Газета "Вестник" №49-2012
Деньги в рост
Несколько лет назад Господь привел меня в удивительное место: затерянный в костромских лесах древний тихий монастырь. Был сентябрь. Чтобы передать очарование прозрачных дней приведу строки Бориса Пастернака:
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
Стою в притворе старинного храма и пристально вглядываюсь в икону Страшного Суда, мимо которой раньше всегда проходила не задерживаясь. Тишина хрустального сентябрьского утра, лучи ласкового солнца, проникающего сквозь небольшое оконце над массивной дверью и осветившие на иконе, как будто перстом, одно только место - дно ада - заставили меня остановиться?
Внизу на иконе написаны мучения, которым подвергаются души за самые тяжелые грехи. Каждый грех выделен в отдельный отсек, в котором горит огонь неугасаемый, и сквозь это пламя с трудом можно разглядеть несчастных. Луч указывает мне на конкретный место. Читаю над ним: «Ростовщики».
Да что же это? Почему? Я никогда не давала денег в рост. И тут я вспомнила. Моему родственнику понадобились деньги на покупку машины. Он обратился ко мне с вопросом, нет ли у меня знакомых, которые могли бы дать определенную сумму под проценты? Деньги нужны быстро, продавец ждать не станет, и машина «уйдет» к другому покупателю. Такая знакомая у меня нашлась. Знали мы друг друга давно, она работала в храме, и поэтому ее согласие я получила довольно быстро.
Родственник исправно выплатил и долг, и проценты. И вот теперь я стояла перед иконой Страшного Суда и в моей голове билась мысль, что я виновата. Я сама предложила верующей женщине стать процентщицей и поделила с ней тот самый грех, за который отправляют на самое дно ада. А я ведь даже не покаялась в этом. Евангельский должник собирался отдать вчетверо, так, кажется? Я должна предупредить ее.
Когда я вернулась из поездки домой и рассказала своей знакомой о потрясении, испытанном мною в монастыре, я добавила, что теперь она должна отдать все, что взяла сверх долга обратно. В ответ услышала: «Я ни у кого ничего не выпрашивала. Вы сами предложили мне проценты».
Прошло еще немного времени, и она как-то посетовала: «Я заметила, что с тех пор, как я дала твоему родственнику в долг, у меня деньги не задерживаются. И если раньше они всегда были в запасе, то теперь их нет».
Хочется рассказать еще одну историю, случившуюся на заре моего воцерковления. Тогда я работала в церковной лавке и была свидетельницей многих и многих рассказов, поведанных мне покупателями.
Она была удручена. История, произошедшая с ней, выглядела простой и сложной одновременно. После смерти родителей женщина решила продать их квартиру, чтобы были деньги на старость. Замужем она не была, детей не было, и она понимала, что кормить ее будет некому. Воспользовалась услугами риэлторов (супружеской пары), которых посоветовала приятельница. Когда квартира была продана и деньги получены, к ней в гости пожаловал один из супругов и попросил некоторую сумму в долг под проценты. Женщина не сказала мне какую, а я и не спрашивала. Сказала только, что деньги немалые.
В положенный срок мужчина принес и долг, и проценты, но тут же попросил дать опять на несколько месяцев для осуществления какой-то сделки. И вот уже три года минуло, а денег нет. Звонила в офис, там уже по голосу ее узнают сотрудники и всегда отвечают, что начальства нет. А если и удается поговорить с должниками, те просят подождать еще.
«Что же мне делать?», - спрашивала женщина. В ту пору я и сама только начала воцерковляться, но мне казалось, как и многим новоначальным, что у меня великая миссия и предназначение - спасать всех. И тех, кто не спрашивает, но с моей точки зрения гибнет, и уж тем более тех, кто спрашивает. Случись это сейчас, я бы не раздумывая отправила пострадавшую от мошенников к священнику на беседу, а тогда провела ее сама. За основу полагался опыт, почерпнутый в книгах, проходивших через мои руки.
Посоветовала я ей сначала взяться за чтение сорокадневного акафиста иконе Божьей Матери «Скоропослушница», предварительно взяв на эти труды благословение у батюшки. Заказывать этой иконе молебны, по возможности, лично присутствовать на чтении акафиста в Вознесенской церкви. Там есть храмовая икона «Скоропослушница». Если по силам, то дать обет перед этой иконой, что если вернут деньги, пожертвовать (далее по усмотрению) и меру определить самой.
Моя новая знакомая до этого почти не ходила в храм. А тут с усердием исполнила все, о чем мы говорили. Как на работу ездила раз в неделю на чтение акафиста «Скоропослушнице» в Вознесенский храм, читала по благословению ежедневно акафист дома, ну и ко мне иногда приходила поведать, как идут дела. Как бы над ней ни потешались, она все равно упорно звонила в офис своих обидчиков. Утешало то, что не отказывали окончательно, а передвигали возврат денег на будущее. Вдруг стало известно, что мужчина, который брал у нее деньги, катаясь по двору на мотоцикле, не справился с управлением, упал и на скорости въехал руками в кучу битого стекла, оставленного строителями. «Чем хапал, то и распанахал», - резюмировала моя приятельница.
А потом раздался звонок. Ее пригласили в офис те, кто буквально изводили своими отговорками. Дальше приведу ее слова: «Захожу, а эта пара сидит за столом, у него руки по локоть перевязаны. Я села напротив. Молчим. Через паузу жена, как будто через силу произносит: «Пора нам тебе деньги отдать», - и так беспомощно смотрит на мужа. Тот кивает. Достают из стола деньги, отдают и полное ощущение, что они не хотят этого делать, но делают. Я деньги взяла и молча вышла. Они мне ведь отдали только ту сумму, что брали. Скажи, Маргарита, стоит мне требовать с них и проценты, что набежали за три года?»
Маргарита Драгина