Газета "Вестник" №26-2012

Приложение

Боровск и Таруса: возрождение духовной традиции

 

Информационно-аналитический материал по итогам состоявшегося в Тарусе 23 мая 2012 года обсуждения перспектив государственно-общественного управления образованием в сфере духовно-нравственного воспитания, которое на опыте  Боровского и Тарусского районов Калужской области приобретают конкретные формы, отвечающие потребностям гражданского общества

 

Предисловие

Тарусский и Боровский районы объединяет богатое историческое, культурное и духовное наследие, а также единый подход к его использованию в системе образования. В двух районах давно и успешно идет процесс приобщения школьников с первого класса к духовной основе отечественной  культуры  с  помощью учебно-методического комплекта А. В. Бородиной. Поэтому в марте 2012 года подавляющее большинство родителей, дети которых обучаются в 3-х классах, самостоятельно выбрали  модуль «Основы православной культуры» (ОПК) в новом школьном  курсе «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Этот курс вводится с первого сентября в школах страны в 4-х классах в обязательной части школьной программы.

Сложившийся опыт преподавания предмета «Основы православной культуры» по учебным пособиям А.В.Бородиной позволил тарусским и боровским учителям преобразовать педагогическую среду и уклад школьной жизни, насыщая их духовными и нравственными ценностями Православия. Эти преобразования наполнили  конкретным содержанием школьную систему духовно-нравственного воспитания, эффективность которой зависит не только от государственного управления образованием, но и от участия в управлении общественности.

Правовые основы государ-ственно-общественного управления  заложены федеральными законами «Об образовании» и «О местном самоуправлении». Второй документ, больше известный  как 131-ФЗ, содержит требование об участии муниципалитетов не только в обеспечении материально-технической базы образовательных учреждений, но прежде всего в воспитании  детей.

Как в реальной жизни происходит это участие, по каким муниципальным и школьным моделям строится управление образованием в духовно-нравственной сфере, каковы новые точки сотрудничества двух муниципалитетов? Об этом шла речь на Круглом столе, состоявшемся 23 мая 2012 года в средней общеобразовательной школе № 1 им. Героя России М.Г. Ефремова  города Тарусы.  На нем была наглядно продемонстрирована еще одна особенность двух районов: образовательная политика в них выстраивается благодаря открытому сотрудничеству муниципальной власти с  благочинными 1-го и 6-го округов Калужской епархии Русской Православной Церкви.

Круглый стол запланировали в феврале на XIII Свято-Пафнутьевских образовательных чтениях «Вместе в прошлом, вместе в будущее» (п.10 Резолюции чтений), участником которых стала представительная делегация Тарусского района (1). Наглядно убедившись на педагогической секции в том, что предмет «Основы православной культуры» прочно вошел в наши школы (в  районах  открылись школьные кабинеты основ православной культуры), решили, что настало время обсудить вопросы управления в духовно-нравственной сфере. Местом проведения выбрали Тарусу, приурочив встречу к мероприятиям IV открытого фестиваля «Благословенная Тарусская земля», посвященного празднованию Дня славянской письменности и культуры.

 

Как начиналось  сотрудничество

Становлению дружеских отношений между Боровском и Тарусой способствовали несколько событий. Назовем из них наиболее важные. Это, конечно же, два широкомасштабных мероприятия: Всероссийская конференция «Уроки Смутного времени», посвященная 400-летию героической обороны Свято-Пафнутьева монастыря от польско-литовских захватчиков (Боровск, 29-30 октября 2010 г.), от имени участников которой было направлено Обращение к Губернатору Калужской области и Председателю Законодательного собрания Калужской области с просьбой ввести системное преподавание «Основ православной культуры» в образовательных учреждениях области на всех ступенях образования (2), и образовательный форум «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи Калужской области», инициированный депутатами Законодательного Собрания (Калуга, 21 января 2011 г.). Другие события, хотя и меньшего масштаба, также войдут в историю двух районов. Это  Круглый стол в рамках Межрегиональной православной книжной выставки-ярмарки «Радость слова» (Калуга, 17 сентября 2010 г.), где обсуждалась актуальность преподпвания ОПК, межрайонный семинар по обмену опытом преподавания курса «Основы православной культуры» в школах трех районов: Боровского, Мещовского и Тарусского (Мещовск, 11 мая 2011 г.) и культурно-просветительская встреча «Образовательный ресурс издательской деятельности Свято-Пафнутьева монастыря» (Таруса, 14 декабря 2010 г.).

Именно декабрьская встреча в Тарусе останется в памяти как событие, где были сформулированы конкретные деловые предложения по взаимодействию светских и церковных структур. Это был своего рода первый отклик глав местных администраций и благочинных на региональный документ - Договор (№66 от 26 ноября 2010 г.) о сотрудничестве между Правительством Калужской области и Калужской епархией РПЦ (3).

Собственно региональный Договор  стал стимулом  и правовой основой  проведения тарусской встречи, с которой  пошло стремительное развитие  дружеских отношений и плодотворного сотрудничества. 9 января 2011 г. главами исполнительной власти двух районов Геннадием Станиславовичем Новосельцевым и Евгением Михайловичем Мальцевым был подписан Протокол о намерении сотрудничать в сфере духовно-нравственного воспитания. В Протоколе записали предложение обратиться  к благочинным с просьбой окончательно согласовать текст взаимных обязательств и назначить дату и место подписания четырехстороннего Договора (два муниципалитета и два благочиния). И уже 14 января  Договор был скреплен четырьмя печатями и подписями. Церемония состоялась в конференц-зале Миссионерско-просветительского центра Свято-Пафнутьева монастыря (4, 5). Хорошо запомнилось, как наместник монастыря, благочинный Боровского округа архимандрит Серафим (Савостьянов) на официальной процедуре подписания призвал каждого действовать на своем месте и подчеркнул следующее: «Отрадно не то, что мы гордимся своими успехами в духовном просвещении детей, а то, что, имея мизерные финансовые ресурсы, опираясь на инициативы заинтересованных людей, стали по крупинкам собирать опыт делания и получили первые результаты... Нам нужно объединить усилия: совместно мы принесем больше пользы, чем поодиночке. Нам не надо конкурировать и хвастать своими успехами. Это забота о душе, о детской душе, и здесь нужно быть крайне осторожными. Все должно делаться спокойно и в одном русле» (5).

С той поры все так и происходит. Разве что русло общественно-государственного движения становится глубже и шире, потому что совместные добрые дела сопровождаются новыми инициативами, к которым привлекается все больше заинтересованных людей и не только из двух районов.

На сегодняшний день уже в Калуге, Кирове, Мещовске и других муниципальных образованиях активизировался процесс принятия взаимных обязательств руководства местной исполнительной власти и благочиния по сотрудничеству в духовно-нравственной сфере, где системному преподаванию «Основ православной культуры» отводится достойное место, а также указываются иные компоненты воспитательной работы в школе.

Если вспоминать калужскую сентябрьскую встречу 2010 года, то она  войдет в историю двух районов как первый публичный обмен опытом преподавания «Основ православной культуры», хотя тарусян и  раньше знакомили с боровским подходом решения проблемы формирования духовно-нравственной личности средствами образования. Об этом рассказывали во время курсов лекторы от областного института повышения квалификации учителей   М.Н.Миронова и Т. В. Анохина. Семинар в Мещовске запомнится не только посещением современно обустроенной Кудринской общеобразовательной школы, но и эмоциональным  открытым обсуждением процесса введения в школах курса ОПК, с качественным преподаванием которого участники мещовской встречи связали решение демографической проблемы.

 

Договор «Боровск-Таруса»  в действии

Буквально на следующий день после подписания в Боровске Договора, который назовут условно «Боровск-Таруса», 15 января, состоялась ответная поездка в Тарусу делегации Боровского района, возглавляемой заместителем главы администрации Боровского района А. Н. Ракитиным. Боровчане разделили радость с тарусянами  по случаю торжественного открытия и освящения  в школе №1 Центра духовно-эстетического воспитания и развития детей. Позже этот Центр в газете «Боровский просветитель» назовут Кабинетом будущего, а в повседневной школьной жизни Центр станет больше известен как кабинет основ православной культуры. А потом был Форум в Калуге, где Боровск провел два мастер-класса и принял участие в тарусском мастер-классе «Мы и наша культура». В феврале тарусская делегация большим составом приехала на  XII  Свято-Пафнутьевские чтения, в программе которых был Круглый стол «Пути соработничества в поддержке инициатив Форума "Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи Калужской области"». Итоги Круглого стола опубликованы в статье «Стратегические просчеты и тактические приобретения» в журнале «Православный христианин». Тарусяне были в числе первых, кто откликнулся на приглашение к обсуждению в Боровске проблемы распространения ювенальных технологий. А дальше были областной Круглый стол «В защиту детства, семьи и нравственности», молодежный слет «Пафнутьевград», выступление главы города Тарусы и главы администрации Боровского района на педагогической секции XIV Епархиальных Богородично-Рождественских образовательных чтений (Калуга, 23-25 сентября 2011 г.) и ряд других совместных дел (6).

Но вернемся к дням сегодняшним, к IV открытому фестивалю «Благословенная Тарусская земля». В этом году на его открытии побывала театральная студия «Ковчег» (руководитель А.Н.Лагунов) воскресной школы Свято-Пафнутьева монастыря. Тарусским школьникам показали драматическое сказание «Да исправится молитва моя» по рассказу К. Г. Паустовского «Горячий хлеб».  А накануне дня памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия, 23 мая, Тарусу посетила представительная делегация Боровского района, в составе которой были директора практически всех школ района. Возглавили делегацию и.о. заместителя главы администрации района, завотделом культуры И.А.Башкирева и завотделом образования администрации, заместитель сопредседателя Координационного совета по духовно-нравственному воспитанию при администрации района Л. С.Силаева. От благочиния в поездке участвовал иерей Анатолий Чернов. В поездке также  приняли участие советник главы администрации по вопросам духовно-нравственного воспитания Т.В.Анохина, корреспонденты студии телевидения Боровского района и газеты «Боровские известия». 

В первой половине дня боровчане знакомились с историей Тарусы, ее богатым культурным наследием, путешествуя по городу и посещая тарусские музеи. Вторая половина дня прошла в средней общеобразовательной школе № 1 им. Героя России М.Г. Ефремова. Гости посетили школьные музеи, познакомились с выставками проектов «Спешите делать добрые дела», «Меня зовут...» и приняли участие в Круглом столе «Перспективы государственно-общественного управления в сфере духовно-нравственного воспитания детей и молодежи Тарусского и Боровского районов». Деловая часть визита оставила не менее яркие впечатления, нежели знакомство с культурным обликом Тарусы.

 

Кому нужен Управляющий совет?

Управляющий совет нужен директору школы, как показалось в начале заседания Круглого стола. Но чем больше знакомились с тарусским опытом, тем яснее проступал смысл усиления государственного управления общественным. Совет нужен родителям, детям, учителям, муниципальной власти и школе как живому организму. Рассмотрим все по порядку и назовем тех, кто представлял на Круглом столе Тарусский район. Отрадно заметить, что участников межрайонного мероприятия приветствовали главы муниципальной власти и церковной власти: Евгений Михайлович Мальцев и протоиерей Леонид Гвоздев. В заседании также участвовали: заместитель главы администрации района О.Э.Ленц, глава города Н.Д.Верзилина, и.о. завотделом образования администрации района С.В. Телицына, директор школы № 1 Е.В. Котова и ее заместители, руководители проектов и психологи этой же школы,  а также директор школы № 2 Л.А. Архипова и два ее заместителя, журналист газеты «Октябрь» И.П.Асламина.

Глава района Е.М.Мальцев, изложив свою твердую позицию о необходимости консолидировать усилия государства, общества и Церкви, назвал становящимся историческим сотрудничество, скрепленное четырехсторонним Договором. С заметной удовлетворенностью глава прямо сказал, что через тарусскую модель  общественного управления  образованием оказывается  огромная помощь власти.

«Но и школа только выигрывает от такого соуправления», - убеждала всех  председатель Управляющего совета школы №1 Н. Д. Верзилина, у которой дети учились и сейчас учатся в этой школе. Из  доклада  директора школы Е. В. Котовой   о деятельности  Управляющего совета  школы стало известно, что через школьный  Совет  удалось кардинально изменить отношение родителей к школе и открыто принять  такие решения, как участие школьников в субботниках, введение предмета «Основы православной культуры» на всех ступенях образования.

Об отношении детей и родителей к этому предмету говорили многие. «Дети, чувствуя чистоту заповедей, тянутся к ним: и это естественно - в каждом ребенке присутствует нравственное начало», - заметил настоятель храма в честь Вознесения Христова, благочинный 6-го округа  протоиерей Леонид Гвоздев. А вот со стороны родителей бывает противление, которое, возможно, от боязни и неумения воспитывать детей на основе заповедей. «А ведь как должна развиваться жизнь народа? Сердце народа - это его вера, культура - это экстраполяция веры на практическую область: во взаимоотношения между людьми, материальную культуру, в культуру быта, образование. Все это должно стоять на фундаменте - на вере. Все мы были свидетелями, как более чем 80-летний опыт создания атеистического государства потерпел крах.... Мы не должны забывать, что сегодняшняя наша текущая работа предельно трудна, требует от нас напряжения всех сил», - заключил отец Леонид.

Таким образом, Управляющий совет школы, принимая решение о введении предмета ОПК в каждом классе, оказывается чрезвычайно нужным родителям и детям. Он  помогает в тех случаях, когда родители, сами того не ведая, могут невольно навредить своим детям. Ведь не секрет, что значительное число родителей были лишены в свое время возможности прикоснуться к животворящему источнику нравственной чистоты. И не вина их в этом, а беда. Так они могут ущемить право своих детей на свободу мысли, совести и религии. «Дети имеют право разговаривать на своем языке, исповедовать свою религию и пользоваться своей культурой». (Международное законодательство о правах ребенка: Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 года.  Статья 14.). Поэтому так важна последовательная работа с родителями через родительские комитеты и советы, а также через Управляющий совет школы как высший орган управления образованием.

 

В школе появится «Родительская»

Е.В.Котова, пояснила, что уже в прошлом году ситуация кардинально изменилась и родители захотели войти  в школу, стать полноправными участниками образовательного процесса. Несомненный вклад внесли школьный психолог Ж.Л.Флинт и учителя, которые активно включились в просвещение родителей и организацию совместных дел с детьми. Назовем несколько дел и просветительских тем: «Семейный очаг», «Я и моя семья», «Курс ОПК - средство гармонизации общества»,  «Семья и род», «Что мы теряем, став взрослыми», «Как воспитать мальчика и как воспитать девочку», «Семейное чтение - шаги навстречу книге». Учителя вместе с родительским активом придумали, что одновременно с посвящением первоклассников надо посвятить и родителей в «родителей первоклассников». Какие удивительные фотографии с этого праздника! Даже детям, которые живут только с мамой, в увлекательных играх  этого дня посчастливилось ощутить отцовскую силу и любовь, потому что все были вместе большой дружной школьной семьей.

Есть еще одна удивительная затея родителей и педагогов первой тарусской школы. О ней боровчане впервые услышали от Н.Д.Верзилиной во время ее выступления на пленарном заседании Свято-Пафнутьевских чтений. Идея создать в школе «Родительскую». Есть же «Учительская», а почему нет «Родительской»? По мере «втягивания» родителей в жизнь школы назрела необходимость преобразовать «Уголок родителей» в школьном коридоре в культурно обустроенное место для встреч родителей с учителями и родителей с родителями. С расширением сфер влияния Управляющего совета у родителей пробудилась невероятная активность, им понадобился свой «родительский кабинет». Так что школе не случайно присвоен статус ресурсного центра федеральной стажировочной площадки по теме «Повышение педагогической культуры родителей как базового условия  решения задачи духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения». Здесь уже сегодня много интересного.

Н.Д.Верзилина, одновременно руководящая Муниципальным Управляющим советом образования и Управляющим советом школы №1, обратила внимание участников заседания на то, что школы теперь обрели невиданную ранее самостоятельность, которой надо умело пользоваться. Об этом Наталья Денисовна не раз говорила с трибуны региональных  и межрегиональных форумов. Об этом также речь шла и на заседании Координационного совета  по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи при Правительстве Калужской области. Совет рекомендовал руководителям образовательных учреждений и руководителям муниципальных органов власти, представители которых входят в школьные органы  управления образованием, шире использовать новые полномочия по влиянию на содержание образования.

Областные рекомендации актуальны для  регулирования  именно духовно-нравственной сферы, которая в Калужской области определяется тем, что подавляющее число жителей считает себя православными. Поэтому в школах нашего региона давно ведется преподавание ОПК, а в условиях, когда новые предметы курса «Основы религиозных культур и светской этики» становятся обязательными в школьной программе четвероклассников с нового учебного года, важно сохранить и использовать накопленный калужский опыт. Он позволит школьникам углубленно изучать православную традицию, не ограничиваясь одним годом обучения. Важно, что через содержание предмета конкретизируется система духовно-нравственного воспитания детей и молодежи нашего региона.

 

Задача поставлена  государством

Известно, что в федеральном стандарте второго поколения введена новая образовательная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». И сейчас в стране идет разработка содержательного ее наполнения. В этой связи заметим, что задача сохранения и использования опыта не придумана нами, а поставлена в прошлом году на  заседании Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве России, которое проходило под руководством заместителя председателя Правительства РФ А.Д. Жукова, а поэтому должна быть исполнена.

Приведем фрагмент выписки из Протокола № 1 (61) от 04 октября 2011 г.

I.в) рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

  • во взаимодействии с религиозными и иными заинтересованными организациями в срок до 1 декабря 2011 г. принять меры по созданию необходимых условий для исполнения поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 о решении организационных и финансовых вопросов, касающихся введения с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях новых предметов (выд.-Т.А.): основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики - для изучения учащимися по их выбору или по выбору их родителей (законных представителей);
  • при реализации комплексного курса обеспечить сохранение и использование накопленного опыта духовно-нравственного воспитания и образования обучающихся с учетом этнокультурных и конфессиональных особенностей регионов (выд.-Т.А.);
  • содействовать распространению опыта работы региональных координационных советов по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений при введении комплексного курса во всех субъектах Российской Федерации (7).

Фактически в Калужской области мы сейчас имеем дело с двумя организационными подходами к ведению культурологического предмета «Основы православной культуры», содержание которого войдет в перспективе в новую образовательную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», предусмотренную федеральным стандартом второго поколения. Эти подходы мы назовем «качественным» и «количественным».

«Качественному» подходу соответствует  организационная модель, которую условно можно назвать «качество в ущерб количеству», а количественному - модель «количество в ущерб качеству». В первом случае речь идет о качестве преподавания по всем годам обучения, и по этой модели значительное число калужских школ давно и успешно работает. В таких школах предметы: «Основы православной культуры», «Православная культура» ведутся с первого (второго) класса по программе, разработанной по всем годам обучения. Школьники обеспечены учебными пособиями, рабочими тетрадями, демонстрационными таблицами. Преподают подготовленные учителя. Другими словами, качество преподавания гарантируется. Но курс, как правило, включен в вариативную часть школьной программы, что означает следующее: в одном районе или городе одновременно есть школы, где изучают ОПК, и где  процесс изучения не организован. Таким образом, качество преподавания сопряжено с изучением малым количеством детей в масштабе всей страны или региона.

Чтобы в перспективе решить проблему количества и приблизиться  к повсеместному  качеству преподавания придумали «количественный» подход, который апробировался в ряде регионов, и теперь модель «количество в ущерб качеству» вводится повсеместно. В соответствии с этой моделью решается задача увеличения количества детей, изучающих основы религиозной культуры. Изучают, правда, пока только четвероклассники, но зато по всей стране. Пока только один год и один час в неделю. Но зато в каждой школе   страны. Курс включен государством в школьную программу в ту часть, которая инвариантна, то есть неизменна на всей территории страны.

В СМИ встречаются высказывания о дальнейших планах государства расширить преподавание основ религиозной культуры и ввести обязательное преподавание  в 7 и 10 классах. Постепенно государство намеревается «переводить» предмет из вариативной части в обязательную часть школьной программы. Так «количество» сможет перерасти в «качество», и в стране будет единый подход: «качественный и количественный». Поэтому на Круглом столе еще раз прозвучало, что сейчас в образовании мы имеем дело с разным содержанием предметов, одинаково поименованных. «Основы православной культуры» по учебному пособию А.Кураева - это одно, а «Основы православной культуры» по учебному пособию А.В.Бородиной  - это другое. На сегодняшний день эти учебные пособия заметно отличаются. 

Таким образом, в школах Калужской области будут одновременно развиваться два подхода: количественный и качественный. Что никак не навредит детям, при условии ответственного выбора родителями модуля ОПК, а наоборот:

1)       позитивно скажется на качестве образования, поскольку через обогащение базовых гуманитарных дисциплин духовной лексикой (основными понятиями Православия и философии) откроются детям истинные смыслы и глубины русского литературного наследия, равно как и зарубежной классики;

2)       восполнится пробел в знаниях детей по истории нашей Родины, по истории и основам культурообразующей религии России - Православия;

3) восстановится главный ориентир в воспитании - соответствие поведения растущего человека нормам духовности и нравственности, сформируется у школьника способность различать добро и зло, что поможет ему в нравственном выборе, научит делать добро;

4)       обеспечится приобщение детей к историческому, культурному и духовному наследию малой Родины.

В заключение обратим внимание, что не только государством поставлена задача сохранения многолетнего опыта работы. Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на XX Международных Рождественских образовательных чтениях подчеркнул: «Важно сохранить, - и я уже говорил ранее, - тот объем преподавания ОПК, который уже имеется».

Учителям и директорам школ следует помнить, что из имеющегося разнообразия учебных пособий следует использовать только те, которые выпускаются издательствами, имеющими федеральный допуск (17).

 

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.