Газета "Вестник" №31-2012
«Свете тихий…»
Но оказалось, что книга о. Тихона «Несвятые святые» стала потрясением, глотком свежего воздуха. Без всякого нажима и следов агитации эта книга укрепляет веру так естественно, радостно и легко, что жизнь внезапно озаряется счастьем и светлым чувством уверенности, что Господь по-прежнему ведет этот мир, и, осознав это, не пропадет Россия.
По давней редакторской привычке я продолжаю
следить за современной литературой, особенно
отечественной. Читаю новинки, о которых спорят в литературной среде. Интересуюсь,
кто получил очередную премию «Национальный бестселлер». Просматриваю и читаю «толстые»
журналы, впрочем «тонкие» тоже. В первую очередь те, что близки мне по духу: «Наш
современник», «Москва», «Молодая гвардия», «Русский дом», «Наука и религия», «Вопросы
литературы». Этим изданиям чужда модная современная истерия, которая так характерна
для большинства СМИ и литературных новинок...Что
же в мире современной литературы творится!
Перевернуты все нравственные нормы. Оскорбительно пересматривается история нашей
страны, естественно, с русофобской точки зрения. Всюду, во всех сюжетах - убийства,
грабежи, предательство, ненависть, агрессия, богохульство. Преобладает все то же
низкопробное, чем потчует нас TV. Возникает просто метафизическое ощущение ужаса
и подступающего ада. Как верно сказал один
из писателей: «Мне кажется, что мир - это сумасшедший дом, из которого ушли санитары».
Уже и теория придумана, что таким образом, якобы, рождается новая культура, отвечающая
запросам ХХI века, рождается современная мораль, новая этика, новая литература и
новые правила человеческих отношений, в том числе и семейных. Характерно, что все
это очень далеко от православия, да и от русских традиций. Но близко к идеям масонства
провозглашающим: «Каждое поколение должно решить, что правильно и что ложно. Нам
нужна наука, а не религия, чтобы определить, что хорошо и что плохо. Нам нужна
«этика во времени»: «То, что правильно сегодня,
может быть неправильно завтра». Это, по их мнению, означает «соответствовать духу
времени». Какие тут вечные ценности! Они считают, что их просто нет! Так удобно
- сегодня патриот, а завтра - дессидент. Святитель Игнатий (Брянчанинов) тоже
считал, что надо изучать дух времени. Но...только для того, чтобы уметь от него защищаться.
И вдруг среди этого гама, фальши и грязи мне попалась книга архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые» и другие рассказы». Не могу сказать, что чувствовала внутренний трепет и ждала чего-то особенного, как часто бывает, когда начинаешь читать свято отеческую литературу. Скорее мне было интересно появление нового литературного жанра. В наше время существует литература городская, деревенская, фронтовая. И вот вышло сразу несколько книжек, которые явно обозначили художественную монастырскую литературу. Это полезно не только для души, но и с познавательной точки зрения, думалось мне. Ведь именно художественная литература дает очень точный анализ современной действительности, а иногда и точный прогноз на будущее.
Но оказалось, что книга о. Тихона стала потрясением, глотком свежего воздуха. Без всякого нажима и следов агитации эта книга укрепляет веру так естественно, радостно и легко, что жизнь внезапно озаряется счастьем и светлым чувством уверенности, что Господь по-прежнему ведет этот мир, и, осознав это, не пропадет Россия.
Книга состоит из рассказов и небольших повестей, которые похожи и на проповеди, и на задушевные беседы. И это не «назидательные» рассказы. Видимо, поэтому в них совершенно отсутствует какой-либо официоз. Автор работал над книгой два года. Причем, не уединившись где-то в келье, а в повседневных делах и заботах, в поездках, «на коленках», в автомобиле или в самолете.
Архимандрит Тихон (Шевкунов) очень известен в современном мире, но, думаю, будет нелишним напомнить его биографию. Родился он в Москве 2 июля 1958 года. Его мирское имя - Георгий. В 1982 году закончил сценарный факультет ВГИКа - Всесоюзного института кинематографии. После окончания ВУЗа стал послушником Псково-Печерского монастыря, хотя родительница его была против такого шага. В 1986 году по настоянию митрополита Питирима был переведен в Издательский отдел Московской Патриархии. Через пять лет он сумел убедить родителей в правильности выбранного им жизненного пути и получил их благословение на монашеский постриг. В1991 году принял монашество в московском Донском монастыре. Затем был рукоположен в иеродьякона и вскоре - в иеромонаха. В 1993 году стал настоятелем Подворья Псково-Печерского монастыря в Москве, которое располагалось тогда в бывшем Сретенском монастыре. Он много сделал для восстановления этой древней прославленной обители. И в 1995 году получил сан игумена, а в 1997 - архимандрита. Отец Тихон - ректор Сретенской духовной семинарии, руководитель Издательства Сретенского монастыря и Интернет-портала «Православие. ru». Кроме того, он - ответственный секретарь Патриаршего Совета по культуре. В феврале текущего года Святейший Патриарх Кирилл совершил чин поставления архимандрита Тихона во игумена Сретенского монастыря и вручил ему игуменский посох, как наместнику Сретенского ставропигильного мужского монастыря. С марта 2006 года он - академик РАЕН.
По его сценариям были созданы два документальных фильма: «Псково-Печерская обитель» и «Гибель империи. Византийский урок». Оба фильма получили признание и международное, и в нашей стране, награждены несколькими премиями.
Книжку «Несвятые святые» о. Тихон стал писать почти случайно. Его духовник - старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин), был огорчен вышедшей в 2006 году, после смерти о. Николая (Гурьянова), неудачной книгой, где акцентировались странные чудеса, якобы совершенные о. Николаем. И архимандрит Иоанн спросил своего духовного сына: «А что, обо мне тоже всякие ереси будете писать?» И озабоченно продолжил: «А ты попробуй, напиши-ка про меня сейчас. Я сам, пока жив, все и поправлю». Молодой архимандрит Тихон написал о нем небольшую повесть. Отец Иоанн ее редактировал и благословил автора на работу над целой книгой о святых отцах, наших современниках. Чудесный старец вскоре преставился. А повесть «Отец Иоанн» стала первой главой в новой книге. Отец Тихон дал очень немногословную, но убедительную характеристику отца Иоанна. «К нему съезжался народ со всех концов России. И все эти тысячи людей ждали от отца Иоанна вовсе не мудрого совета. Советчиков от человеческого опыта на свете немало. Но люди, появлявшиеся перед отцом Иоанном, как правило, в переломные моменты своей судьбы, хотели услышать от него не о том, как поступить мудро, а о том, как им поступить единственно правильно. Собственно говоря, этим - познанием воли Божией старец и отличается от всех остальных людей: и от интеллектуалов-богословов, даже от самых прославленных мудрецов или от самых замечательных и опытных священников».
Герои книги - не только великие старцы, но и обычные люди. Они принадлежат к разным поколениям, рожденным сложным двадцатым веком. Здесь и герои Отечественной войны, и бывшие лагерные узники, пожилые и молодые. Но их истории так талантливо написаны автором, что за этими судьбами следишь, ни на минуту не отрываясь от чтения. Перед читателями развертывается блистательная галерея характеров людей, которыми нельзя не восхищаться. И думаешь, как, по Промыслу Божьему, талантлив наш народ. При этом герои вовсе не идеализированы - ничто человеческое им не чуждо. Но это пока не нужно встать на подвиг! Многие из них с честью выдержали гонения, преследования, допросы и тюрьмы, ведь тому поколению нашего священства пришлось жить при богоборческих властях. В этом смысле наиболее удачными можно назвать повести «Отец Иоанн», «Великий наместник», «Мощи святителя Тихона» и «Преосвященнейший послушник». И так же вызывает уважение и сочувствие молодой священник - герой повести «Жизнь, удивительные приключения и смерть иеромонаха Рафаила».
Все «несвятые святые» так убедительно
и ярко представлены автором, что возникает ощущение не только захватывающего чтения,
но кажется, что восхищенно смотришь фильм.
Конечно, нельзя не заметить, что автор книги - опытный и талантливый сценарист.
Его повествования чужды монотонности и однообразия приемов. Вот сжимается сердце
от трагизма ситуаций, потом сочувствуешь герою, разделяя с автором пафос восхищения
героем, его стойкостью, достоинством и умением постоять за веру. А рядом - изящная
шутка, остроумная деталь, которой нельзя не улыбнуться. Прочтите маленький рассказик
«Про кота» - вы вряд ли сможете удержаться
от доброго смеха. В книге большое разнообразие
эмоций. Но и форм жанров литературных
тоже: помимо рассказов и повестей здесь есть и проповеди, и проблемы богословия, и документальные воспоминания
о случае необыкновенном, который иначе как
чудом не назовешь. Маленький шедевр - притча «Молитва и лисичка».Сколько переживаний,
мыслей и чувств вызывают эти всего-то полторы странички текста!
Книга «Несвятые святые» имеет большой успех у читателей. Критики самых разных направлений и убеждений единогласно (некоторые, издавая «скрежет зубовный») называют ее в числе десяти лучших книг этого года. Вышло уже четвертое издание, причем солидным тиражом - 300 тысяч экземпляров. В книжных магазинах книга «расходится» мгновенно.
Закрываешь книгу, понимая, что получил нравственный урок, который открывает путь в будущее. Пересматриваешь жизненные принципы, мерила оценки людей. Еще глубже понимаешь, как прекрасны святость и доброта. И все это освещается в душе мягким неярким светом, как у вечерней зари. Это похоже на чувства, которые испытываешь, слушая на богослужении песнь вечернюю «Свете тихий», когда всей душой веришь и ощущаешь легкое прикосновение света иного, как будто тихо и смиренно светясь, появился Господь. Молясь, понимаешь, что возникает благодать света вечного, которую подал нам Иисус Христос. И нужно найти силы, чтобы быть этого достойным.
Алла Тагиева