Газета "Вестник" №24-2012

Защита монастыря от советской власти в 1922 году

Окончание. Начало в №23.

Мобилизация на защиту

Жительница села Роща Никитина Параскева Васильевна, 60 лет, обвинявшаяся по делу, первая дала показания: «Шла вечером от вечерни 10 марта 1922 года, мне по дороге мужики сказали: ты, тетка Параскева, пройди по домам и скажи всем, чтобы завтра утром все шли на защиту монастыря, но какие мужики, я не знаю, так что их много шли ... совсем никого не знаю. ... и я зашла в несколько домов и сказала...», «но какой-то мужик из толпы махнул рукой, и представители пошли опять, а я оглянулась и сказала, кому это они кричат, а ребятишки сказали, это мужики кричат тебе, чтобы ты сказала мужикам на дому, чтобы они пришли завтра к монастырю», «... чтобы они (сельские председатели) оповестили население, чтобы собираться к монастырю... чтобы не дать ничего из монастыря». Одним словом, созывала народ.

Из материалов следствия: «Довольные своим успехом, вечером того же числа, все указанные выше граждане (о них далее - прим. сост.) снова собрались на углу с. Роща и снова обсуждали вопрос, чтобы и при второй попытке изъятия уполномоченный оставил до приезда Епископа. И на второй день 10-го марта собравшаяся толпа начала расширять свои действия...» .

 

С оружием в руках

По показаниям Богомолова, события разворачивались следующим образом. «Утра 11 созвал заседание Укома, совместно с тов. Артемовым решили выступить с оружием в руках, занять монастырь и работать. Набрали со всего города 13 штыков, назначили т. Морского командиром отряда, т. Артемова - руководителем сил, а меня - руководителем работ. Перед этим кое-кого арестовали. Винтовок хороших нет, собрали берданки и наганы. Сооружили из поленьев в санях вид пулемета, привязали винтовку, дуло чуть открыли, покрыли попоной и двинулись в монастырь, там почти никого не оказалось, моментально заперли ворота, а толпа человек в 200 уже собралась и ринулась к другим воротам, проломала их, схватила одного нашего товарища, пустили в ход приклады, ничего не помогло. В силу необходимости, не ожидая команды, наши дали несколько выстрелов в воздух, а толпа уже ворвалась. Переговоривши с тов. Артемовым, решили уехать, о чем сказали толпе, мотивируя тем, что нет ни Епископа, ни Архимандрита, у последнего были ключи. Толпа кидала камнями, если бы открыть стрельбу, можно было бы убить человек 50 и делу не помочь. Таким образом, с ведома т. Артемова, уехали, с нашей стороны никаких потерь не было, а из толпы попало двум бабам, но не тяжело. В дальнейшем решили выудить кое-кого, ожидать приезда Епископа, ибо без него ничего не выйдет, а если, паче чаяния, не удастся сговориться с ними, привлечь его к ответственности и подобрать материал, возложив на него всю ответственность. Прошу указаний, если брать силою, надо устроить настоящий бой, у нас ни людей, ни сил нет,  а потребуется не меньше баталиона и обязательно часть кавалерии, объявив местность на военном положении. Лично я думаю, что с Епископом кое-что сделаем, а в противном случае придется его арестовать. Если согласны с моим планом переговоров с Епископом, сообщите».

Из рапорта ГУБОТДЕЛА ГПУ: «Для полного успокоения на место происшествия из Калуги во главе с НАЧСОЧ т. Волотовским был отправлен отряд роты войск ГПУ, и по приезде на места последним и был водворен порядок. По приезде тов. Волотовского на место было усмотрено, что вся работа в весьма скрытом виде была организована Архимандритом Сергием, арест какового, а также и других, послужил к немедленному успокоению, и тем самым полностью произошло изъятие из Монастыря, так и в других церквях. Из свидетельских показаний устанавливается, что в монастыре было получено воззвание Патриарха Тихона  от 28 февраля 1922 года ... На мельнице, принадлежащей Монастырю, также обнаружены воззвания в количестве 3-х штук от патриарха Тихона и Священного Собора, относящихся к 1917 г. и 1918 г. В связи с арестом Епископа Боровского Алексия за укрытие церк. Ценностей предстоит ряд допросов свидетелей, каковые должны пролить свет на действие пастырей Пафнутьевского Монастыря».

И еще из допроса отца Сергия: «В тот же вечер пришла телеграмма за подписью Главы Главмузея Троцкой Н.И. (супруга Л.Д. Троцкого - прим. сост.) на Губисполком и Боровский Уездисполком: «... никаких изъятий до приезда представителей Главмузея».  После этого я успокоился. Почему не успокаивал народ? - не было достаточно авторитета... С 14 на 15 марта приехал епископ с представителями музея Померанцевым и Силиным. Утром я показал им все достопримечательности. Во время осмотра меня потребовали в город, арестовали вместе с другими представителями приходской общины».

 

Герои сопротивления

Следствие установило, что кампания срыва ИЦЦ подготовлялась раньше дня за два, т.е. 7-го числа гражданами с. Рощи. Архивы дают нам имена защитников монастыря. Из материалов дела узнаем об арестованных сельчанах - все жители подмонастырских сел Роща и Рябушки, кроме Москалева, он из с. Ильино:

Самые тяжелые обвинения были в адрес архимандрита Сергия (Гришина): ст. 62 УК РСФСР от 1 июня 1922 г. (контрреволюционное действие, направленное на свержение рабочее-крестьянской власти путем возбуждения населения к массовым волнениям), ст. 74 (преступление против порядка управления ... сопряженное с сопротивлением или неповиновением законам советской власти, с препятствованием деятельности ее органов и иными действиями, вызывающими ослабление силы и авторитета власти), ст. 119 (использование религиозных предрассудков масс с целью свержения рабоче - крестьянской власти или для возбуждения к сопротивлению ее законам и постановлениям), ст. 123 (присвоение себе религиозными или церковными организациями административных, судебных или иных публично - правовых функций и прав юридических лиц).

 Дешин Осип Петрович, 48 лет, из числа членов комиссии, который осматривал ценности, но не подписал акт об изъятии; после разговора с Архимандритом Сергием  отдает распоряжение председателю сельсовета с. Ильино Москалеву Степану Герасимовичу о посылке граждан их села к Монастырю, чтобы отложить изъятие. Обвинен по ст. 77 (участие в беспорядках ... сопряженных с явным неповиновением законным требованиям властей или противодействием исполнению последними возложенных на них законом обязанностей или понуждением их к исполнению явно незаконных требований, хотя бы неповиновение выразилось только в отказе прекратить угрожающее общественной безопасности скопление).

Рязанцев, требовавший  отложить изъятие до приезда владыки, он закричал «караул», когда увидел, что красноармеец сшиб беременную женщину прямо в лужу и напер на нее коленом. Ст. 77.

Калинин Иван Александрович, 58 лет. Виновным себя не признал: «Когда приехала комиссия по изъятию, я со старухой пилил дрова. Слышу шум, посмотрел, вижу: прошел отряд, и побежал народ, и я также побежал. Около монастыря увидел Акулину, которую сбили с ног. Я не стерпел и закричал «караул», беспорядок: люди без оружия, а вы тут безобразничаете, вот даже женщину беременную спихнули в воду. Народ шел толпой». Ст. 77, 86 (Сопротивление отдельных граждан представителям власти при исполнении ими возложенных на них законом обязанностей или принуждение к выполнению явно незаконных действий, сопряженные с убийством, нанесением увечий или насилием над личностью представителя власти). 

Воробьев: «виновным себя признаю или «нет», сказать не могу. У меня в это время было несчастье: угнали лошадь, и я сильно был взволнован и ничего не помню. К монастырю приходил, народу было много, я посмотрел и ушел. В самом монастыре не был. Разговоров об изъятии ни с кем не вел». Ст. 77.

Чернов Андрей Семенович, 55 (62) лет, житель с. Рябушки, говорил: «На колени перед Богомоловым становился, плакал и просил изъятие отложить до приезда владыки». Ст. 77.

  Коленов Константин Васильевич, 60 лет, церковный староста Рощинской Церкви, по инициативе Коленова селяне обсуждали, как действовать, и решили не давать ценности из монастыря, в момент изъятия поставить население в известность. Ст. 77.

Шипилин Василий Назарович, 39 лет, посылал Никитину Прасковью по селу созывать граждан. Обвинение по ст. 77, 86.

Жукова Акулина Андреевна, 43 лет, пыталась использовать для созыва сельчан набатный звон церкви с. Роща, чего не допустил священник Ватолин. Обвинялась, как и Никитина, в попытке нанести оскорбление действием представителю власти т. Богомолову. Ст. 77, 86.

Москалев Степан Герасимович, 62 лет, житель с. Ильино, созвал собрание граждан своего села, предварительно ругая Советскую Власть и коммунистов, призывал идти на защиту монастыря. Ст. 105 (Злоупотребление властью... которые, не будучи вызваны соображениями служебной необходимости, повлекли за собой нарушение правильной работы учреждения, или предприятия, или общественного порядка), ст.119.

Кроме перечисленных, по делу также привлекались: Поляков Иван Васильевич, 47 лет; Дешин Николай Федорович, 70 лет; Рязанцев Василий Власьевич, 39 лет; Воробьев Иван Александрович, 60 лет; Подшивалов Петр Прокофьевич, 68 лет; Болховская Акулина Алексеевна, 36 лет. Все по ст. 77, 86.

В приговоре мирянам говорилось, что по уговору между собою и с заранее обдуманной целью, под предлогом невинной просьбы якобы о временном приостановлении ИЦЦ до приезда Епископа, тормозили работу уполномоченных, а также ставили население в известность о происходившем изъятии,  что первые бросились в сломанные ворота.

Хотя кодекс был очень жестким в отношении неповиновения советской власти (например, ст. 86 предусматривала ВМН), приговор был мягким, наказание условным. Почти все оправданы ввиду того, что совершили преступление впервые и что происходят из крестьянской среды. 

 

ИТОГИ

По завершении операции в шифротелеграмме от 17 марта 1922 г. секретарь Калужского Губкома РКП(б) Артемов докладывал в Москву: «Сообщаем, что была трехдневная забастовка ... Были волнения среди рабочих в связи с ИЦЦ» И далее, общее отношение населения к изъятию ЦЦ характеризуется как отрицательное.

Но приговор суда не поставил точку в этом деле. Спустя четыре месяца,  вышестоящая инстанция (прокурор УПРСУДНАДЗОРА ВЕРХТРИБА ВЦИК) приговор отменила и потребовала доследования, так как без показаний Богомолова и Ляпунова следствие якобы отличалось неполнотой. Может быть, это было сделано не без участия Богомолова, ставшего к тому времени прокурором Калужской губернии.

При доследовании Богомолов показывал: «Прибыл для изъятия, архим. Сергий стал «...нам ставить в колеса спицы», «начал отлынивать», «... я заметил, что такое поведение его к представителю высшего губернского органа власти недопустимо», видя, что «...архим. было желательно взбудоражить население», «...я предложил Ляпунову проследить за архим. И он увидел, как Гришин говорил какой-то женщине... очевидно посылает за кем-то еще», «было ясно, что архим. начал действовать секретно», «вдруг в покои архим. без всякого предупреждения ввалилась толпа из 5-4», «... я заявил тут же Гришину о том, что всю ответственность возлагаю на него», «из толпы кричали: жулики, грабители, а Гришин стоял и улыбался». «На утро (другого дня) опять толпа... здесь женщины стали ложиться на дороге и не давали нам проходу, а одна схватила меня за воротник и начала трясти, отряда у меня не было, работать было невозможно...», «... на следующий день ... снова явилась толпа, изъятие произвели в присутствии Епископа Алексия и представителей Главмузея после того, как из Калуги прибыл отряд. Здесь толпа попыталась войти в монастырь, но отряд рассеял ее», «... было изъято немного ценностей, так как представители Главмузея почти все ценности определяли как художественные».

По существу доследование ничего не добавило, но приговор ужесточили: Архимандрит Сергий (Гришин) приговорен к 4 годам заключения и высылке из Калужской губернии, остальных осудили на 1 и 2 года лишения свободы.

О приговоре настоятелю, епископу Алексею (Житецкому), в деле ничего сказано. Он обвинялся по сокрытию предметов трудовой коммуны от налогообложения по ст. 80 (уклонение от налогов) и 123 (присвоение себе религиозными или церковными организациями административных, судебных или иных публично  - правовых функций и прав юридических лиц). Дело его велось отдельно, И на этом, в заключении, след его теряется. Ранние гонения оставили мало письменных источников. В отдельных случаях сохранились только ордер на арест и приговор к расстрелу, а порой нет и этого, как нет данных по епископу Алексею.

Местонахождение изъятых церковных ценностей - редких и древних книг, икон, церковной утвари - за малым исключением, неизвестно.

Время показало, что за годы советской власти произошла отрицательная социальная селекция. Почти все вожаки, люди социально ответственные, нравственно-принципиальные были физически уничтожены на расстрельных полигонах, погибли в войнах или сгинули в ГУЛАГе. А большинство уцелевших отучилось от самоорганизации на созидание, на позитив, привыкли выживать в одиночку, как в тюрьме. Почти все унаследовали с советских времен гражданскую пассивность и отсутствие навыка к самоорганизации на добро. Новомученики и Исповедники Российские XX века ставят современному человеку высокую и одновременно простую задачу - жить не по лжи, а по совести. Созидать добро в семье, приходе, восстанавливая в себе замутненный годами советской власти Образ Божий. Созидание настоящего зависит от того насколько ответственно мы управляем своей жизнью, как отвечаем на вызовы изменчивого мира, или же мы пассивно и безучастно созерцаем эти перемены, покинув корабль истории. И пример нам, прихожане прошлых лет, которые не пошли против своих религиозных чувств и убеждений, не побоялись защитить монастырь и выступить против власти. Хотелось бы предложить  в память этого события установить в монастыре памятную доску с их именами. 

Послушник Георгий Грачёв

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.