Император, к которому подавать прошения можно только через приближенных. Христос есть Спаситель грешников. Но этот взгляд упускает из виду нечто очень важное. Оборот «молитв ради...» растет из опыта Церкви как духовного тела, созидающего себя в любви, тела, в котором и через которое действует Христос. Святой Апостол Павел пишет о том, чтобы бы мы не соблазнялись лжеучениями, «но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» (Еф. 4:15,16).
Мы узнаем о Христе не иначе, как от Его людей, и само Евангелие достигло до нас только через Церковь. Христос призывает к спасению устами христиан. Он прощает грехи устами священников и подает Свое Тело и Кровь их руками. Любовь, которую мы встречаем в других христианах, - это Его любовь, Его жизнь, струящаяся в Его теле. Святой Патрик, просветитель Ирландии, сказал в своей «молитве Оленя»: «Христос в сердцах, помышляющих о мне, Христос в устах, говорящих о мне, Христос в очах, видящих меня, Христос в ушах, внимающих мне».
Когда христиане молятся друг за друга, - это проявление любви Христа; именно Христос воздвигает святых, именно Его Дух побуждает их к молитве. Именно Он ищет установить с нами связь через других людей.
Это бывает непонятно до тех пор, пока Вы не переживете этого. На плечи ложится тяжесть, которую едва можно понести, и вот ее, с разных сторон, поднимают чьи-то руки - это молитва, которую за Вас приносят Богу Ваши братья и сестры по вере во Христа. И это не люди, которые как-то пытаются уговорить Христа обратить внимание на Ваши беды - это Христос, действующий через Своих людей.
Это так, когда за Вас молятся Ваши товарищи
по земному странствованию, те, кто еще здесь, на земле, но это тем более так, когда
речь идет о тех, кто уже «вышел из тела и
водворился у Господа»(2 Кор.5:8). Мы принадлежим к многочисленной семье - у нас
есть друзья и родные, которые, хотя и невидимо для нас, но совершенно реально присутствуют
в нашей жизни. Святые и ангелы находятся на той стороне небес - и в то же время
рядом с нами. Они знают то, что от нас сокрыто, им ясно то, что у нас вызывает растерянность
и недоумение. Они знают наши (и наших близких) подлинные нужды так, как не знаем
их мы сами. Они ждут нас у ворот смерти, чтобы встретить на той стороне. Здесь,
на земле, мы вступаем в их круг, принимаем протянутые нам руки, когда взываем «все
святые, молите Бога о нас», когда обращаем нашу молитву к Богу вместе с ними -
«молитв ради любящих нас, Господи, помилуй нас».
Сергей
Худиев
www.foma.ru