Газета "Вестник" №8 - 2013
Многозначимый праздник — Сретение
Церковно-славянское слово «сретение» по своему значению более многомерно чем то, что по-русски называют «встречей». Оно более уважительно, с почтением молодости к старости, с осознанием необходимости смены старого на новое, и, в отличие от просто встречи, оно обозначает нечто более предопределенное. Это - важное событие, а не просто случайная встреча, которая могла быть, а могла и не быть. Об этом событии повествует Евангелие от Луки. В Иерусалимский храм пришли Богородица с Обручником Иосифом и принесли Божественного Младенца - первенца Девы, которого, по древнему обычаю, на сороковой день после рождения нужно было посвятить Богу.
Пророчески предвидя это событие, одновременно со Святым Семейством к храму пришел святой праведный Симеон. Это был очень мудрый и ученый человек. В свое время египетский царь Птоломей в числе 70 других знатоков перевода пригласил его перевести для своей знаменитой библиотеки Ветхий Завет с еврейского на греческий. Часть работы Симеона составлял перевод книги пророка Исайи. Будучи уверенным в своих знаниях, он решил исправить слова пророка, где речь шла о Деве, которая родит Сына. Он собирался скребком удалить слово «Дева», чтобы заменить его на более правильные, с его точки зрения, слова «молодая женщина». Но тут явился ему Ангел Божий и запретил исправление. А за маловерие, возвестил Ангел, не умрет Симеон до тех времен, пока не исполнится пророчество и не увидит он Богомладенца. С тех пор прошло 300 лет.
По вдохновению Святого Духа он сразу понял, кого несет на руках Дева. Симеон подошел к Ней и протянул руки. И вот в его руках Спаситель мира, Божественный Младенец. Только представьте себе, что испытал Симеон! Какой священный трепет, какую необъятную радость! Человечество теперь спасется, но и мудрец получит освобождение. Из глубины его души вырвалось пророчество: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовил пред лицем всех народов». Но не закончились слова пророчества, и старец продолжил его, обращаясь к Богородице. Он сообщил Деве Марии, что о Младенце-Спасителе будет много споров, непонимания и что Ей предстоит претерпеть много сердечной боли и страданий душевных, видя мучения Сына.
Рядом с ними в храме находилась пророчица Анна. Она уже много десятков лет была одинокой вдовой и все свое время и силы посвящала служению Богу, никогда не отходя от храма. И подошла она к Богородице, и тоже узрела, Кого принесла в храм Дева. И стала объяснять всем пришедшим в храм, что это - Богомладенец. Всем, кто до этого ожидал избавления, всем повторяла она радостно, что пришел Спаситель мира.
Так была перевернута последняя страница Ветхого Завета. Сретение символизирует собой встречу Ветхого и Нового Заветов. Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству...» Для всех верующих Сретение стало, прежде всего, встречей с Господом.
Все лучшее, что было в Ветхом Завете, олицетворял собою святой праведный Симеон, поэтому он и мог нести в руках Божественного Младенца, который был еще так мал (ведь только сорок дней он жил на Земле), но обладал Божественной силой и разумом, чтобы дать жизнь Новому Завету. В Ветхом Завете остался избранный народ - израильтяне, а в Новом Завете стал жить весь верующий христианский мир.
В этот день в православной церкви совершается «Чин благословения свечей». После Божественной литургии пред Царскими вратами благословляются свечи. Потом эти свечи приносят домой и возжигают во время домашней молитвы. Сретенские свечи - символ победы Божественного Света над Тьмой.
Празднику Сретенья Господня посвящена икона «Умягчение злых сердец», на которой семь стрел пронзают Богородицу. Так, по пророчеству Симеона, изображены страдания Девы Марии. В отличие от иконы «Семистрельная» на этой иконе стрелы расположены не в один ряд.
До VI века Сретение было местночтимым праздником только в Иерусалиме и проходило скромно, без особой торжественности. Но в VI веке произошли в Антиохии, друг за другом, два страшных бедствия: разрушительное землетрясение и губительная моровая язва. И одному из благочестивых христиан было открыто, что для спасения людей надо более торжественно и повсеместно отмечать Сретение Господне, что и было сделано. После чего бедствия исчезли надолго.
Простой люд приурочил к празднику Сретения еще и особый день в народном календаре погоды - встречу весны с зимой. К величию православного праздника это никакого отношения не имело. Но для крестьян было очень важно по приметам судить, какая ожидает их погода во время предстоящих сельскохозяйственных работ, чтобы собрать хороший урожай. И это была не просто любознательность, а необходимые знания для обеспечения благосостояния и выживания семьи. Люди верующие, однако, никогда не забывали, что есть Бог, и только по его воле все исполнится.
У каждого народа есть любовь к устному творчеству, и у нас сложились поговорки - результат наблюдений за многие годы. Например, считалось: «Какова погода на Сретение, такова и весна будет. Если холода завернут - весна холодная и поздняя. Если оттепель - весна ранняя и теплая, но урожая кот наплакал». Вот и выбирай - что лучше! «Если на Сретение снег через дорогу метет - береги корма - весны еще долго ждать». На закате ребятишки забирались на сугробы, чтобы звать солнышко «показаться из-за гор - горы». Покажется солнышко - первая встреча с весной прошла благополучно, если нет - жди строгих власьевских морозов (24 февраля). Для празднования встречи с солнышком, как и на Масленицу, пекли блины. Однако не приметы и погода решают судьбы людские и судьбы мира, а промысел Божий.
Алла Тагиева