Газета "Вестник" №26-2012

Приложение (продолжение)

Внешняя экспертиза

В контексте обсуждаемой темы Круглого стола был важен взгляд со стороны на опыт Боровска и Тарусы, поэтому участники заседания с интересом просмотрели видеосюжеты о пребывании калининградцев  в Калужской области, перед которыми в один из дней выступил известный отечественный ученый В.И.Слободчиков. С его высказыванием о боровском опыте, прозвучавшем  23 апреля 2012 года в школе №1 г.Балабаново,  а также с высказыванием   директора школы г. Калининграда Е.В.Ивановой во время встречи в Тарусе 27 апреля 2012 года мы вас и познакомим.  В.И. Слободчиков назвал педагогическим открытием то, что показали и рассказали боровские директора. Им удалось раскрыть системную работу вокруг преподавания «Основ православной культуры» по учебным пособиям А.В.Бородиной, не прибегая к научной терминологии. Были явлены смыслы работы педагогов, что ощутили все присутствующие в тот день в школе №1 г. Балабаново.  В.И.Слободчиков обратил внимание, что  «именно православная культура с необходимостью  порождает  внутреннее преображение, но не только потому, что она духовна, но еще  и потому, что  Православие есть  соборность, единство и уклад жизни. Именно православная культура в наибольшей степени способствует формированию детско-взрослых профессионально-родительских общностей».

Всем известно, что  семья - малая Церковь. Но то, что  прозвучало в Боровске, по мнению В.И. Слободчикова, дает серьезные основания надеяться на то, что школа может стать малой Церковью. Надо трудиться в этом направлении. Чтобы стать соборным единством не обязательно вносить обрядовую атрибутику в школу. «Как только православная культура входит в содержание образования, оно  становится специфичным, и его носителями  оказываются все, сопричастные к этому образовательному пространству, где происходит это чудо - явление православной культуры».  Выводы В.И.Слободчикова полностью соотносятся с гипотезой, которая была сформулирована нами в 2006 году при разработке муниципального проекта «Развитие культурной педагогической среды на основе духовной традиции отечественной культуры» (автор Т.В.Анохина), реализуемого в системе образования Боровского района  по благословению митрополита Калужского и Боровского Климента (8, 9,10,11).

Внешняя экспертиза состоялась и в Тарусе. Директор калининградской школы Е.В.Иванова увидела в работе Управляющего совета тарусской школы №1 образец триединого сотрудничества администрации города, школы и духовенства, их совместной слаженной работы. Елена Васильевна рассказала, что у них в городе также созданы управляющие советы в школах, но они в основном занимаются распределением финансовых средств. Теперь же появилась мысль, что вот так, по аналогии с тарусской моделью, и надо строить деятельность управляющего совета. «Хотя в областном центре  это тяжелее,  - заметила Елена Васильевна, - но начинать надо» (12).

Напомним, что экспертные выводы по тарусскому и боровскому опыту стали возможны благодаря тому, что в апреле этого года на протяжении десяти дней на базе Миссионерско-просветительского центра Свято-Пафнутьева монастыря Калужский государственный институт модернизации образования проводил курсы повышения квалификации. Курсы были для руководителей  и заместителей руководителей образовательных учреждений Калининградской области по программе «Образовательное партнерство школы и семьи по вопросам духовно-нравственного развития подрастающего поколения». В составе группы  из 30 человек находились  также начальник отдела модернизации образования Н.А.Строганова, ректор Калининградского областного института развития образования Л.А. Зорькина, начальник УМЦ духовно-нравственного воспитания Калининградского областного института развития образования С.Ю. Афанасьева, директор УМЦ им. С.А.Рачинского М.Е.Соколова, а также директор православной гимназии, руководитель отдела религиозного образования и катехизации  Калиниградской епархии РПЦ протоиерей Сергий Коротких.

 «Одним  из эффектов окончания данных курсов, - говорится в заметке на сайте Калининградского областного института развития образования,  - стало сплочение стажировавшихся в единую команду, объединенную желанием развивать процесс духовно-нравственного развития и воспитания учащихся как в образовательных учреждениях, которые они представляли, так и на уровне региона» (13).

 

Итоги Круглого стола

В результате дискуссии, презентаций и просмотра видеосюжетов о работе таких органов общественного управления образованием, как Муниципальный Управляющий совет образования, Управляющий совет школы №1 в Тарусском районе и Координационный совет по духовно-нравственному воспитанию при администрации Боровского района, участники Круглого стола единодушно сошлись во мнении, что необходимо признать роль глав администраций Боровского и Тарусского районов,  задающих тон в работе по выстраиванию системы духовно-нравственного воспитания в образовательных учреждениях. Их четкая позиция  позволяет открыто консолидироваться и сотрудничать всем социальным институтам, используя различные формы управления образованием. На это обратила внимание собравшихся Л.С.Силаева, дополнившая рассказом о боровской модели видеосюжет студии телевидения  Боровского района о Координационном совете по духовно-нравственному воспитанию, действующем при администрации района много лет.  В настоящее время  состав Совета значительно расширен, возглавляют его два сопредседателя: глава администрации Г.С. Новосельцев и наместник Свято-Пафнутьева монастыря архимандрит Серафим (Савостьянов).

Вторым итогом назвали открытое и плодотворное  сотрудничество с Церковью, особо отметив духовно-просветительскую миссию Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, наместником которого является архимандрит Серафим (Савостьянов). Так что неудивительно, что на протяжении всего заседания в выступлении практически каждого участника подчеркивалась необходимость взаимодействия с Церковью, а член Общественной палаты Калужской области Ф. А.  Никулина,  высоко оценив данное мероприятие, подчеркнула, что Россия исторически всегда была православной страной, поэтому так важно в настоящее время сближаться с теми людьми, которые несут веру.

Третьим итогом стало признание  огромного потенциала общественных форм управления образованием, который необходимо реализовывать на местах. Многообразие форм предусмотрено Законом РФ «Об образовании». В статье 2-ой среди принципов государственной политики в области образования  называются принципы демократического государственно-общественного характера управления образованим и автономности образовательных учреждений. Поэтому так важно на уровне школы и муниципалитета создавать коллегиальные органы управления.

Четвертый вывод касается признания несомненной пользы обсуждения темы директорским корпусом. Именно директор школы лучше других понимает, что расширение самостоятельности школ влечет и расширение ответственности за принимаемые решения. Именно от директора зависит, чтобы  внедрение эффективных механизмов хозяйствования и управления ресурсами стало неотъемлемой частью развития образования, влиять на которое готово все  больше и больше родителей и представителей общественности. Для этого есть  механизмы постоянного и прямого действия, эффективные каналы диалога, общественного контроля, коммуникаций  и «обратной связи». В этом убедились участники Круглого стола на примере работы Управляющего совета школы №1, которым руководит глава города Тарусы Н.Д.Верзилина. Все согласились продолжить практику подобных встреч,  уже  намечены тематические встречи, на которых запланирован обмен опытом и  совместный поиск путей совершенствования системы духовно-нравственного воспитания  не только в школах, но и в муниципалитетах.  Это и стало пятым итогом встречи, вобравшей в себя перспективы сотрудничества двух районов.

 

Общественные инициативы востребованы

«Сегодня качество нашего государства отстает от готовности гражданского общества в нем участвовать,   пишет В.В.Путин в статье «Демократия и качество государства». - Наше гражданское общество стало несравненно более зрелым, активным и ответственным». Теперь есть реальные возможности непрерывно влиять на власть и на процесс принятия ею решений. «Граждане, профессиональные, общественные объединения должны иметь возможность заранее «тестировать» все государственные документы» (15).

Такое  «тестирование» проходит проект ФЗ «Об образовании», и мы надеемся, что будут максимально учтены все предложения. Обратим внимание, что пока в проекте отсутствует  принцип культуросообразности, который бы гарантировал соответствие  отечественной культуры, в духовной своей основе православной,  приоритету  духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина и патриота  России, заявленному в федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения. Поэтому и получается, что на местах для решения государственной задачи   приходится муниципалитетам и образовательным учреждениям через механизмы общественного управления нормативно закреплять наполнение нравственных ориентиров живой водой духовного источника,  которым для Калужской области, как и для большинства регионов России,  является Православие. Напомним, что эту задачу действительного приближения школьного и внешкольного воспитательного дела к путям православной культуры В.В.Зеньковский называл грандиознейшей, а вместе с тем исключительно важной задачей. Если не удастся ничего сделать в этом направлении, то напрасны будут все теоретические построения и организационные начинания, ибо отрава культуры современным «дуализмом» происходит еще на школьной скамье, - так писал ученый в середине прошлого века (16, 31).

А как сейчас обстоят дела с православной культурой в масштабах области и всей страны?  Модуль «Основы православной культуры» - 67,96%  обучающихся  

(по РФ  - 28,7%), 

«Основы светской этики» - 29,3%  (по РФ -  40,7%), 

«Основы мировых религиозных культур» - 2,4% 

(по  РФ - 20,3%),

«Основы исламской культуры»  -  0,3 %  (по РФ - 5,6%),

«Основы иудейской культуры» -  0,02%  (по РФ - 0,1%)

(данные по РФ взяты из материалов коллегии министерства образования и науки  РФ от 20 марта 2012г.).

Хотелось бы утешиться значительным «отрывом» от страны. Но сравнение данных внутри Калужской области вынуждает реально оценить ситуацию в образовательных учреждениях области и задуматься над вопросом о причинах  заметного  снижения  выбора родителями предмета ОПК в марте 2012 года в сравнении с данными в ноябре 2011года. Здесь надо пояснить, что в ноябре 2011 года по инициативе регионального министерства образования и науки повсеместно в школах прошли родительские собрания в четвертых классах, поскольку предполагалось, что курс «Основы религиозных культур и светской этики» дети будут изучать в последней четверти текущего учебного года и продолжать изучать в  начале пятого класса. Однако все произошло не так. Эти дети и их учителя, проходившие курсы по ОРКСЭ в феврале 2012 года, оказались вне плана федерального министерства образования и науки, согласно которому ОРКСЭ решено изучать не разрывая по годам обучения, а на протяжении  нового 2012-2013  учебного года только в четвертом классе.  Таким образом, информация по выборам в ноябре  фактически обеспечила мониторинг ситуации, выводы  которого очевидны. Выбор модуля «Основы православной культуры»:

ноябрь 2011 г. - 72, 7%    

март 2012 г.  - 67, 96%

Выбор модуля «Основы светской этики»: 

ноябрь 2011 г.  - 24, 93%     

март 2012 г.  - 29, 3%.

Эти данные еще предстоит осмыслить в муниципалитетах, а на уровне региона следует, по меньшей мере, поставить вопрос: как произошло, что после организованных курсов повышения квалификации учителей, которые будут преподавать ОРКСЭ, выбор религиозной культуры снизился. Снизился в целом по области. Это снижение «обеспечили» районы:

Малоярославецкий (с 56 % до 30%), Юхновский (с 57% до 37%),

Бабынинский (с 56% до 38%), Жиздринский (с 98% до 63%), Износковский (со 100% до 65%), город Калуга (с 69% до 65%) ,

город Обнинск  (с 40% до 35,6%). Но если проанализировать данные в целом, то оказывается, что в  17 муниципалитетах выбор ОПК колеблется в диапазоне от 100% до 75 %, а еще в 4-х  от 67% до 63%. Это дает возможность сделать оптимистический прогноз на изучение православной культуры в школах Калужской области. О важности этой задачи говорил  Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на IV Съезде лидеров мировых и традиционных религий 30 мая 2012 года: «За счет приобщения к культурному и религиозному наследию формируется личность человека и развивается цивилизация. Религиозное образование приводит человека к постижению Божественного замысла о нем, учит его нравственному поведению. Поэтому крайне важным видится поощрение со стороны государственной власти религиозных образовательных программ, изучения людьми культурных основ и традиционного уклада жизни своего народа».

 

Калужские перспективы

Социальный заказ народа не может остаться без внимания власти, поэтому  в Калужской области за последние год-полтора заметно оживилась работа по духовно-нравственному воспитанию. Хорошим стимулом послужил Договор № 66 от 26 ноября 2010 г. между Правительством области и Калужской епархией. Аналогичные взаимные обязательства закреплены на уровне отдельных муниципалитетов между главами администраций и благочинными (Боровск, Киров, Калуга, Мещовск, Таруса и др.).

Постановлением Правительства области (№ 222 от 13 апреля 2011 г.) утверждено Положение и состав Координационного совета по духовно-нравственному воспитанию при Правительстве области. Подобные органы общественно-государственного управления в духовно-нравственной сфере есть и в муниципалитетах.

Впервые в 2011 году региональное министерство образования и науки решило использовать  ресурс просветительских центров монастырей для проведения на их базе трехнедельных курсов повышения квалификации учителей, преподающих ОПК. А в 2012 году на базе Миссионерско-просветительского центра Свято-Пафнутьева Боровского монастыря  Калужский государственный  институт модернизации образования успешно провел стажировку руководителей образовательных учреждений Калининградской области.

Размышляя о перспективах приобщения детей и молодежи к духовной основе отечественной культуры,  обращаем внимание на следующий факт. По примеру областной Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав  Калужской  области (КДН)в состав районных комиссий стали вводить священнослужителей (по согласованию).  Это свидетельствует о новой тенденции обращения к служителям Православной Церкви органов местного самоуправления для совместной работы по профилактике негативных явлений среди детей и формированию установки на традиционные семейные ценности.

Приведем из Постановления  КДН (№ 6 от 7 июня 2012 г.) две  задачи местным органам самоуправления. Одна касается ознакомления специалистов органов опеки и попечительства, членов комиссии по делам несовершеннолетних с целями, задачами и практикой преподавания предмета ОПК по учебно-методическим комплектам, ши-роко используемым в школах области, а также учебного предмета ОРКСЭ.

Вторая задача связана с необходимостью «направить  работу участников разных форм общественно-государственного управления образованием на  выполнение решений Координационного совета по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи при Правительстве Калужской области в части, касающейся полномочий органов местного самоуправления». Заметим, что ситуация вокруг выбора предмета «Основы православной культуры» будет рассматриваться в ближайшее время на консультативном Совете глав местных администраций муниципальных районов и городских округов Калужской области.

В Постановлении наряду с признанием ведущей роли ценностно-смыслового содержания учебного предмета «Основы православной культуры» в  формировании установки на здоровую и крепкую семью, отмечена положительная  роль министерства образования и науки Калужской области в  организации преподавания предмета «Основы православной культуры» и подготовке к введению курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4-х классах с первого сентября 2012 г. В Постановлении говорится об одобрении  сотрудничества министерства образования и науки Калужской области с Координационным советом по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи при Правительстве Калужской области и с  Калужской епархией РПЦ.

Таким образом, мы становимся свидетелями новых позитивных тенденций в социальной сфере Калужской области. От нас требуется волевое усилие, чтобы, действуя по совести, смело опираясь на призыв президента России, активизировать деятельность общественных форм управления образованием.

Критикуя общественные советы при органах исполнительной власти, президент указывает на формальный  или показной их характер и призывает «...отказаться от ведомственного подхода к формированию таких советов - их состав должна утверждать, например, Общественная палата России, а для региональных органов - соответствующие общественные палаты. Общественные советы должны перестать быть удобными для руководителей ведомств. Надо обеспечить участие в них по-настоящему независимых экспертов и представителей заинтересованных общественных организаций. Установить состав нормативных актов и программ, которые не могут быть приняты без предварительного и публичного обсуждения на Общественном совете. В компетенцию Общественных советов может войти паритетное с самим ведомством участие в деятельности конкурсных и аттестационных комиссий, а также комиссий по урегулированию конфликта интересов» (15).

Большая цитата приводится с одной целью: обозначить вектор совершенствования деятельности калужских общественных структур. К примеру, Координационного совета по духовно-нравственному воспитанию при Правительстве Калужской области, который трижды с момента своего создания заседал,  а принятые отдельные решения до сих пор ждут исполнения в государственных структурах образования. Возможно потому, что  решения Совета носят рекомендательный характер, что следует прочитывать как «необязательные к исполнению». Такой вывод не перечеркивает несомненное калужское достижение, которым  является создание Совета при Правительстве области. Благодаря новой структуре налажен диалог с общественностью, с Церковью. И теперь на повестку дня выходят вопросы нормативно-правового регулирования духовно-нравственной сферы в нашем регионе.

 

Стратегия развития  образования

В контексте калужских перспектив напомним, что известный педагог протоиерей Василий Васильевич Зеньковский мыслил рост православной культуры, культуры, проникнутой духом Православия  и в сознании детей и взрослых утверждающей эту связь, через «островки»  или оазисы православной культуры, которые своим очарованием, своей правдой должны овладеть душой народа. Такие «островки» есть в Калужской области. Например, тарусская школа №1, где высший орган управления образованием принял решение, чтобы все дети изучали ОПК во всех классах. Это решение последовательно претворяется в практику. В Боровском районе такими «островками» можно назвать ноосферную школу и школу №3 г. Балабаново. Есть такие школы в Дзержинске, Думиничах, Калуге, Козельске, Кирове, Людиново, Малоярославце, Мещовске, Сухиничах. А кто позаботится о других детях? Всем ли родителям педагоги помогут сделать правильный выбор в изучении основ религиозной культуры? Всем ли педагогам помогают директора школ разобраться в образовательной политике государства и региона? А в конечном итоге, что каждый из нас со своего рабочего  места может сделать для своего ближнего, для отдельного человека, для конкретной семьи,  для страны,  чтобы жизнь была по любви и правде, по совести и вере?

Будущее нашей страны мы созидаем сегодня. Вспомним слова известного педагога В.В.Сухомлинского: «Сегодня дети - завтра народ». Впервые стратегия модернизации калужского образования в этой сфере была сформулирована в Резолюции широкомасштабного общественного форума «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи», инициированного депутатами Законодательного Собрания (21 января 2011 г.). Форум продемонстрировал единение всех ветвей власти, поэтому будет уместно привести отдельные положения Резолюции.

Участники форума, определяя духовно-нравственное воспитание и развитие детей и молодежи в качестве ключевого фактора становления гражданского общества, констатируя, что социально-экономическое развитие Калужской области невозможно без приоритета духовно-нравственных, культурных ценностей в жизни каждого человека, посчитали важным отметить, что  духовно-нравственное развитие и воспитание детей и молодежи признано важнейшей задачей современного российского общества, от решения которой зависит возможность его нравственного возрождения.

Важным шагом на пути приобщения детей и молодежи Калужской области к традиционным духовным ценностям является организация преподавания в образовательных учреждениях области предмета «Основы православной культуры». Участники Форума посчитали целесообразным: Законодательному Собранию Калужский области сформировать состав рабочей группы по подготовке проекта Закона, регулирующего вопросы духовно-нравственного воспитания и развития детей и молодежи Калужской области. В проекте Закона предусмотреть системное преподавание «Основ православной культуры» на всех ступенях образования, подкрепленное нормативно-правовыми актами и иными инструктивно-методическими документами соответствующих региональных структур и органов местного самоуправления. Публично обсудить данный проект Закона. А в рамках работы Координационного совета по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи Калужской области при Правительстве Калужской области участники Форума посчитали необходимым инициировать разработку межведомственной долгосрочной целевой программы духовно-нравственного воспитания и развития детей и молодежи Калужской области на 2011-2015 гг.

Таким образом, в Калужской области используется «возможность самим гражданам формировать законодательную повестку, выдвигать свои проекты и формулировать приоритеты» (В.В.Путин). На этом пути заметна консолидация  не только Боровска и Тарусы, которые реально осваивают на разных уровнях (школьный, муниципальный) новые формы государственно-общественного управления образованием в духовно-нравственной сфере, но и консолидация  региональных структур с духовенством Калужской епархии. Среди калужан растет понимание, что обращение к православной духовности как истинному источнику нравственной чистоты и красоты, так недостающему сегодня критерию для  различения Добра и зла, сможет помочь противостоять  дальнейшей деградации детей, молодежиобщества и укрепит наше государство.

 

1.         http://eparhia-kaluga.ru/news/69-novosti-za-2012-god/1789-v-buduschee-vmeste.html

2.         http://www.borovskr.ru/files/pravoslavnaya_kultura/obrashenie.doc

3.         http://www.borovskr.ru/files/pravoslavnaya_kultura/doovor_guber.doc

4.         http://www.borovskr.ru/files/pravoslavnaya_kultura/dogovor_borovsk_tarusaq.doc

5.         Асламина И.П., Анохина Т.В. Боровск-Таруса: совместное движение./Газета «Боровский просветитель» №3-2011.

6.         http://www.borovskie-izvestiya.ru/arhiv/-123-124-11543-11644-ot-7-oktjabrja-2011-g/itogi-eparhialnyh-obrazovatelnyh-chtenii.html

7.         http://otdelro.ru/index.php?option=com_content

8.         http://www.pafnuty-abbey.ru/pravoslavie/pravoslavie/?pg=opit_i_persp

9.         http://www.pafnuty-abbey.ru/pravoslavie/pravoslavie/?pg=sodoklad_anohinoy

10.       http://www.borovskr.ru/files/pravoslavnaya_kultura

11.      http://www.pafnuty-abbey.ru/readings/?pg=doklad_ternikova

12.      http://mo.tarusa.ru/novosti/novosti.htm

13.      http://www.koiro.edu.ru/news/news_main/index.php?news=4796).

14.      http://www.ruskline.ru/analitika/2011/09/30/zrimoe_sobornoe_edinenie/

15.      http://premier.gov.ru/events/news/18006/

16.      Протоиерей Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Фонд «Христианская жизнь». Клин, 2002.

17.      Приказ Минобрнауки от 14 декабря 2009 г. № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 13.01.2011 № 2, от 16.01.2012 № 16)

  

Т. В. Анохина,

ст.н.с. ИППД РАО, советник главы администрации Боровского района по вопросам духовно-нравственного воспитания, член Координационного совета по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи при Правительстве Калужской области

 

Цитаты

 

«Сейчас отношения между Русской Православной Церковью и государством переживают особый период и отличаются особой сердечностью. Именно Церковь, и прежде всего она, является поддержкой в трудную минуту для каждого человека и для всего государства.

Из выступления В.В.Путина на церемонии освящения

храма Спаса Нерукотворного образа, 5 июля 2010 года

 

«Сегодня ребенок требует защиты как никогда. Наркотики давно уже вошли в школу, распространение и навязывание агрессии, низменных пороков через средства массовой информации стали привычным делом в нашей повседневной жизни. Самыми незащищёнными оказались дети. Сколько малышей стали жертвами педофилов, наркоторговцев и других преступников, больных людей. Сколько бед и страданий захлестнуло российское общество, уничтожило семьи! Колонии переполнены малолетними преступниками, дома разорены. Семья не может справиться с этими многочисленными проблемами в одиночку. Только в единстве со школой, сделав приоритетным направлением духовно-нравственное воспитание и развитие, возможно как-то противостоять этому обрушившемуся на нас потоку бедствий. Потому что в основе своей все эти проблемы - духовно-нравственные. Великий русский писатель Ф. М. Достоевский утверждал, что формула нравственности - это религия. Каждый честный историк подтвердит, что нравственность у любого народа проистекает из религии и религия всегда была главным институтом успешной социализации человека. Поэтому без религиозно-познавательного содержания не обойтись сегодня ни в образовании, ни в культуре, ни в социуме.

 Для комплексного решения этих проблем уже около двадцати лет посвящено мною  разработке историко-культурологического курса «Основы православной культуры», который уже широко используется в разных регионах России и за рубежом. Конечно, один предмет не исправит сразу все, но многолетний опыт показал, что курс «Основы православной культуры» становится стержнем системы духовно-нравственного воспитания в школе, существенно обогащает школьное образование, оздоровляет детские коллективы и способствует творческому развитию детей и укреплению отношений в семье и между учителями, учениками и родителями».

А. В. Бородина,  автор и разработчик курса «Основы православной культуры»

 

 

 

«Особое внимание должно уделяться русской национальной культуре. Это основной костяк развития всей нашей национальной культуры ...русские - самый многочисленный народ в России, русский язык является государственным, а Русская Православная Церковь - крупнейшей конфессией страны».

Из выступления президента России Д. А. Медведева на встрече

с руководством Федерального собрания 17 января 2011 г.

 

 

«Мы часто сетуем на то, что с распадом Советского Союза была утрачена идеология. По этому поводу возникают разные предложения. Однако идея лежит на поверхности - необходима консолидация общества вокруг

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.