Газета "Вестник" №10 - 2013

Святой и герой на все времена


 

В1913 году русская православная Церковь прославила Патриарха
Московского и всея Руси Гермогена в лике святых и канонизировала
как священномученика. Его память совершается 17 февраля / 1 марта
.

 

Давно известно, что в истории государств и народов существует удивительный феномен. Всегда для решения сложнейших проблем, возникающих в определенное время, острых и опасных  для существования народа или страны,  появляется духовный вождь, философ, воин, политик, ученый, поэт - человек, которому по силам решить эту, казалось бы, неразрешимую задачу. А потом наступает другой период истории, возникают другие задачи - и опять появляется  новый вождь. У каждого времени - свой герой. Людям неверующим это кажется чудом. Люди верующие знают, что это промысел Божий.

Обычно герои велики именно в своем свершении, в своем подвиге, но сами они, как любой человек, в своих человеческих качествах могут быть далеки от идеала. Один - слишком горделив, другой честолюбив, третий небескорыстен и так далее. Все люди  грешны, все искушаемы. Апостол Павел в своих посланиях писал, что человек склонен более к греху, нежели к добру. И не всякому, даже герою, по силам исполнять десять заповедей. Безгрешен был один Иисус Христос.

В России были великие люди, чьи подвиги и вся подвижническая жизнь во имя Родины  и народа русского оставались в истории на все времена. Известно, что в самых горестных обстоятельствах русские люди думали:  «Вот был бы сейчас с нами патриарх Гермоген!» Более четырехсот лет прошло со дня его мученической кончины, но все его деяния могут служить примером и в наши дни.

Был он не из знатного рода, поэтому нет в архивах даты его рождения, неизвестны и его родители. Есть только предположения, что родился он в тридцатые годы шестнадцатого столетия,  родители его происходили то ли от посадских людей Вятки, то ли от донских казаков. При Крещении получил имя Ермолай (в переводе с греческого - вестник народу). Жить ему пришлось при пяти Государях, начиная с Иоанна Грозного и кончая Василием Шуйским, а потом еще и во время Смуты. Он был современником значительных событий в истории своей страны:  венчания  Иоанна IV на царство, покорения Казанского  и Астраханского царств, присоединения Сибири, введения опричнины, установления на Руси Патриаршества, интервенции польско-литовских захватчиков.

Отец Ермолай начинал  свое служение приходским священником в Казани - был настоятелем Гостинодворской церкви во имя святого Николая  Тульского. И в 1579 году стал участником великого события. Он был первым, в чьи  руки передали только что найденную и извлеченную из земли в месте, указанном Богородицей, чудотворную икону Казанской Божией Матери. Он показал ее народу, высоко подняв над головой. С крестным ходом икону перенесли в  Никольскую церковь, где  был совершен  ей  первый торжественный молебен. Позже он   описал  для потомков  явление чудотворной иконы, ставшей одной из самых почитаемых на Руси. С иконой Казанской Божией Матери шло освобождать Родину войско князя Дмитрия Пожарского и  нижегородского торгового человека Козьмы Минина. И они смогли свершить это святое дело. После коронации в 1762 году императрица Екатерина II возложила к чудотворной иконе свою бриллиантовую корону.  В 1812 году, после назначения главнокомандующим, перед   Казанской иконой Божьей Матери молился фельдмаршал Кутузов, отправляясь на Бородинскую битву. Русская армия в том сражении одержала моральную и политическую победы. В 1941 году, когда немецкие захватчики стояли уже на подступах к Москве, в небо над столицей взлетел самолет, на борту которого находилась Казанская икона Божией Матери. И Москву отстояли.

В 1587 году отец Ермолай остался вдовцом - умерла его жена.  И он принял монашеский постриг с именем Гермоген (в переводе с греческого - умный, выносливый, быстрый) в Чудовом монастыре Московского Кремля. Так решили историки, потому что будущий святитель называл именно этот монастырь обетным. Он был назначен архимандритом Казанского Спасо-Преображенского монастыря. В 1589 году его возвели в сан епископа и в том же году - митрополита Казанского и Астраханского. Так началось его миссионерское служение среди  мусульман и других нехристианских народов. Его успешный опыт очень пригодился бы и сейчас.

В 1594 году митрополит Гермоген составил службу в честь Казанской иконы Божией Матери. Тогда же он написал свой труд «Сказание о явлении Казанской иконы Божией Матери и совершившихся от нее чудесных исцелений». Это он предложил установить поминальную субботу после  праздника Покрова Богородицы, чтобы можно было помянуть всех воинов, павших при завоевании Казани, и всех «местных страдальцев за веру Христову». При нем были обретены мощи казанских чудотворцев Гурия и  Варсонофия. Затем митрополит Гермоген составил их жизнеописания.

Осенью 1604 года в пределы России вторглось вначале небольшое войско Лжедмитрия I, который вскоре, однако, получил поддержку польского короля. Войско самозванца значительно увеличилось. В июне 1605 года он занял русский престол и обосновался в столице. Его поддержало боярство. К тому времени святитель Гермоген был уже настолько влиятельным человеком, что его избрали в Боярскую думу. Но у него и мысли, и планы были совершенно другие, чем у большинства членов думы. Как выяснилось, Лжедмитрий получил поддержку короля в обмен на обещание искоренить на Руси православие и внедрить католичество и униатство. Этого Гермоген допустить не мог и начал бороться, тем более, что у него вскоре  стало больше возможностей отстаивать православную веру.

3 июля 1606 года Собором  русских иерархов он был поставлен Патриархом Московским и всея Руси. Ему, вероятно, было уже более  семидесяти лет. А впереди его ждали тяжелые испытания. В стране полыхали крестьянские восстания. Поляки бесчинствовали. Крестьяне, вначале поддержавшие Лжедмитрия,  обещавшего насущные перемены в их жизни, поняли, что их обманули, и ждали теперь только повода, чтобы уничтожить интервентов. И такой повод скоро представился. В мае 1606 года Лжедмитрий I  пышно праздновал свадьбу с дочерью польского шляхтича Мариной Мнишек. Требование Патриарха Гермогена, чтобы будущая русская царица приняла православное крещение, самозванец игнорировал. Москва была переполнена поляками, которые уже вели себя  как победители. Московский люд восстал. Разъяренная толпа ворвалась в Кремль, Лжедмитрия  убили, а непрошеные гости убрались из столицы восвояси. Царем провозгласили Василия Шуйского.

Но в августе 1606 года начался новый этап интервенции. Во главе этой авантюры стоял еще один самозванец, выдававший себя за якобы уцелевшего царевича Димитрия, сына Иоанна Грозного. Его назвали Лжедмитрий II. Войско провело несколько успешных операций, и поляки подошли к Москве. Это войско скорее походило на бандитские шайки, беспощадно грабило страну, вывозя все ценное. Самозванец обосновался в подмосковном селе Тушино. Поэтому Лжедмитрия II прозвали «тушинский вор». Здесь он даже организовал правительство из русских бояр и приказных. Патриарха Гермогена  в него не пригласили. Дали ему понять, что  ему не доверяют из-за его «нелояльности». Василия Шуйского бояре свергли  и выдали полякам. 

Патриарх Гермоген приложил много сил, чтобы новый царь был из русского рода. Именно он предложил кандидатуру Михаила Федоровича Романова. Это было глубоко продуманное решение. Приходится только удивляться обширнейшему знанию  Патриархом  русской истории  и глубокому предвидению  судеб государства.

По знатности и древности  происхождения Романовы не уступали Рюриковичам. По преданию, их  род происходил от царя-жреца  Вейдевута, жившего в III веке, и от его потомка Андрея Ивановича Кобылы,  который был знатным вельможей  и ближним боярином  князя Симеона Гордого. Князь оставлял его в Москве  вместо себя, когда уходил воевать. Официально Андрей Иванович имел,  как выражение высокого доверия,  звание «ведущего запасную лошадь для князя». Вероятно, отсюда происходило его прозвище. Патриарх считал, что в сложившихся условиях надо использовать право так называемого усыновления представителя другого царственного рода. Так сохранялась преемственность власти  в случае физического пресечения  правящей династии. Новый царь как бы входил в прежнюю династию, становился преемником  всего ряда своих предшественников и представлял весь дух Верховной власти, тысячу лет управлявшей нацией. При выдвижении Михаила Федоровича Романова соблюдалось и другое древнейшее правило - прежний род может войти в род  царя только по женской линии. В данном случае род Романовых вошел в род Рюриковичей через Анастасию Романовну, первую жену Иоанна Грозного. Династическое соединение Романовых и Рюриковичей было призвано утвердить Русское Царство до конца времен.

Патриарх, конечно, был осенен Святым Духом  и обладал выдающимся умом,  много занимался в лучших монастырских библиотеках, выписывая ценнейшие исторические сведения из древних рукописей. Начитанность Первосвятителя была обширна и глубока. При этом он имел и выдающиеся способности проповедника слова Божия, и радетеля славы русской Церкви, покровительствовал книгопечатанию, закупал новые печатные станки вместо уничтоженных  поляками. Во всяком случае, провидческое решение Первосвятителя Гермогена о кандидатуре нового царя  продлило существование династии русских Государей еще на 300 лет. Оно объединило народ - и Смута была побеждена. Но и цену за осуществление этого плана пришлось заплатить очень высокую: море крови пролил русский народ, отдав сотни тысяч жизней. Свою жизнь отдал за Отчизну и Патриарх Гермоген.

Только с помощью Господа смог он найти выход из бедственного положения России, сохранить независимость государства. С декабря 1610 года на проповедях он благословлял православных русских людей встать на защиту Родины. Он стал рассылать грамоты по всем русским городам, призывая  поднять всенародное восстание против захватчиков. Когда в осажденной Москве начался голод,  Патриарх повелел келарю Троице-Сергиевой Лавры открыть для голодающих монастырские житницы с зерном. А потом вдохновил иноков Лавры на героическую оборону. Жестокая осада длилась 16 месяцев, но  захватить святую обитель поляки не смогли.  

 

  И вот свершилось: после тяжелых боев народная рать князя Пожарского и  гражданина Минина вошла в Москву и осадила Кремль. Но при приближении народного ополчения к столице поляки арестовали Патриарха, насильно свели его с Патриаршего Престола и заключили в подвалах Чудова монастыря.

Почти каждый день к нему приходили польские переговорщики и требовали, чтобы Гермоген повелел русскому ополчению отступить,  грозили ему смертной казнью, если он  не согласится. Они не хотели отказываться от намерения уничтожить Православие, не собирались прекращать грабежи. Патриарх решительно отказывался и говорил им: «Что вы мне угрожаете? Я боюсь одного Бога. Если вы все уйдете, я благословлю русское ополчение отойти от Москвы. Если вы останетесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за православную веру». Каким-то чудом Патриарх смог из заточения передать  на волю послание своему народу. Оно оказалось последним. Первосвятитель призывал «крепко стоять в вере и помышлять лишь о том, чтобы души свои положити за Россию - дом Пречистой, и за Веру». Поляки морили его голодом, не давая даже воды. Но какова была у Патриарха Гермогена сила веры и воли к самопожертвованию ради блага Отчизны: девять месяцев выдержал он, почти восьмидесятилетний старец, все ужасы плена, своим примером призывая русских на освободительный подвиг. Несломленный, он скончался от голода и жажды 17 февраля (1 марта) 1612 года.

Известие о смерти Патриарха Гермогена ужаснуло русское ополчение, но и сплотило, и  вдохновило на борьбу. Стали готовится к решающей битве. Три дня перед  сражением ополченцы провели в молитве и посте. Яростное сопротивление польско-литовских отрядов было сломлено, и русские погнали их за пределы Отчизны. Далось это трудно, были  и поражения, и  победы.

Патриарх Гермоген был  торжественно погребен в Чудовом монастыре. В 1654 году его нетленные мощи перенесли в Успенский собор Московского Кремля.

Но  до сих пор сатанинские силы стремятся уничтожить единство нашего государства и не допустить Торжества Православия. Для упорной вековой борьбы с ними нам  нужен прекрасный, вдохновляющий   пример священномученика Патриарха Гермогена.
                                                     Алла Тагиева

 

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.