Газета "Вестник" №31-2012

«Свете тихий…»

 Но оказалось, что книга о. Тихона «Несвятые святые» стала потрясением, глотком свежего воздуха. Без всякого нажима и следов агитации эта книга укрепляет веру так естественно, радостно и легко, что жизнь  внезапно озаряется счастьем и светлым чувством  уверенности, что Господь по-прежнему ведет этот мир, и,  осознав это, не пропадет Россия.

 

По давней редакторской привычке я продолжаю следить за современной литературой, особенно  отечественной. Читаю новинки, о которых спорят в литературной среде. Интересуюсь, кто получил очередную премию «Национальный бестселлер». Просматриваю и читаю «толстые» журналы, впрочем «тонкие» тоже. В первую очередь те, что близки мне по духу: «Наш современник», «Москва», «Молодая гвардия», «Русский дом», «Наука и религия», «Вопросы литературы». Этим изданиям чужда модная современная истерия, которая так характерна для большинства СМИ и литературных   новинок...Что же  в мире современной литературы творится! Перевернуты все нравственные нормы. Оскорбительно пересматривается история нашей страны, естественно, с русофобской точки зрения. Всюду, во всех сюжетах - убийства, грабежи, предательство, ненависть, агрессия, богохульство. Преобладает все то же низкопробное, чем потчует нас TV. Возникает просто метафизическое ощущение ужаса и  подступающего ада. Как верно сказал один из писателей: «Мне кажется, что мир - это сумасшедший дом, из которого ушли санитары». Уже и теория придумана, что таким образом, якобы, рождается новая культура, отвечающая запросам ХХI века, рождается современная мораль, новая этика, новая литература и новые правила человеческих отношений, в том числе и семейных. Характерно, что все это очень далеко от православия, да и от русских традиций. Но близко к идеям масонства провозглашающим: «Каждое поколение должно решить, что правильно и что ложно. Нам нужна наука, а не религия, чтобы определить, что хорошо и что плохо. Нам нужна «этика во времени»: «То,  что правильно сегодня, может быть неправильно завтра». Это, по их мнению, означает «соответствовать духу времени». Какие тут вечные ценности! Они считают, что их просто нет! Так удобно - сегодня патриот, а завтра - дессидент. Святитель Игнатий (Брянчанинов) тоже считал, что надо изучать дух времени. Но...только для того, чтобы уметь от него защищаться.

И вдруг среди этого гама, фальши и грязи мне попалась книга архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые» и другие рассказы». Не могу сказать, что чувствовала внутренний трепет и  ждала чего-то особенного, как часто бывает, когда начинаешь читать свято отеческую литературу. Скорее мне было интересно появление нового литературного жанра. В наше время существует литература городская, деревенская, фронтовая. И вот вышло сразу несколько книжек, которые явно обозначили  художественную монастырскую литературу. Это  полезно не только для души, но и с познавательной точки зрения, думалось мне. Ведь именно художественная литература дает очень точный анализ современной действительности, а иногда  и точный прогноз на будущее.

Но оказалось, что книга о. Тихона стала потрясением, глотком свежего воздуха. Без всякого нажима и следов агитации эта книга укрепляет веру так естественно, радостно и легко, что жизнь  внезапно озаряется счастьем и светлым чувством  уверенности, что Господь по-прежнему ведет этот мир, и,  осознав это, не пропадет Россия.

Книга состоит из рассказов и небольших повестей, которые похожи и на проповеди, и на задушевные беседы. И это не «назидательные»  рассказы. Видимо, поэтому в них совершенно отсутствует какой-либо официоз. Автор работал над  книгой два года. Причем, не уединившись где-то в келье,  а в повседневных делах и заботах, в поездках, «на коленках», в автомобиле или в самолете.

Архимандрит Тихон (Шевкунов) очень известен в  современном мире, но, думаю, будет нелишним  напомнить его биографию. Родился он в Москве 2  июля 1958 года. Его мирское имя - Георгий. В 1982 году закончил сценарный факультет ВГИКа - Всесоюзного института кинематографии. После окончания ВУЗа стал послушником  Псково-Печерского монастыря, хотя родительница его была против такого шага. В 1986 году по настоянию митрополита Питирима был переведен в Издательский отдел Московской Патриархии. Через пять лет он сумел убедить родителей в правильности выбранного им жизненного пути и получил их благословение на монашеский постриг. В1991 году принял монашество в московском Донском монастыре. Затем был рукоположен в иеродьякона и вскоре - в иеромонаха. В 1993 году стал настоятелем Подворья Псково-Печерского монастыря в Москве, которое  располагалось тогда в бывшем Сретенском монастыре. Он много сделал для восстановления этой древней прославленной обители. И в 1995 году получил сан игумена, а в 1997 - архимандрита. Отец Тихон - ректор Сретенской духовной семинарии, руководитель Издательства Сретенского монастыря и Интернет-портала «Православие. ru». Кроме того, он - ответственный секретарь Патриаршего Совета по культуре. В феврале текущего года Святейший Патриарх Кирилл совершил чин поставления  архимандрита Тихона во игумена Сретенского монастыря и вручил ему игуменский посох, как наместнику Сретенского ставропигильного мужского монастыря. С марта 2006 года он - академик РАЕН.

По его сценариям были созданы два  документальных фильма: «Псково-Печерская обитель» и «Гибель империи. Византийский урок». Оба фильма получили признание и международное,  и в  нашей стране, награждены несколькими премиями.

Книжку  «Несвятые святые» о. Тихон стал писать почти случайно. Его духовник - старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин), был огорчен вышедшей в 2006 году, после смерти о. Николая (Гурьянова), неудачной книгой, где акцентировались странные чудеса, якобы совершенные о. Николаем. И  архимандрит Иоанн спросил своего духовного сына: «А что, обо мне тоже всякие ереси будете писать?» И озабоченно продолжил: «А ты попробуй, напиши-ка про меня сейчас. Я сам, пока жив, все и поправлю». Молодой архимандрит Тихон написал о нем небольшую повесть. Отец Иоанн ее редактировал и благословил автора на работу над целой книгой о святых отцах, наших современниках. Чудесный старец вскоре  преставился.  А повесть «Отец Иоанн» стала первой  главой в новой книге. Отец Тихон дал очень немногословную, но убедительную характеристику отца Иоанна. «К нему съезжался народ со всех концов России. И все эти тысячи людей ждали от отца Иоанна вовсе не мудрого совета. Советчиков от  человеческого опыта на свете немало. Но люди, появлявшиеся перед  отцом Иоанном, как правило,  в переломные моменты своей судьбы,    хотели услышать от него не о том, как  поступить мудро, а о том, как им поступить единственно правильно. Собственно говоря, этим - познанием воли Божией старец и отличается от всех остальных людей: и от  интеллектуалов-богословов, даже от самых    прославленных мудрецов или от  самых замечательных и опытных  священников».

Герои книги - не только великие старцы, но и обычные люди. Они принадлежат к разным поколениям, рожденным сложным двадцатым веком. Здесь и герои Отечественной войны, и бывшие  лагерные узники, пожилые  и молодые. Но их истории так талантливо написаны автором, что за этими судьбами следишь, ни на минуту не отрываясь от чтения. Перед читателями развертывается блистательная галерея характеров людей, которыми нельзя не восхищаться. И думаешь, как, по Промыслу Божьему, талантлив наш народ. При этом герои вовсе не идеализированы - ничто человеческое им не чуждо. Но это пока не нужно встать на подвиг! Многие из них с честью выдержали гонения, преследования, допросы и тюрьмы, ведь тому поколению нашего священства  пришлось жить при богоборческих властях. В этом смысле наиболее удачными можно назвать повести «Отец Иоанн», «Великий наместник», «Мощи святителя Тихона» и «Преосвященнейший послушник». И так же вызывает уважение  и сочувствие  молодой священник - герой повести  «Жизнь, удивительные приключения и смерть иеромонаха Рафаила».                                                                                     

Все «несвятые святые» так убедительно и ярко представлены автором, что возникает ощущение не только захватывающего чтения, но кажется, что  восхищенно смотришь фильм. Конечно, нельзя не заметить, что автор книги - опытный и талантливый сценарист. Его повествования чужды монотонности и однообразия приемов. Вот сжимается сердце от трагизма ситуаций, потом сочувствуешь герою, разделяя с автором пафос восхищения героем, его стойкостью,  достоинством  и умением постоять за веру. А рядом - изящная шутка, остроумная деталь, которой нельзя не улыбнуться. Прочтите маленький рассказик «Про кота» - вы  вряд ли сможете удержаться от доброго смеха. В книге  большое разнообразие  эмоций. Но и форм  жанров литературных тоже: помимо рассказов и повестей здесь есть и проповеди,  и проблемы богословия, и документальные воспоминания о  случае необыкновенном, который иначе как чудом не назовешь. Маленький шедевр - притча  «Молитва и лисичка».Сколько переживаний, мыслей и чувств вызывают эти всего-то полторы странички текста! 

Книга «Несвятые святые» имеет большой успех у читателей. Критики самых разных направлений и убеждений единогласно (некоторые, издавая «скрежет зубовный») называют ее в числе десяти лучших книг этого года. Вышло уже четвертое издание, причем солидным тиражом - 300 тысяч экземпляров. В книжных магазинах книга «расходится» мгновенно.

Закрываешь книгу, понимая, что получил  нравственный урок, который открывает путь в будущее. Пересматриваешь жизненные принципы, мерила оценки людей. Еще глубже понимаешь, как прекрасны святость и доброта. И все это освещается в душе  мягким неярким светом, как у вечерней зари. Это похоже на чувства, которые испытываешь, слушая на богослужении песнь вечернюю «Свете тихий», когда всей душой веришь и ощущаешь легкое прикосновение света иного, как будто тихо  и смиренно светясь, появился Господь. Молясь, понимаешь, что возникает благодать света вечного, которую подал нам Иисус Христос. И нужно найти силы, чтобы быть этого достойным.

Алла Тагиева

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.