Газета "Вестник" №49-2012

Как нужно и как не нужно относиться к многодетным семьям

Читая статьи о многодетности в православных СМИ, сопоставляя их как с жизнью нашей семьи, так и с наблюдениями за жизнью других многодетных семей, мы пришли к некоторым выводам, которыми хотели бы поделиться. По нашему мнению, проблему многодетности нужно рассматривать не в контексте отношений человек - семья - государство, а в координатах отношений человека с Богом.

 

 

 

Не нужно смотреть на многодетность как на обязанность семьи перед народом или государством.

Раньше человек мыслил себя исключительно как часть семьи, рода, государства. Отдельному человеку невозможно было выжить вне рода, общины. Остатки таких родоплеменных отношений можно увидеть в тех кавказских или азиатских народах, в которых сохранилась традиция многодетности. Однако, как только эти люди попадают в мегаполис, входят в современную городскую культуру, как их тенденция иметь многочисленные семьи сразу же исчезает.

Сейчас человек обладает гораздо большей степенью автономности. Он может уйти из семьи и жить самостоятельно, поменять профессию, место работы, страну проживания. Это не значит, что он больше не нуждается в человеческих общностях - семье, общине, государстве, но характер этих отношений изменился, и не учитывать это невозможно.

Нам нужно искать новые формы взаимодействия людей внутри семьи, церковной общины, государства.

Не нужно стремиться сделать выгодным рождение и воспитание детей.

Проект «Многодетная семья» всегда будет убыточным. Кроме того, отношение к своей семье как к «бизнес-проекту» развращает людей и искажает отношения внутри семьи.

Конечно, мы можем и должны требовать от государства, чтобы перераспределение общественного продукта, собираемых налогов было более справедливым - учитывало факт наличия нескольких детей, а также неработающей жены-домохозяйки у работника и налогоплательщика. Но всерьез рассчитывать на государство и его поддержку не стоит - ни в отношении помощи семьям, ни в отношении пенсии старикам.

Человек не становится счастливее от того, больше у него денег или меньше - счастье к человеку приходит от того, что в его жизни есть отношения с Богом.

Нужно смотреть на многодетность в свете отношений человека,
семьи и Бога.

Иметь столько детей, сколько Бог хочет дать твоей семье - значит, исполнять волю Божию в отношении тебя и твоей семьи.

Воля Божия для семьи может заключаться не только в многочадии, но и в бездетности, и в призвании к усыновлению сирот. Если смотреть на вопрос деторождения именно как на исполнение или неисполнение человеком, семьей воли Божией, тогда ясными становятся не только вопросы деторождения, но и вопросы контрацепции, современных способов репродукции человека - ЭКО, суррогатного материнства и т.д. Ясно, что все это - способы уклониться от воли Божией.

Вопрос в том, что мы хотим исполнять - свою волю или волю Божию. Педагогика Церкви заключена в воспитании в человеке стремления исполнять не свою волю, а волю Божию.

Нужно пересмотреть отношение Церкви к многодетной семье. Нужно относиться к многодетности как к виду аскетического подвига. Можно сказать, что это современный путь к святости.

Невозможно обязать семью быть многодетной - так же, как никто не может обязать человека раздать свое имение, взять свой крест и следовать за Христом. Но есть люди, которые это делают, потому что видят в этом путь к Богу, путь к Царствию Небесному.

К многодетности нельзя принудить, но можно предложить путь создания многодетной семьи именно как путь к Царствию Небесному. Иметь детей - значит, быть со-творцами, со-работниками у Бога. Дать жизнь новым жителям Царствия Небесного - это высшее творчество человека. Такое отношение к рождению детей должно воспитываться Церковью.

Тогда многое встанет на свои места. Тогда дети окажутся не обузой, но данной Богом возможностью спасения, не собственностью, а людьми, которых Бог дает семье на время, чтобы воспитать из них будущих обитателей Царствия Небесного.

Тогда помощь - людей, церковной общины, государства - многодетная семья будет рассматривать не как обязанность окружающих по отношению к такой необычной семье, а как помощь Божию, на которую Господь вдохновляет конкретного человека или организацию ради милосердия к этой семье. Не очень-то по-христиански рассуждать о том, что наши дети когда-то будут кормить женщину, которая сегодня не захотела иметь детей. Может, так оно и будет, а может, и нет. Мы не можем знать, что будет в будущем. Скорее всего, пенсию заменят бесплатной эвтаназией... В любом случае, позиция самодовольного муравья, который ругает легкомысленную стрекозу, не очень христианская...

Нужно усилить роль церковной общины в помощи семьям, в том числе многодетным. Если прихожане знают друг друга, проблемы и нужды друг друга, то понемногу в приходской общине может вырасти система взаимопомощи. Кто-то отдаст вещи, из которых уже выросли дети, или поможет с уроками, кто-то организует детский летний лагерь или возьмет ребенка на дачу, кто-то поможет многодетной мамочке посидеть с детками, отвести кого-то к врачу, подвезет на машине и т.д.

Это - межчеловеческие отношения, они не могут делаться директивно, по обязанности. Это может происходить только по велению сердца, по любви. Для этого нужно активно развивать различные формы горизонтальных связей внутри прихода, внутриприходской деятельности, как о том и говорит Святейший Патриарх, чтобы наши приходы действительно становились «христианскими общинами - системой солидарности, системой взаимодействия и общения, которая формируется в Церкви через молитву».

В церковной общине молодой человек, девушка, которые не смогли в своей родительской семье увидеть пример правильных семейных отношений, смогут увидеть их на примере других семей. Смотреть на счастливую многодетную семью - очень помогает уверовать в то, что если им Господь помог, то поможет и нам.

Нужно пересмотреть «церковную педагогику» в отношении семьи.

Церковь должна «работать» не только лично с отдельным человеком, но и с общностями людей - с семейными парами, семьями, общинами.

В Церкви много говорится о патриотизме, о воспитании гражданских доблестей, а построение отношений между супругами, прощение и любовь считаются естественными, само собой разумеющимися, не нуждающимися в воспитании. А ведь это далеко не так. Ни государство, ни народ не являются установлением Божиим. Господом была установлена только семья и Церковь.

Евангельский подвиг служения ближнему нужно начинать действительно с ближних, с семьи - прежде всего, со своей семьи. Любовь к мужу, жене, детям - это не естественное чувство, свойственное любому человеку. Любовь - это дар Божий: любовь, которая «не раздражается, не завидует, не превозносится, всему верит, всего надеется, все переносит». Она не возникает сама собой, из ничего.

В церковной агиографии сегодня мы найдем очень мало примеров святости именно семьи - не потому, что наши предки не имели представления о святости семейных отношений, просто весь строй жизни был иным.

Отношения между мужчиной и женщиной, положение женщин в обществе, отсутствие средств, позволяющих легко избежать деторождения - все это изменилось сегодня. Времена изменяются, и общество, и человеческие отношения также изменяются.

В католической церкви примером семьи является Святое Семейство - Пресвятая Богородица и святой Иосиф, вместе заботящиеся о воспитании Младенца Христа, Который возрастал в смирении и послушании родителям - «и Он был в повиновении у них» (Лк 2:51).

Возможно, следует говорить, например, о Царском семействе не только как о страстотерпцах, но и как о примере многодетного семейства, о примере отношений в их семье.

Иулиания Лазаревская, которая прославлена Церковью как милостивая и милосердная, была матерью 13 детей и верной послушной супругой. В ее житии поражает то, что оно было написано ее сыном. Мать раздала нищим имение, которое должно было по праву принадлежать детям. А сын, вместо того, чтобы упрекнуть мать в расточительстве, пишет ее житие!

Значит, не только молитвенным подвигом и подвигом милосердия была славна Иулиания. Она воспитала таких детей, для которых богатство отношения с Господом было намного важнее, чем материальное богатство, «расточенное» матерью.

Наверное, есть и другие примеры. Нужно целенаправленно искать их как в истории церкви, так и в современности, чтобы они были помощью и ориентиром для современных семей.

Многодетная семья Простовых

 

Владимир и Татьяна

Простовы

 

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.