Газета "Вестник" №49-2012
Болезнь века — киберзависимость
В 1996 году американский психиатр Айвен Голдберг ввел термин «интернет-зависимость». Считается, что интернетоманией страдают около 10% людей во всем мире.
По степени ухода от реальности киберзависимость напоминает непреодолимую тягу к наркотикам, причем стадии формирования этого болезненного состояния схожи со стадиями привыкания к наркотическим веществам. Если такого человека насильно отлучить от компьютера, то у него начинается нечто вроде «ломки» - он уподобляется наркоману, которому не дали очередную дозу.
Особенно страшно, если под компьютерную зависимость попадают дети. Часто занятые родители, пытаясь занять расшалившегося ребенка, усаживают его за монитор. Они не понимают, что таким образом своими руками толкают свое чадо в ловушку зависимости от компьютерных игр. Впоследствии, если родители запрещают ребенку подолгу играть за компьютером, маленький игроман начинает манипулировать взрослыми: нарочно шалит, чтобы ему снова дали уйти в виртуальный мир. Если сначала сами родители прогоняли ребенка за компьютер, то в дальнейшем их попытки оторвать ребенка от виртуальной игры завершаются страшными скандалами, истериками, припадками со стороны юного геймера. Становясь киберзависимым, ребенок уже не в состоянии самостоятельно прекращать игру. Известен случай, когда подросток скончался от инсульта, просидев за компьютерными играми более двенадцати часов.
Как известно, детям необходимы сказки: погружаясь в выдуманный мир, маленький человек учится у добрых, сильных и смелых героев поступать так же, как и они. Виртуальная игра так же притягивает к себе яркими образами и красочной действительностью. Но она предоставляет ребенка, у которого еще нет внутренней нравственной основы, самому себе. В результате, он, не имея перед глазами примера для подражания, сам становится для себя героем. Человека охватывает чувство мнимой свободы и независимости. В компьютерном мире ему подвластно все: он свободно управляет процессом игры, в ней у него, как правило, несколько жизней - все ошибки легко исправить, а главная цель - победить и выйти на следующий уровень. И это стремление достичь результата становится доминирующим - все остальное, в том числе, нравственные принципы, для геймера уже второстепенно. Естественный «инстинкт игры», на котором паразитирует страсть к компьютерным играм, гипертрофируется. Таким образом, компьютерная игра, мощно воздействуя на эмоциональную сферу ребенка, вводит в его сознание стереотипы агрессивного и эгоистического поведения, зомбирует его. Хуже всего, что свое отношение к бездушным человечкам на экране монитора игрок переносит на реальную жизнь, окружающих людей. В итоге, ребенок полностью утрачивает правильные социальные ориентиры.
Если же по правилам компьютерной игры ребенок должен уничтожать врагов, то, ежедневно видя их кровь и смерть в игре, он черствеет душой и начинает относиться к реальной гибели людей с несвойственным детям хладнокровием и даже цинизмом. Из-за компьютерных «стрелялок» ребенок становится агрессивным, ведь он отождествляет себя с героем, задача которого убивать противников. После таких игр у юных геймеров появляются бандитские наклонности, а конфликтные ситуации они учатся решать только с позиции силы. Согласно исследованиям Американской ассоциации психологов, если дети проводят за компьютерной игрой со сценами насилия даже менее 10 минут в день, то их мироощущение меняется. Выбирая тот или иной вариант поведения, ребенок-игроман предпочитает применять насилие и оценивает себя как агрессивную личность. Несколько лет назад многие были шокированы телевизионной новостью: в Германии недопущенный к экзамену выпускник школы застрелил 13 учителей, двух учеников и полицейского, а затем застрелился сам. Полиция выяснила, что его главным увлечением были садистские компьютерные игры.
Проблема детей, попавших под зависимость от виртуальной игры, еще и в том, что они совсем не приспособлены жить в реальном мире. Там, в компьютерной игре, они ловкие, сильные, отважные - то есть обладают такими способностями, для приобретения которых в реальном мире нужно изрядно потрудиться. Естественно, выйдя из компьютерной игры, ребенок автоматически теряет все «свои» сверхспособности и становится беспомощным в обычной жизни. Это больно бьет по его самооценке, поэтому он пытается вновь попасть в тот виртуальный мир, где чувствует себя сверхчеловеком.
Для того чтобы произошло становление личности, ребенок постепенно должен определить для себя, кто он и каков его смысл его жизни. Для этого обычно дети ищут себя в реальном мире. А ребенок-игроман находит ответы на все свои жизненно важные вопросы в компьютерной игре. Происходит ужасная подмена.
Психологи советуют контролировать, сколько времени дети проводят за монитором, какую информацию ищут в сети. Необходимо с самого начала прививать ребенку научно-познавательный, практический интерес к компьютеру и интернету, чтобы он не был только потребительским и развлекательным.
Борьба с киберзависимостью эффективна, если усилия направлены не на следствие, а на причину зависимости. Почему дети так легко «подсаживаются» на виртуальные игры? Причина в желании получить удовольствие, поднять самооценку и уверенность в себе таким странным для взрослых способом. Особенно игромании подвержен ребенок, испытывающий трудности в общении с людьми. Зачастую он погружается в компьютерную игру, чтобы почувствовать себя победителем, способным преодолеть любые препятствия. Еще одна причина детской игромании - дефицит внимания со стороны родителей или сверстников.
Родителям крайне важно разобраться, чего именно не хватает ребенку в окружающей реальности. Чем привлекают его компьютерные игры? Честно ответив на эти вопросы, взрослые смогут понять трудности в развитии ребенка и свои упущения в его воспитании.
Но здесь родителям необходимо учитывать: обычно увлечение компьютерными играми возникает в подростковом возрасте, то есть тогда, когда ребенок многое стремится сделать наперекор взрослым, чтобы отстоять свое «я». Поэтому только жесткие запреты приведут лишь к усиленной жажде играть. В любом случае можно сказать смело: если у ребенка возникла игровая зависимость, значит, ему не хватает родительского внимания и любви.
Андрей Сигутин